Основные концепции логистики
Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась человеком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.
На каждом предприятии разрабатывается концепция логистики - система взглядов на повышение эффективности функционирования предприятия. Она опирается на долгосрочные цели предприятия и обеспечивает согласованность действий всех подразделений. Сотрудники функциональных подразделений предприятия должны принимать активное участие в разработке концепции. Это не только усиливает степень их мотивации к согласованной работе, но также благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самой концепции. Выработка такой концепции опирается на анализ логистических систем, созданных на предприятии.
Основные составляющие концепции являются:
- Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материальной цепочки, должны работать как единый слаженный механизм.
- Принятие решений на основе экономических компромиссов (интересы различных подразделений предприятия)
- Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики -- минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издержек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.
- Занятие ниши на рынке. Для этого существует три пути:
повышение качества товара;
выпуск нового товара;
повышение уровня логистического сервиса.
Бурное развитие логистики и поиск оригинальных решений по ее внедрению в практической деятельности компаний предопределили формирование и развитие так называемых логистических концепций, то есть систематизированной совокупности взглядов и теорий на решение какой-либо проблемы.
Мы рассмотрим 4 наиболее известные концепции:
1. концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT КАНБАН- KANBAN)- тянущая логистическая система (Pull-system)
2. концепция толкающей логистической системы (Push-system) или «планирование потребностей/ ресурсов» (requirements/resource planning, RP). Производные от этой концепции «планирование потребности в материалах/ производственного планирования потребностей в ресурсах» (MRP I - Manufacturing Requirements Planning / MRP II - Manufacturing Resource Planning), а в дистрибьюции - системы «планирования распределения продукции/ ресурсов» (DRP I - Distribution Requirements Planning / DRP II - Distribution Resource Planning).
3. концепция «стройного производства» («тощего производства», LP - Lean production).
4. концепции «реагирования на спрос» (demand-driven techniques - DDT).
Концепции «точно в срок» - это современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.
Логистические системы, использующие принцип концепции «точно в срок», являются тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или в системе дистрибьюции фирмы.
Базовыми системами, основанными на концепции «планирование потребностей/ ресурсов», в производстве и снабжении являются системы «планирование потребности в материалах/ производственного планирования потребностей в ресурсах» (MRP I - Manufacturing Requirements Planning / MRP II - Manufacturing Resource Planning), а в дистрибьюции - системы «планирования распределения продукции/ ресурсов» (DRP I - Distribution Requirements Planning / DRP II - Distribution Resource Planning).
MRP системы оперируют с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на ГП.
Основными целями MRP систем являются:
· удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям,
· поддержание низких уровней запасов МР, НЗП, ГП,
· планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
Основные цели концепции «стройного производства»:
· высокие стандарты качества продукции,
· низкие производственные издержки,
· быстрое реагирование на изменение потребительского спроса,
· малое время переналадки оборудования.
Заключение
Рыночные отношения кардинально изменили подходы к управлению материальными потоками. Рациональная организация товародвижения стала залогом конкурентоспособности фирм. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают исследования в области логистики.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина -- переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.Логистика определяет принципы управления организацией совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья через производственное предприятие к конечным потребителям. Это процесс управления движением и хранением сырья компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент. Поэтому логистика продвижения товаров по каналам сбыта получила наибольшее развитие в последние годы как перспективное средство повышения конкурентоспособности.
Исходя из изложенного, следует отметить, что в практике известны три основных вида логистических систем продвижения товаров по каналам сбыта, ориентированных на потребности рынка.
Стратегия сбыта в таких системах направлена на стимулирование спроса на товары в розничном торговом звене.
В толкающих системах товары отгружаются поставщиками в оптовые и розничные звенья по заранее согласованному жесткому графику на основании предварительных долгосрочных заказов оптовых и розничных сбытовых звеньев, скорректированных поставщиками. Стратегия сбыта в этих системах направлена на предварительное, опережающее спрос формирование запасов в оптовых и розничных сбытовых звеньях.
В системах “точно в срок” (Just in Time, JIT) товары отгружаются по заранее согласованному графику, в заранее согласованных номенклатуре и количествах. Стратегия сбыта в таких системах ориентирована на розничную торговлю без страховых запасов. Самый наглядный пример -- булочные, ежедневно покупающие ровно столько товара, сколько нужно для работы в течение одного дня.
Эти системы позволяют моделировать логистические процессы и варианты их оптимизации, выстраивая иерархические системы, используя методы симуляции процессов.
Список используемой литературы
1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2008.
2. Гайдаенко А.А. Логистика: Учебник / А.А. Гайдаенко. - М.: КНОРУС, 2008. - 272 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - 19-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 484 с.
4. Логистика: учеб. пособие / под ред. В.И. Маргуновой.- Выш.шк., 2011.
5. Маргунова, В.И. Логистика: ответы на экзамен. вопр. / В.И. Маргунова. 2-е изд., перераб. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 144с.
6. Семенко, А.И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов / А.И. Семененко, В.И.Сергеев. - СПб.: Изд-во «Союз», 2011.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Менджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Логистика
на тему: « Основные понятия и определения логистики»
Студентки: 3 курса 3 группы |
Коцба Д.М. |
Направление «Экономика» (080100.62) |
Форма обучения: очная |
Проверила: Черникова Л.И. |
Ставрополь,