Е занятие (2 часа)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По самостоятельной работе студентов
И проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: «Налоговое право»
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация выпускника: бакалавр
Ростов-на-Дону
Автор
Е.А. Мызникова, старший преподаватель кафедры
административного и таможенного права
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат юридических наук
Ответственный за выпуск
Э.В. Дригола, заведующий кафедрой
административного и таможенного права
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат юридических наук, доцент
Рецензенты:
Н.Г. Вовченко, профессор кафедры «Финансы»
Ростовского государственного
экономического университета (РИНХ),
доктор экономических наук;
С.В. Рыбак, доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат юридических наук
© Российская таможенная академия,
Ростовский филиал, 2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1. Правовые основы налоговой системы РФ
Тема 1.1. Налоговая система Российской Федерации
Е занятие (2 часа)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите Постановления Конституционного суда РФ № 7-П от 24.02.1998г. и № 5-П от 13.03.2008г. и ответьте на вопрос: «Учитывается ли фактическая способность налогоплательщика к уплате налога при установлении налогов?».
2. Изучите Постановление Конституционного суда РФ № 2-П от 28.02.2006г. и раскройте содержание понятия «законно установленные налоги и сборы».
3. Приведите примеры проявления правового принципа «in dibio contra fiscum» (сомнение против фиска) в налоговом законодательстве РФ.
Все задания выполните письменно.
II. План практического занятия:
(Форма обучения: очная)
1. Понятие налога и сбора. Система налогов и сборов РФ.
2. Юридические признаки и функции налога и сбора. Отличие налога от сбора и государственной пошлины.
3. Общие условия установления налогов и сборов. Обязательные и факультативные элементы налогообложения.
Е занятие (2 часа)
По данной теме проводится деловая игра на тему «Определение размера государственной пошлины при совершении различных юридически значимых действий органами государственной власти и их должностными лицами».
е занятие (2 часа)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Из каких нормативно-правовых актов состоит законодательство Ростовской области о налогах и сборах?
2. Проанализируйте закон Ростовской области №265-ЗС от 18.09.2002г. (ред. от 07.09.2011) «О транспортном налоге» и определите ставку, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
3. Проанализируйте решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.08.2005г. №38 (ред. от 20.12.2011) «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону» и определите ставку, порядок и сроки уплаты земельного налога.
Все задания выполните письменно.
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная)
1. Система законодательства о налогах и сборах: законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах.
2. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов.
3. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. Понятие, виды.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическим занятиям
При подготовке к практическому занятию по данной теме необходимо изучить и проанализировать понятия «налога» и «сбора», выявить юридические признаки налога и сбора. При этом необходимо иметь в виду, что приведенные в статье 8 НК РФ понятия налога и сбора несут исключительно важную практическую ценность. Так, например, страховые взносы, обязательность уплаты которых после 01.01.2010 распространяется на все организации и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не отвечают понятию налога, а следовательно, положения НК РФ к ним не применимы и наоборот. Также необходимо принимать во внимание, что под налоговым сбором понимается исключительно взнос, установленный НК РФ (например, сбор за пользование объектами животного мира). Следовательно, иные обязательные платежи (например, предусмотренные законодательством о лицензировании) не подпадают под понятие сбора для целей НК РФ.
Систему налогов и сборов в РФ составляют федеральные, региональные и местные налоги. В статьях 13, 14, 15 НК РФ приведен исчерпывающий перечень указанных налогов и сборов. При этом следует отметить, что до введения в часть вторую НК РФ соответствующей главы налог на имущество физических лиц регулируется в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Изучая общие условия установления налогов и сборов необходимо проанализировать нормы статьи 17 НК РФ и выделить обязательные и факультативные элементы налогообложения. При этом, рассматривая каждый налог или сбор, следует четко понимать круг субъектов (т.е. кто является плательщиком) и элементы обложения. Для более детальной проработки указанных вопросов необходимо изучить определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О и определение ВС РФ от 17.05.2006 № 44-Г06-7.
Приступая к подготовке ко второму практическому занятию данной темы, необходимо четко уяснить саму систему законодательства о налогах и сборах, элементами которой являются: законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, при этом очень важное значение имеет определение полномочий законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований. Для определения круга указанных полномочий необходимо изучить нормы статьи 12 НК РФ.
При изучении третьего вопроса практического занятия необходимо иметь ввиду, что положениями статьи 2 НК РФ четко определен круг общественных отношений, регулируемых налоговым законодательством. Это позволяет отграничить налоговые правоотношения от имущественных, регулируемых ГК РФ, бюджетных, регулируемых БК РФ и т.д. Для более глубокой проработки этого вопроса следует изучить разъяснения Пленума ВАС РФ, изложенные в пункте 2 Постановления от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ».
Для подготовки к проведению деловой игры по теме «Определение размера государственной пошлины при совершении различных юридически значимых действий органами государственной власти и их должностными лицами» необходимо изучить размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в судах общей юрисдикции, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, а также размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора и размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.
IV. Рекомендуемые источники