Перспективы развития фьючерсного рынка в России
Для изменения сложившейся ситуации Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ) был разработан проект постановления Правительства Российской федерации "О развитии фьючерсных рынков". Суть проекта состоит поддержке государством фьючерсной торговли на товарных биржах, которая позволит создать рыночные механизмы ценообразования на важнейшие сырьевые ресурсы и регулятивного воздействия государства на товарные рынки. Развитие фьючерсных рынков повысит привлекательность кредитования коммерческими банками соответствующих отраслей промышленности, расширит спектр услуг, предоставляемых банками, даст возможность участникам биржевой торговли застраховаться от неблагоприятного изменения конъюнктуры цен.
Одной из главных задач разработанного проекта постановления являются оказание помощи товарным биржам в развитии фьючерсной торговли. Для этих целей предлагается предоставить Роскомрезерву право выступать в качестве гаранта исполнения биржевых фьючерсных контрактов на, договорной основе. Создание страховых запасов для обеспечения фьючерсной торговли за счет государственных материальных резервов позволит решить проблему страхования участников биржевой фьючерсной торговли. При этом госрезерв фактически не расходуется, а продукция временно заимствуется на основании контрактов (договоров), заключенных соответствующим органом управления государственным резервом с получателями, поскольку предусматривается механизм обязательного возобновления товаров за счет бирж. Дополнительных средств из бюджета на эти цели не требуется. Напротив, государственные резервы опосредованно становятся капиталом, который участвует в коммерческом обороте и приносит в бюджет страны дополнительные средства в виде налогов.
Введение предлагаемого механизма позволит сократить затраты бюджета на финансирование закупок материальных ресурсов в госрезерв для целей его обновления, так как обновление запасов будет происходить естественным образом по мере выпуска материальных ресурсов из госрезерва и последующего возврата.
В целом осуществление этих мер должно будет привести к стабилизации цен на основных сырьевых рынках и определению роли государства в их формировании и регулировании взамен утраченных ранее функций.
Перспектива развития фьючерсного рынка предполагает создание новой формы договорных отношений в виде переуступаемой складской расписки - товарного сертификата, являющегося универсальным инструментом для исполнения фьючерсных сделок и способного выполнять функции, облегчающие ведение взаиморасчетов участников фьючерсной торговли. В частности, он может служить обычной складской распиской, позволяющей ее владельцу получить товар вовремя, средством исполнения поставки по фьючерсным контрактам как документ, дающий право получить товар, а также выполнять функции залогового средства в биржевой торговле фьючерсными контрактами для обеспечения их исполнения и служить основанием для выдачи банковского кредита. Такой вид кредитования особенно привлекателен, т.к. в случае непогашения кредита банк становится собственником продукции, предоставляемой складской распиской. Кроме того, кредит под залог переуступаемой складской расписки может быть выдан любому владельцу данного товара (не только производителю), что ускоряет оборот денежных средств. Создание же страховых запасов реального товара позволяет повысить надежность операций на фьючерсном рынке и привлечь коммерческие банки непосредственно к игре на бирже. В этой связи в проекте постановления предлагается в трехмесячный срок разработать и представить для утверждения в Правительство Российской Федерации соответствующее Положение о переуступаемых складских расписках (товарных сертификатах).
Особая роль в проекте отводится Комиссии по товарным биржам при Государственном комитете РФ ко антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур как государственному органу, который будет осуществлять контроль за порядком и правилами фьючерсной и опционной торговли на биржах.
Последствия принятия правительством этого постановления предполагают быть весьма позитивны. Его реализация позволит укрепить прямые связи между производителями и потребителями товаров, усовершенствовать систему товародвижения за счет внедрения в обращение товарных расписок (товарных сертификатов). Сделки, совершаемые на бирже, должны приобрести массовый характер, повысится сбалансированность между спросом и предложением. Возрастет скорость оборота денег, значительно увеличится доля кредитного капитала коммерческих банков и их заинтересованность в работе на товарных рынках.
Когда же будет принято такое законодательство, остается вопросом времени, и будет ли оно соблюдаться в должной мере, также неизвестно.
Заключение
Становление биржевой торговли является первоочередной проблемой в оптовой торговле. Хотя Россия производит практически все товар, служащие предметом биржевой торговли, и в начале 1992 года в России существовало, как я уже говорила выше, более 500 товарных бирж, в стране слабо развита даже торговля такими однородными товарами, как нефть, зерно, лес. Основное препятствие - сильное административное регулирование товарных потоков (в нефтяной промышленности - через прикрепление нефтеперерабатывающих предприятий к нефтяным компаниям, в С/Х - большой удельный вес государственных закупок и контроль со стороны региональных и местных властей и т.д.). Отсутствие биржевой торговли не позволяет экономическим агентам использовать справедливые ценовые ориентиры как точку отсчета.
Если учесть, что в мировой практике объемы срочных операций превосходят объемы сделок с немедленным исполнением, то можно предположить, что перспективы развития срочного рынка в России большие. Вопрос лишь в том, как скоро они могут реализоваться. Хотелось бы верить, что фьючерсная торговля получит свое развитие в нашей стране и со временем сможет стать реальным регулятором цен на товарных рынках страны.
Список литературы
1. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20.02.92 N 2383-I (ред. от 19.07.2011).
2. Электронный ресурс http://secretsforex.com/publ/cennaja_ informacija/fjuchers/fjuchers/26-1-0-58
3. Электронный ресурс http://www.slovopedia.com/8/212/927364.html
4. Электронный ресурс http://www.referent.ru/1/5247