В каком размере организация, не финансируемая из бюджета, может учесть в расходах подъемные (пп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Из пп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ следует, что к расходам относятся суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержден размер возмещения расходов в связи с переездом в другую местность. Как следует из п. 5 указанного Постановления, расходы по переезду в установленных пределах возмещаются за счет средств бюджета, а свыше установленных пределов - за счет средств работодателя. Для организаций, не финансируемых из бюджета, не установлено размера подъемных, который можно учесть в расходах.
Возникает вопрос: в каком размере организация, не финансируемая за счет бюджетных средств, может учесть в расходах суммы выплаченных подъемных?
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальная позиция, выраженная Минфином России, заключается в том, что подъемные учитываются в составе прочих расходов в пределах размеров, определенных сторонами трудового договора. Есть судебное решение и работы авторов, подтверждающие данный вывод.
Ранее финансовое ведомство считало, что, пока не установлены нормы для небюджетных организаций, все работодатели в расходах по налогу на прибыль могут учитывать подъемные в размерах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187. Аналогичное мнение высказывают и некоторые авторы.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Размер устанавливается соглашением сторон трудового договора
Письмо Минфина России от 13.02.2012 N 03-04-06/6-35
Разъясняется, что подъемные учитываются в составе прочих расходов в пределах размеров, определенных сторонами трудового договора.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 23.11.2011 N 03-03-06/1/773
Письмо Минфина России от 17.01.2011 N 03-04-06/6-1
Письмо Минфина России от 23.07.2009 N 03-03-05/138
Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/2/140
Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-03-06/1/688
Консультация эксперта, 2009
Постановление ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2 по делу N А40-34897/08-117-96
Суд указал, что налогоплательщик правомерно учел в расходах подъемные, выплачиваемые на основании коллективного договора и соглашений к трудовым договорам сверх норм, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187. При этом суд отметил, что к данной ситуации названное Постановление неприменимо, так как организация не финансируется за счет федерального бюджета.
Консультация эксперта, 2007
Автор указывает, что нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187, касаются только бюджетных учреждений и ограничивают размер бюджетного финансирования на указанные цели. Нормы выплачиваемых подъемных для физических лиц, работающих в коммерческих организациях, не определены, поэтому подъемные учитываются в размере, установленном соглашением сторон.
Аналогичные выводы содержит...
Консультация эксперта, 2006
Консультация эксперта, 2005
По мнению автора, подъемные работнику признаются расходом в размере, установленном соглашением сторон трудового договора. Этот размер может быть как больше, так и меньше размера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 для бюджетных учреждений.
Статья: Хороший сотрудник под налог не подведет ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 20)
Автор указывает, что организации, не финансируемые из бюджета, вправе установить более высокую компенсацию. А значит, ее можно в полном размере относить на расходы.
Позиция 2. В размере, установленном для бюджетных организаций
Письмо Минфина России от 20.07.2007 N 03-04-06-01/255
Финансовое ведомство отмечает, что расходы на выплату подъемных при переезде работника в другую местность ограничиваются для всех работодателей, как финансируемых, так и не финансируемых за счет бюджета. Нормы, в пределах которых расходы на выплату подъемных уменьшают налоговую базу по прибыли, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 для организаций, финансируемых из бюджета. Остальные налогоплательщики до утверждения соответствующих норм должны руководствоваться нормами, установленными для бюджетных организаций.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 22.05.2007 N 03-04-06-01/152
Письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/2/72
Письмо Минфина России от 17.01.2006 N 03-03-04/1/30
Консультация эксперта, 2007
Консультация эксперта, 2006