Понятие налога и его отграничение от других обязательных платежей. Виды и функции налогов

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

А. А. Герасимович, А. А. Пилипенко, Н. В. Орлович

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Учебно-методическое пособие

Для студентов специальности 1-24 01 02 Правоведение

Горки

БГСХА

УДК 351.713(075.8)

ББК 67.402я73

Г 37

Рекомендовано методической комиссией

факультета бизнеса и права 26.03.2015

(протокол № 6)

и Научно-методическим советом БГСХА 29.04.2015

(протокол № 7)

Авторы:

кандидат исторических наук, доцент А. А. Герасимович;

кандидат юридических наук, доцент А. А. Пилипенко;

старший преподаватель Н. В. Орлович

Рецензенты:

кандидат юридических наук, доцент Л. Я. Абрамчик;

кандидат юридических наук, доцент А. А. Вишневский

Пилипенко, А. А.

Г 37 Налоговое право : учебно-методическое пособие /

А. А. Герасимович, А.А. Пилипенко, Н. В. Орлович.

Горки : БГСХА, 2016. – с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой по налоговому праву для высших учебных заведений. Представлены в подробном, качественном изложении все темы Общей и Особенной частей налогового права с постановкой проблемных вопросов.

Для студентов специальности 1-14 01 02 Правоведение.

УДК 351.713(075.8)

ББК 67.402я73

© УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Основные этапы развития системы налогообложения

В истории становления и развития системы налогообложения можно выделить три основных этапа:

1-й этап (начальный) – от древних времен Римской империи до начала средних веков;

2-й этап – XVI–XIX вв.;

3-й этап (современный) – XX–XXI вв.

Для начального этапа характерно отсутствие теории о налогах и финансового механизма для установления и сбора налогов. На этом этапе еще не существовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер.

Второй этап характеризуется уже возникновением финансовых учреждений, которые устанавливали налоги и обеспечивали их сбор. В то же время теории о налогах не существовало до конца XVIII в. Лишь в конце XVIII в. шотландским экономистом Адамом Смитом была создана научная теория налогообложения. В ее основу легли четыре основных принципа, которые действуют и в настоящее время:

– принцип справедливости, в соответствии с которым налогообложению подлежат все граждане соразмерно их доходам;

– принцип определенности, согласно которому плательщику заранее доводятся сведения о сумме, способе и времени уплаты налога;

– принцип удобства, требующий, чтобы налог взимался в то время и таким способом, которые удобны плательщику;

– принцип экономии, состоящий в необходимости рационализации системы налогообложения.

Третий этап развития налогового механизма (начало ХХ в.) характеризуется совершенствованием системы налогообложения по пути, во-первых, изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов; во-вторых, изменения количества налогов, сборов и отчислений; в-третьих, уточнения субъектов налогоплательщиков. Таким образом, вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле, налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

Понятие налога и его отграничение от других обязательных платежей. Виды и функции налогов

В соответствии с п. 1 ст. 6 Налогового кодекса (НК) налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Исходя из данного определения, признаками налога являются:

1) обязательность;

2) индивидуальная безвозмездность;

3) денежная форма уплаты налога, т. е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении;

4) внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Если ранее национальное налоговое законодательство не проводило четкого разграничения различного рода публичных изъятий в пользу государства, что затушевывало юридическую природу того или иного платежа, осложняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике, то в настоящее время п. 2 ст. 6 НК определяет понятие «сбор», отграничивая его от понятия «налог» (при этом отождествляются понятия «пошлина» и «сбор» в силу собирательного значения последнего): «Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Анализ данного определения, а также различных научных воззрений на данную категорию налогового права, позволяет констатировать следующие признаки сбора:

1) сбор носит компенсационный характер, т. е. его уплата призвана компенсировать затраты органа публичной власти, произведенные при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий;

2) сбор является индивидуально возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение и т. д.;

3) вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица обязательный характер.

Налоги классифицируются по следующим основаниям:

1. По степени компетенции органов государственной власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные (республиканские) и местные налоги.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Перечень республиканских налогов, сборов (пошлин) закреплен в ст. 8 НК (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.). Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Перечень местных налогов и сборов закреплен в ст. 9 НК (налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей).

2. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают, т. е. в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на недвижимость).

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца, являющегося посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг) (акцизы, налог на добавленную стоимость).

3. По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц(налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

4. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды (отчисления в фонд национального развития).

5. В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (подоходный налог с физических лиц), из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы), прибыли (налог на прибыль), а также относящиеся на затраты (экологический налог, земельный налог).

6. По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (извещение налогового органа) с указанием исчисленной суммы налога (земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц).

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты (налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций).

7. В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).

Функцию налога можно определить как основное направление действия налога, выражающее его сущность.

Современное развитие налоговых систем как зарубежных стран, так и Республики Беларусь позволяет говорить о следующих функциях налога, которые в основном характерны для построения практически всех систем налогообложения.

1. Фискальная функция. Данная функция изначально характерна для любого налога, так как. главное его предназначение – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения возложенных на него обществом задач.

2. Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана распределительная (социальная) функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

3. Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хозяйственной деятельности с помощью регулирующей (стимулирующей) функции. Ее практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов (налоговые льготы (преференции), налоговые вычеты и налоговые кредиты и др.). Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных общественных проблем.

4. Благодаря контрольной функции осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря денежной оценке сумм уплаченных налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Таким образом, посредством данной функции оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и бюджетную политику.

5. Анализ современных тенденций развития налоговых систем приводит к выводу, что проблемы налогообложения отдельной страны следует рассматривать во взаимосвязи с развитием налоговой политики мирового сообщества. Появление и развитие интегрирующей функции налогообложения требует учитывать при разработке национальной налоговой политики опыт и перспективы налоговых реформ в зарубежных странах.

Наши рекомендации