Возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от своего имени
Особые признаки (так как публично-правовые образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений. Основное назначение их деятельности заключается в достижении публичных целей в масштабе всей страны, региона, определенной местности):
1) Объединение единой территорией и составление единой государственной системы (РФ), которая обладает политической властью и государственным суверенитетом.
2) Каждый из этих субъектов в этой системы структурно обособлен и выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
3) Наделение властными полномочиями.
4) Большинство норм, определяющих правосубъектность юридического лица неприменимы к РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям.
Включение публично – правовых образований в число участников гражданских правоотношений означает обязанность соблюдениями ими основных начал гражданского законодательства, среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений. Публично – правовые образования не имеют права использовать свои властные полномочия при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Однако в рамках публичного права государство имеет возможность воздействовать на гражданско–правовые отношения, уже существующие в реальности.
Участие публично – правовых образований в гражданских правоотношениях.
Участие публично – правовых образований в гражданском обороте осуществляется через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, которые действуют от имени государства, или его субъекта, или муниципального образования, в соответствии с их компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Нередко публично – правовые образования для осуществления имущественных отношений наделяют свои органы правами юридических лиц обычно в форме учреждений, с закреплением за ними имущества на праве оперативного управления.
На федеральном уровне возможность от имени государства своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства., на уровне субъектов РФ - президенты, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации; на уровне муниципальных образований – мэры, главы, старосты.
По специальному поручению могут выступать от имени государства, также юридические лица и граждане.
Правоспособность публично-правовых образованийспециальная, допускающая возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.
Отношения собственности.РФ принадлежит федеральная государственная собственность, субъектам РФ – собственность субъектов РФ, муниципальным образованиям – муниципальная собственность. Публично – правовые образования обладают правом владения, пользования и распоряжения имуществом. Осуществление правомочий собственника возможно как через органы государственной власти, так и через самостоятельные субъекты гражданского права унитарные предприятии и учреждения с закреплением за ними права хозяйственного ведения и оперативного управления.
Обязательственные правоотношения:государственные займы, эмиссия ценных бумаг, государственные заказы. Обязательства из причинения вреда: государство обязано возмещать вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения меры пресечения, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Наследственные правоотношения.Любое из публично – правовых образований может быть призвана к наследованию по завещанию, а РФ в определенных условиях и к наследованию по закону.
Участие во внешнеэкономической деятельности.Любое публично – правовое образование как субъект гражданского права самостоятельно заключает внешнеэкономические договоры с иностранными гражданами и юридическими лицами, исполняет их и несет ответственность в случаях нарушения обязательств. Это происходит в рамках внешнеэкономических гражданско-правовых отношений.
От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей и иные органы исполнительной властью, наделенные соответствующей компетенцией.
Ответственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам.
Закон устанавливает, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя поручительство по обязанностям субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя поручительство по обязательствам РФ.
На РФ, субъектов РФ и муниципальных образований как учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена обязанность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвано исполнение обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно также на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке распоряжении последних денежных средств. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества.
Публично – правовые образования отвечают во своим обязательством принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного правления и имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Источником удовлетворения обязательственных требований являются средства соответствующей казны.
Принцип судебного иммунитета государства не дает возможности привлечения государства к ответственности за невыполнение обязательств в иностранном суде. Без прямого согласия компетентного органа государства к нему не может быть предъявлен иск в иностранном суде, ни обращено взыскание на его имущество.
Принцип абсолютного судебного иммунитета государств закрепляется ГПК Ф. Доктрина ограниченного (функционального) суверенитета, получившая широкое распространение в последнее время, заключается в том, что публично- правовое образование, осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета.
Ответ 29:
«Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений[АБ2] ». Ничего нового
Муниципальные образования – публично–правовые образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми необходимыми признаками для такого рода субъектов гражданского права.
Признаки:
5) Организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четкую структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяющееся актами публичного права.
6) Обособление имущества, котороепроявляется в наличии же права муниципальной собственности.