Участнику олимпиады по русскому языку
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
По русскому языку
Методические рекомендации
Классы
Олимпиада проводится в один тур (письменный).
Задания тура состоят из 11 вопросов, которые направлены на проверку понимания конкретных явлений и фактов языка.
Условия работы участников – один человек за партой. Каждый частник должен быть обеспечен комплектом заданий.
Пользоваться лингвистическими словарями в ходе выполнения заданий НЕ разрешается.
Рекомендуемое время работы участников: 10-11 классы - 3 часа.
Участнику олимпиады по русскому языку
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
РУССКИЙ ЯЗЫК
Классы
Участнику олимпиады по русскому языку
Уважаемые участники олимпиады!
Внимательно познакомьтесь с каждым заданием и определите для себя последовательность их выполнения.
Начинать нужно с тех заданий, которые не вызывают у вас затруднений. Если какие-либо вопросы покажутся вам сложными, лучше отложить их и вернуться к ним после того, как будут выполнены все остальные задания. Выполняйте работу аккуратно, чётко, следите за почерком.
Выполненная работа оценивается, исходя из правильности, полноты и ясности ответа на поставленные вопросы.
Желаем успеха!
Задание №1.Выпиши слова, в которых под ударением произносится [о], а не[э].
Афера, валежник, головешка, гренадер, грубошерстный, двоеженец, единоплеменный, жердочка, забредший, одновременный, опека, оседлый, острие, платеж, подшерсток, современный, старьевщик, щелка.
Задание №2.Язык всё время пополняется новыми словами. Эти слова вошли в русский язык за последние 20-30 лет, а «делаются» они по образцу других. 1)Произведи словообразовательный разбор и укажи способ образования нового слова. 2)Как ты понимаешь значение данных слов? Дай толкование.
Меховушка, ополаскиватель, отфутболить, нержавейка, окномойка.
Задание №3.А)Дай толкование термина «крылатые выражения».
Б) Прочитай эти крылатые выражения, укажи, кто является их авторами.
1) А Васька слушает да ест.
2) Глаголом жечь сердца людей.
3) Человек в футляре.
4) Есть ещё порох в пороховницах.
5) Свежо предание, а верится с трудом.
6) Остаться у разбитого корыта.
7) От радости в зобу дыханье спёрло.
8) Что такое хорошо и что такое плохо.
Задание №4.В пьесе А.Н.Островского «Лес» есть такой эпизод:
Актёр Несчастливцев смотрит на деньги в шкафу помещицы Гурмыжской и говорит: «Злато, злато! Сколько через тебя зла-то!»
Какое лексическое средство автор использовал для каламбура? Какова его роль в тексте?Выпишислова, ставшие основой каламбура и охарактеризуй их, отвечая на вопрос, почему именно эти слова (формы) выбраны для словесной игры.
Построй ответ в виде небольшого связного текста.
Задание №5. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» читаем:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Что означало слово АНЕКДОТ во времена А.С.Пушкина? Каково значение этого слова в современном русском языке? Построй ответ в виде небольшого связного текста.
Задание №6. Прочитайте отрывок из текста М.Осоргина.
«Исстари повелось, что были на Руси странники-правдоискатели. Их рисуют бородатыми, с посохом в руке и с котомкой за плечами.
Полагается думать, что вела их к смирению вера. А на самом деле вело их страстное любопытство, сомнение в том, что земля круглая и все люди двуглазы. А это уже не смиренье, а бунтарство. Эти люди не перевелись».
Выпишите грамматические основы односоставных предложений, укажите вид каждого односоставного предложения.
Задание №7. Даны две формы выделенного слова. Выпишито предложение, в котором форма слова употреблена правильно.
1) Поздравляю с днём рожденьем. Поздравляю с днём рожденья.
2) У мамы много туфлей. У мамы много туфель.
3) Купили несколько мандарин. Купили несколько мандаринов.
4) Директор предприятия расторг контракт. Директор предприятия расторгнул контракт.
5) Вылезай быстро! Вылазь быстро!
6) В списке нетпяти женщин. В списке нет пятерых женщин.
Задание №8. Укажите, какой частью речи является слово развкаждом примере.
1. Уж сколько раз твердили миру…
2. Разв начале осени я отправился на охоту.
3. Раз ты обещал – сделай!
4. В прошлыйраз я это уже говорил.
5. Платье ей в самый раз.
6. А он приятелюраз по руке.
Задание №9. В произведениях В.В.Маяковского есть такие строки:
- Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий…
- Издинамитить старое…
- Цветы испавлинятся в каждом окошке…
- …Пулей
сельскую темь
кулак иссверлил, неистов…
Какие слова придуманы самим поэтом? Выпиши их. Как они называются (укажи термин)? Какие образы поэт создаёт с помощью таких слов?
Задание №10.
Дайте полную синтаксическую характеристикукаждого из трёх предложений.
- Вы прочитали?
- Что?
- Записку. (К. Федин).
Задание №11.
Представь, что машина времени перенесла тебя на 200 лет назад. У тебя в кармане 1 рубль.
На сколько целковых можно обменять 1 рубль?
На сколько пятиалтынных?
На сколько двугривенных?
А на сколько полтин?
Укажи значение старинных русских денежных единиц и ответь на поставленные вопросы.