Система банковского законодательства
Правовые нормы всегда содержатся в официальных до- кументах — нормативных актах. Соответственно от систе- мы объективного права нужно отличать систему его источ- ников (форм) или систему законодательства.
Основное отличие этих двух понятий заключается в том, что первичным элементом системы права является право- вая норма, а первичным элементом системы законодатель- ства выступает нормативный акт.
При этом следует иметь в виду, что понятие «законода- тельство» может употребляться в двух значениях: в широ- ком — как система всех нормативных актов и в узком — как система только законов федерального уровня. В банковской сфере оно используется в широком смысле.
Учитывая указанные выше особенности правового регу- лирования банковской деятельности, систему банковско- го законодательствасоставляют следующие нормативные акты федерального уровня:
• Конституция РФ;
• международные договоры РФ;
• федеральные законы;
• акты Банка России, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и федеральных служб по смежным вопросам право- вого регулирования.
1 См.: Положение о порядке подготовки и вступления в силу офици- альных разъяснений Банка России, утв. ЦБ РФ 18.07.2000 № 115-П.
Определенные вопросы могут регулироваться локаль- ными нормативными актами самих кредитных организа- ций, например, правила кредитования клиентов1.
К источникам банковского права относятся и обычаи, под которыми понимаются широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, неза- висимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо доку- менте (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Отличительным признаком этого понятия является отсутствие норм права по данному вопро- су. Сложившаяся практика применения конкретной нормы права, основанная на ее толковании, к обычаям не относит- ся. Примером обычаев в банковской практике являются вы- работанные кредитными организациями формы расчетных документов по валютным операциям при прямых корре- спондентских отношениях.
В сфере международных расчетов широко используют- ся публикации Международной торговой палаты, которыми унифицированы правила и обычаи, касающиеся, в частно- сти, расчетов по документарным аккредитивам и по ин- кассо. Следует учитывать, что унифицированные правила и обычаи не являются международными договорами и со- ответственно не имеют силы правовых норм. Они также не должны рассматриваться на территории РФ как обычаи, поскольку являются международными банковскими обы- чаями. Поэтому они могут применяться на территории РФ в отношениях между резидентами (во внутреннем оборо- те) только как договорные условия при наличии соглаше- ния между этими субъектами об их применении. При этом выбираемые для применения правила не должны противо- речить российскому законодательству.
Не относятся к источникам банковского права в формаль- ном смысле рекомендации Базельского комитета по банков- скому надзору. Базельский комитет по банковскому над- зору является комитетом органов банковского надзора, который был создан управляющими центральных банков стран «большой десятки» в 1975 г. Он состоит из предста- вителей высших должностных лиц органов банковского
1 Пункт 1.7 Положения о порядке предоставления (размещения) кре- дитными организациями денежных средств и их возврата (погаше- ния), утв. ЦБ РФ 31.08.1998 № 54-П.
надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Как правило, заседания Комитета проходят в Банке международных рас- четов в Базеле, где расположена штаб-квартира постоянно- го Секретариата Комитета. Его акты относятся к актам так называемого «мягкого права» (soft law), содержащим нео- бязательные для применения международно признанные рекомендации. Обязательными данные рекомендации ста- новятся только после того как находят закрепление в наци- ональном законодательстве1.
Акты судебной практики, в том числе Конституционного
Суда РФ, по мнению автора, не могут включаться в систему
законодательства. В континентальной системе права, к ко-
торой относится и российское право, суды не создают нор-
мы права (правила поведения). Они либо толкуют уже су- ществующие нормы либо отменяют их или признают не подлежащими применению.
Суды, осуществляя толкование права, не вправе изме-
нять заданные законодателем элементы правового регули-
рования. В частности, сферу действия нормы по территории,
во времени, по субъектам, приемы правового регулирова-
ния, объект правоотношения, содержание прав и обязанно-
стей и др. Если эти элементы не выражены четко в нормах
права, они определяются путем использования определен- ных приемов толкования (буквального, систематического, логического, исторического и др.)
В тех случаях, когда суды осуществляют официальное (обязательное) толкование (Конституционный Суд РФ — Конституции РФ, Пленумы — законов), то результаты этого толкования должны рассматриваться в совокупности с тол- куемыми нормами2.
1 Примером является Положение о методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»), утв. ЦБ РФ 28.12.2012 № 395-П.
2 Подробнее об этих проблемах см.: Курбатов А. Я. Защита прав и за- конных интересов в условиях «модернизации» правовой системы России. М., 2013. С. 66.