Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Задания школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

17.10.2015

Классы

Время выполнения работы – 60 минут

1. Распределите данные ниже слова по группам:

1) слова, в которых произносятся только твёрдые согласные;

2) слова, в которых произносятся только мягкие согласные;

3) слова, в которых произносятся твёрдые и мягкие согласные.

Шалаш, кузнец, умелец, огурец, миленький, добренький, Леня, обух, седло.

2. Прочитайте сказку, подчеркните несклоняемые существительные, определите их род.

Однажды кенгуру и шимпанзе сели в такси и поехали по авеню в огромный супермаркет. Они решили купить зимнее пальто, несколько кашпо, пианино в большую гостиную и эскимо на обед. Но, увы, супермаркет не работал, на окнах красовались жалюзи. Неудачникам пришлось вернуться домой несолоно хлебавши. Там их ждал обед, приготовленный мадам: филе минтая, кольраби, суфле из земляники и какао. Вечером все играли в домино, а перед сном приняли решение: в понедельник отправиться в турне.

3. Запишите фразеологизмы (не менее 5), в которых встречаются названия животного мира. Объясните их значение.

4. Запишите полные имена собственные, которые соответствуют данным уменьшительно-ласкательным формам:

1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок;

2) Тольянка, Толяй, Тоська;

3) Гога, Гоша, Гошаня.

5. Замените описание предмета одним словом (4 балла). Составьте объявление, используя эти ответы (4 балла). Придумайте свои варианты (не менее 2-х) подобных загадок с расшифровкой (2 балла).

а) жвачное животное с очень длинной шеей;

б) животное, которое носит еду на спине;

в) хищная рыба с острыми зубами;

г) дикая роза с ярко-красными ягодами.

6. Подчеркните «четвёртое лишнее» (2 балла):

а) носок, мозоль, георгин, помидор;

б) брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

Придумайте один вариант подобной цепочки, прокомментируйте его (1 балл).

7. Решите орфографическую задачу (вставьте пропущенные буквы).

Ус…ный ответ уч…ника, уча…твовавшего в ол…мпиаде, ж…ри признало ор…гинальным. Выступление было прекрас…ным, чудес…ным, прелес…ным. Словес…ное выражение мысли юного оратора уд…вило, пор…зило, восх…тило всех. Но время, отв…дённое на реч…, было им значит…льно пр…вышено.

8. Расшифруйте значение слова «абракадабра», составьте с ним 5 словосочетаний, используя его и как главное, и как зависимое слово. Подберите к нему 3 синонима.

9. Сочините четверостишие об однородных членах предложения, перечисляя их признаки.

№ вопроса № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 Всего
Кол-во баллов 3 б 8 б 5 б 3 б 10 б 3 б 8 б 5 б 5 б 50 б

Задания школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

17.10.2015

Классы

Время выполнения работы – 90 минут

1. Распределите перечисленные ниже слова по группам:

1) ЧН произносится как ЧН,

2) ЧН произносится как ШН,

3) возможны оба варианта.

Античный, горчичник, скучно, булочная, библиотечный, копеечная монета, конечно, нарочно, яичница, копеечная душа.

2. Обозначьте графически признак, объединяющий данные слова: ремень, кремень, призыв, созыв, досуг, недуг, кинза, щавель, договор, христианин, духовник, ломоть.

3. Переведите на современный русский язык отрывок из «Поучения Владимира Мономаха».
(5 баллов). Объясните образование выделенного числительного (2 балла).

А се́ в[ъ] Ч[ь]рни́говѣ дѣ́ялъ е́смъ: ко́нь дик[ы́]х[ъ] свои́ма рука́м[а] с[ъ]вяза́лъ е́см[ъ] въ пу́[щ]ах[ъ] [де́сять̯] и [дъва́десять] живы́х[ъ] ко́нь, а кромѣ́ того́ же и́же по́ рови ѣ́здя и́малъ е́смъ свои́ма рука́ма.

4. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки в предложении (3 балла). Определите контекстное значение подчёркнутого слова (2 балла). Укажите автора и название произведения, из которого взято данное предложение (2 балла).

Бывало покуда поправляет Карл Иваныч лист с диктовкой выглянешь в ту сторону, видишь чёрную головку матушки, чью(нибудь) спину и смутно слышишь (от)туда говор и смех; так сделается досадно, что нельзя там быть и думаешь: «Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми кого я люблю?»

5. Расшифруйте смысл выражения «зарыть талант в землю» (3 балла). Определите значение слова «талант» в данном выражении (2 балла).

6. Продолжите пословицы. Ум хорошо… . Назвался груздем… . Гусь свинье… . Не спеши языком… . Голод не тётка… . Не всё коту масленица… .

7. Напишите миниатюру в художественном или публицистическом стиле, используя в качестве основной темы одну из пословиц задания 6.

8. Расшифруйте часто употребляемые в речи аббревиатуры: ЕЭС, ЖКХ, НТВ, ЕГЭ (4 балла).Придумайте свои варианты (не менее 3-х) аббревиатур (3 балла). Обоснуйте необходимость использования аббревиатур в современном языке (3 балла).

9. Исправьте ошибки в предложениях.

Выполнять задания ему ничего не мешало.

Местные аборигены радовались дождю.

Зимой многие животные бросаются в спячку.

Он проголосовал за это решение обоими руками.

Горжусь пятидесятью кустами посаженных роз.

№ вопроса № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 Всего
Кол-во баллов 3 б 2 б 7 б 7 б 5 б 6 б 5 б 10 б 5 б 50 б

Задания школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

17.10.2015

Класс

Время выполнения работы – 180 минут

1. Установите, являются ли родственными слова «хрусталь», «хруст», «хрустеть», «кристалл». Свой ответ аргументируйте.

2. Назовите звуки, которые произносятся на месте данных сочетаний:

а) [дц], [тц], [тс], [ться] в словах колодца, молодца, братца (от брат), берутся, браться;

б) [тц], [дч] в словах наладчик, летчик, миномётчик.

3. Определите, что объединяет нижеперечисленные слова и словосочетания:

а) Агриппина, Аманда, Анжелика;

б) Бондарев, Плотников, Ямщиков;

в) алчущие и жаждущие; альфа и омега; аредовы веки.

4. Ответьте на вопрос «Как вас звать-величать?», ориентируясь на историю и культуру русского народа.

5. Переведите притчу на современный русский язык (6 баллов). Сформулируйте мораль (основную идею) притчи (2 балла).

Человек некто имея осла. Идущи же и в путь, рече осел к коню: «Возми от моего бремени, аще хощеши имети мя цела». Конь же не послушаше. Осел же пад на пути, скончайся. Господин же сего взем бремя все на коня возложив и самого осла кожу. Слезя конь вопияше: «Ох мне, безчастному, и что мне случись бедному, не хотях бо малые тяготы прияти, се ныне все бремя несу и кожу».

6. Вставьте в тексте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выпишите:

а) устаревшие слова (с толкованием их лексического значения);

б) пример исторического изменения грамматической категории рода.

Расхаживая тяжёлыми шагами взад и вперед по зале он взглянул нечая…о в окно и увид…л у ворот ост…новившуюся тройку маленький человек в кожа…ом картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошел во флигель к приказ…ику Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать. Через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем отвешивая поклон за поклоном и с благ…говением ожидая его приказаний. (А. Пушкин)

7. Раскройте смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной, считающей, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Приведите и прокомментируйте 2 примера, подтверждающих это.

8. Напишите репортаж (объём не менее 70 слов) о проведении школьной олимпиады по русскому языку, подчеркнув в нём языковые особенности публицистического стиля.

№ вопроса № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 Всего
Кол-во баллов 4 б 2 б 3 б 5 б 8 б 10 б 8 б 10 б 50 б

Задания школьного этапа

Наши рекомендации