Правописание предлогов, союзов и частиц 5 страница

красок растворен ...ых в голубоватой дымке влаж-

ного воздуха мир великого искусства.

Город расположен...ый на (северо) западном

берегу (А,а)дриатического моря на ста восемнад-

цати островах изрезан сет...ю (много) числен...-

ых каналов через которые перекинуты сотни

горбатых мостиков. У...кие (пеше) ходные улоч-

ки выходят на крошечные площади и подобно

быстрым потокам ст...каются к главному обще-

ствен—ому центру площади Сан-Марко. Сюда

ведет и главная водная дорога разделяющая го-

род Большой канал который пр...чудливо изг...ба-

ется (в) виде огромной буквы «S».

Уникальные природные условия пр...допреде-

лили особенности (В,в)енецианской архитектуры.

Большинство ...даний строили на сваях поэтому в

них нет камен...ых сводов — здесь применялись

более легкие деревян...ые покрытия. Пр...крас-

на п...норама (В,в)енецианских дворцов откры-

вающаяся по об...им сторонам Большого канала

ас...им...етричные с маленькими внутренними

двориками с ажурными (бело) мраморными пле-

тениями мягкими красками отштукатуренных

стен они принадлежат разным эпохам но сосед-

ствуют друг с другом в (живо) писном единстве.

(Из энциклопедии.)

(160 слов)

Задания

1. Найдите в тексте вводные слова и поясните спо-

собы их выделения.

2. Укажите в тексте приложения и объясните знаки

препинания при них.

3. Подчеркните сложноподчиненные предложения с

придаточными определительными. Укажите, к

чему относятся придаточные определительные и

чем прикрепляются к главному.

4. Найдите предложения с тире и поясните правила

его постановки.

5. Разберите по составу слова: многочисленных, из-

гибаются, беломраморными, применялись, живопис-

ном, растворенных, пешеходных, предопределили.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: ста-

ринный, незабываемый, северо-западном, причуд-

ливо, венецианских, асимметричны.

В пути

Все мое внимание было обращено на версто-

вые столбы которые я замечал (из) далека и на

облака прежде ра...сыпан...ые по небосклону ко-

торые приняв зловещие черные тени теперь со-

б...рались в одну большую мрачную тучу.

До ближайшей деревн... оставалось еще верст

десять а большая (темно) лиловая туча взявшаяся

бог знает (от) куда без малейшего ветра быстро

подвигалась к нам. Со...нце еще (не) скрытое

облаками ярко освещало ее мрачную фигуру и

серые полосы которые от нее идут до самого гори-

зонта. Мне становится жутко и я чу...ствую как

кровь быстрее обращается в моих жилах. Вся ок-

рес...ность вдруг изменяется и начинает принимать

мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща

листья становятся какого (то) (бело) мутного цве-

та шумят и вертятся. Макушки больших берез

начинают ра...качиват...ся и пучки сухой травы

летят через дорогу. Края кожан...ого фартука ко-

торым мы застегнулись начинают подниматься

пропуская к нам порывы влажного ветра. Мол-

ния вспыхивает как (будто) в самой бричке. В ту

(же) секунду над самой головой раздается величе-

ствен...ый гул который, буд (то) поднимаясь все

выше и выше постепенно усиливается и перехо-

дит в оглушительный треск.

(По Л. Н. Толстому.)

(166 слов)

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения. Опре-

делите главные и придаточные.

2. Назовите вид каждого придаточного.

3. Укажите, к чему относятся придаточные предло-

жения и какими союзами или союзными словами

они прикрепляются к главному предложению.

4. Найдите причастные и деепричастные обороты в

тексте и поясните знаки препинания при них.

5. Объясните правописание слов: издалека, рассы-

панные, черные, собирались, темно-лиловая, бело-

мутного, солнце, чувствую, кожаного, как будто.

6. Сделайте морфологический разбор слов: верстовые,

взявшаяся, в самой.

В походе

За пр...дорожным кустарником поднимался

смешан...ый лес. С левой стороны время от вре-

мен... таинствен...о поблёскивала ч...рная вода.

Мы ждали только тропинки что (бы) устре-

мит...ся по ней (в) глубь леса и узнать что там.

И вот наконец тропинка появилась.

Не успели мы ...делать по ней двухсот шагов

как заливистое злое тявканье чере...чур малень-

кой собач...нк... остановило нас. Невдал...ке сто-

яла (не) что иное как изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распо-

РЯДИТ...СЯ как нам показалось (на) счет стола но

мы сказали что нам (н...) чего (н...) нужно и что

мы свернули с большой дороги единствен...о толь-

ко (за) тем что(бы) узнать что за вода бл...стит

между деревьями.

Вода начиналась шагах в пятьдесят... от по-

рога но гораздо ниже его так как дом стоял на

бугре. Старый до...аник на который мы сели был

(на) столько легким что под тяжестью четы-

рёх человек погрузился в воду по самые края.

(Не) обыкновенной красоты озеро окружало нас.

(Темно) зеленые дубы и липы которыми плот-

но зар...сли озёрные берега четко отражались в

неподвижной воде. Редкие и ясные словно звёз-

ды покоились на воде прохладные цветы бе-

лых лилий резко от..-енён...ые чернотой озёр-

ного зеркала что мы замечали их обыкновенно

(из) дали.

(По В. А. Солоухину.)

(170 слов)

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения в тек-

сте. Определите типы придаточных.

2. Укажите, к чему относятся придаточные и чем при-

крепляются к главному предложению.

3. Подчеркните вводные слова в тексте,

4. Найдите в тексте сравнение и поясните способы

его выделения.

5. Разберите слова по составу: собачонки, придорожным,

заливистое, погрузился, двухсот, оттененные, вглубь.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: сме-

шанный, дощаник, таинственно, лесника, блестит.

«Не пой, красавица, при мне»

14 марта 1828 года в Петербург приезжает Гри-

боедов автор знаменитой к тому времени уже ши-

роко извес...ной комедии Горе от ума и привозит

с собой текст мирного договора с Персией заклю-

чение которого принесло ему славу блестящего

дипломата. Вместе с договором он привозит и

фрагменты нового сочинения трагедии «Грузин-

ская ночь» которые читает (П,п)етербур...ским

и (М,м)осковским знакомым и друзьям. (В) те-

чени... своего около (трех) месячного пр...быва-

ния в Петербурге Грибоедов часто видит... .ся с

Пушкиным знакомится с Мицкевичем польским

поэтом (романтиком) и Глинкой основоположни-

ком русской национальной оперы.

Вот тут в атмосфере дружеского обмена мыс-

лями и чувствами людей (П,п)ушкинского кру-

га и возникает романс которому сужден...о было

стать первым классическим произведением

русской вокальной лирик... осв...щен...ой именем

Пушкина. Сам очень хороший музыкант Грибо-

едов познакомил Глинку с мелодией (Г.г)рузинс-

кой песни на которую (в) скоре Пушкин написал

романс Пе пой волшебница при мне. Именно так

в (перво) начальной редакции начинались стихи

Пушкина. Только через 12 лет в 1840 году Глин-

ка создает пленительную музыку к эл...егии по-

эта и уже Не пой красавица при мне становится

(не) превзойден.„ым образцам реалистически

(многостороннего) раскрытия чу...ств человека в

музыке (в) течени... многого времен... волну-

ющ...м сердца ценителей истин...ого искусства.

(По С. Шлифтейну.)

(178 слова)

Задания

1. Напишите числительные словами и охарактери-

зуйте их как часть речи.

2. Выделите в тексте обращения и поясните знаки

препинания при них. Вспомните, как выделяются

обращение на письме.

3. Найдите в тексте приложения и поясните прави-

ла их обособления.

4. Разберите по членам первое предложение. Составь-

те его схему.

5. Разберите по составу слова: принесло, ценителей,

петербургским, пребывания, основоположником,

непревзойденным.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов'

мирного, сочинения, трехмесячного, многосторонне-

го, волнующим.

Звезды

Летом звезд не увидиш.... Когда бы Сережа

н... проснулся когда бы н... лег на дворе светло.

Если даже тучи и дождь все (равно) светло по-

тому что за тучами со...нце. В чистом небе иног-

да можно заметить кроме со...нца прозрачное

бесцветное пятнышк... похожее на осколок стек-

ла. Это месяц дневной (не) нужный он висит и

тает в солнечном сиянь....

Зимой дни короткие темне...т рано. (За) дол-

го до ужина улицу (Д,д)альнюю с ее тихими

снежными садами и белыми крышами обступа-

ют звезды. Их тысяча а может и мил.„ион. Есть

крупные и есть мелкие. И мельчайший звез...ный

песок слитый в светящееся молочные пятна.

Большие звезды переливают...ся голубыми бе-

лыми золотыми огнями. У звезды (С,с)ириус

лучи как рес...нички. А (по) среди неба звезды

мелкие и крупные и звез...ный песок всё это

...бито вместе в (морозно) сверкающий плотный

туман в (пр...чудливо) неровную полосу перебро-

шен...ую через улицу. Этот мост называется

(М,м)лечный (П,п)уть. Прежде Сережа не обра-

щал внимания на звезды они его (не) интересо-

вали потому что он не знал что у них есть на-

звания. Но мама показала ему и (М,м)лечный

(П,п)уть и (С,с)ириус и (Б,б)олыную (М,м)едве-

дицу и красный (М,м)арс.

(По В. Ф. Пановой.)

(173 слова)

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения и на-

зовите типы придаточных.

2. Подчеркните предложения с обобщающим словом

при однородных членах и поясните расстановку

знаков препинания в нем.

3. Укажите предложение с двоеточием и объясните

правило его постановки.

4. Поясните правила употребления прописной бук-

вы в тексте.

б. Разберите по составу слова: бесцветное, задолго, звез-

дный, морозно-сверкающий, светящиеся, обступают.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: пят-

нышко, переброшенную, названия, посреди.

Май

Люблю май за его имя легкое летящее как

ш...лковая лента на ветру. В то (же) время люб он

мне и за его многоцветье он и праз...нично ал и

молодо зелен и сирен...во нежен и безоблачно синь.

Все вокруг покрывает...ся травой цветами. Листве-

н...ые деревья надевают пышный зеленый наряд.

Цветут сосны, осины, ивы, ветлы. Лопнули почки у

берез и рябин и на их месте показались (не)боль-

шие (нежно) зеленые листочки которые выглядят

как лакированные. Начала распускаться лист-

вен...ица раскрыв свои (бледно) зеленые листочки.

Верба нахохлилась ц...плятами почек. Над серым

стволом вяза ветки ра... крыли связки зеленых

плодов (крылаток). И наконец зацвела черемуха.

В лесу бе...престан...о разноголосый птич...ий

гомон. Всю ночь соловьин...ые трели будораж...т

чуткий сон лес...ных обитателей пр...бывающих

в таком (же) приподнятом настроени.... На

ра...свете их буд...т кукушка. В сырых местах

распустились голубые трогательные в своей не-

жност... незабудки. В последние дни мая ра...ц-

ветает ш...повник распускают...ся грозд...я сире-

ни (нежно) розовые кисти которой перевалива-

ют...ся за деревян...ую ограду сада.

В мае все пробуждается к жизни и каждая

былинка и каждая травинка. Природа прим...ря-

ет свои пестрые летние наряды не жалея кра-

сок. С обновлением природы в мае что (то) ес-

тествен...о обновляется в самих людях. Стано-

вится радос...но на душе и люди улыбают...ся

весне каждый (по) своему.

(180 слов)

Задания

1. Найдите в тексте односоставные предложения и

охарактеризуйте их.

2. Найдите в тексте предложения с обобщающим сло-

вом и объясните постановку знаков препинания

в нем.

3. Найдите в тексте предложения с двоеточием и по-

ясните его постановку.

4. Разберите по составу слова: деревянные, листвен-

ница, лакированные, беспрестанно, рассвет.

5. Разберите как часть речи: в настроении, гроздья.

6. Разберите по членам предложение: Лопнули поч-

ки у берез и рябин, и на их месте показались не-

большие нежно-зеленые листочки, которые выгля-

дят, как лакированные.

Волга и Вазуза

Н... один из элементов рус...кой природы н...

лес н... степь н... ветер не занимает в рус...ком

эпосе такого места как реки. Им не только

пр...писывают...ся человеческие чу...ства и по-

ступки пр...сущие живому существу но в целом

ряде былин и сказок они выступают как само-

стоятельные герои приданий и поверий.

Такова например сказка о Волге и Вазузе. Ста-

ли они как (то) хвалит...ся друг перед дружкой кто

достойнее из них. Подошла ноч... а спор...щики (н...)

как н... придут к соглашению. Наконец надумали

леч... спать а утром встать с солнышком и отпра-

вит...ся в путь к морю (Х,х)валынскому так в древ-

ности называлось (К,к)аспийское море. Какая туда

раньше поспеет та и достойнее. Еще не рас...вело

как поднялась тихонько Вазуза и побежала что (бы)

у моря быть первой. Проснулась Волга и сразу обо

всем догадалась однако спешить не стала. Пошла

к морю (не) быстро но и не тихо и в Зубцове место

где Вазуза впадает в Волгу догнала Вазузу. Испуга-

лась та сама «меньшой назвалась» и попросила

«принять на руки». С тех пор весной Вазуза пер-

вой просыпает...ся и будит ото сна Волгу.

Удивительно пр...хотливо переплетают...ся в

сказках (обще) человеческие и бытовые факто-

ры с точными гидрологическими наблюдения-

ми Вазуза действительно вскрывает...ся ото льда

всегда раньше чем Волга.

(По Л. Ильиной.)

(180 слов)

Задания

1. Найдите в тексте предложение с обобщающим:

словом. Объясните расстановку знаков препина-

ния в нем.

2. Найдите в тексте вводные слова. Объясните спо-

собы их выделения.

3. Найдите в тексте собственные названия. Расска-

жите правила употребления прописной буквы.

4. Разберите следующие слова по составу и сделайте

их словообразовательный анализ: общечеловечес-

кие, самостоятельный, гидрологический.

Встреча

В одно ясное холодное утро Иван Петрович

Берестов выехал прогулят...ся верхом на вся-

кий случай взяв с собою три борзых стремян...о-

го и несколько дворовых мальчишек с трещ...т-

ками. В то (же) самое время Григорий Ивано-

вич Муромский соблазнясь хорошею погодою

велел оседлать свою кобылку и поехал рысью

около своих владений.

Под...езжая к лесу он увид...л своего соседа

сидящего верхом и поджидающего зайца кото-

рого мальчишки трещ...тками БЫГ...НЯЛИ из лесу.

Если бы Григорий Иванович мог предвидеть эту

встречу то конечно он (бы) поворотил в сторону

но он наехал на Берестова вовсе неожидан-.о и

вдруг очутился от него на рас...тояни... писто-

летного выстрела. Делать было н...чего и Берес-

тов как образованный европеец под...ехал к сво-

ему противнику и учтиво его приветствовал. В

это время выск...чил заяц и побежал полем. Бе-

рестов и стремян...ой закричали во все горло пу-

стили собак и поскакали следом. Лошадь Му-

ромского н...когда н... бывшая на охоте испуга-

лась и понесла. Доскакав до оврага прежде ею

(не) замечен—его лошадь вдруг кинулась в сто-

рону и Муромский не усидел. Упав тяжело на

мерзлую землю лежал он проклиная свою ко-

былку которая как (будто) опомнившись тот (час)

остановилась как только почувствовала себя без

седока

(По А. С. Пушкину.)

(180 слов)

Задания

1. Подчеркните в тексте деепричастные обороты и по-

ясните постановку знаков препинания при них.

2. Найдите сложноподчиненные предложения и оп-

ределите типы придаточных.

3. Укажите, при каких членах предложения стоит

союз как.

4. Разберите по составу слова: трещотка, подъезжая,

неожиданно, расстоянии, замеченного, тотчас, почув-

ствовала.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: ко-

былку, закричали, стремянной, дворовый, доскакав.

Кюхля

О Пушкине и его поэзии много и увлекатель-

но рассказывал своим воспитан...икам панси-

онский гувернер Кюхельбекер знаменитый Кюх-

ля (Л,л)ицейский товарищ поэта будущий декаб-

рист. В пансионе Кюхельбекер помимо своих

гувернерских обязанностей пр...подавал в пер-

вых трех ни...ших клас...ах рус...кий язык и

литературу.

Это была его настоящая страсть. Пылкий поэт

страс...но влюблен...ый во все русское он старал-

ся привить это чу...ство и своим воспитанникам.

Не без его участ...ия в пансионе с первых лет

образовался любительский кружок юн...ых сло-

вес ...НИКОЕ куда помимо Соболевского и Льва

Пушкина входили Краевский будущий редактор

Отечествен...ых записок, Маркевич поэт и исто-

рик. К ним по всей вероятности примыкал и

Глинка в то время увлекавшийся стихотворством

и даже напечатавший (в) последстви... одно из

своих стихотворений в журнале (С,с)лавянин.

(Все) мерно поощряя литературные занятия

своих п...томцев Кюхельбекер пытался даже ус-

троить прочно организованное литературное об-

щество очевидно наподобие тех которые суще-

ствовали при ран...их (Д,д)екабристах. Образцом

могли служить и литературные организации от-

куда вышел Пушкин где вместе с Дельвигом

начинал и сам Кюхельбекер. Так или иначе зная

Кюхельбекера этого (н...) чем (н...) укротимого

вольнолюбца для которого идеи свободы были

главным делом его жизни можно смело утвер-

ждать что в кружке занимались отнюдь (не) толь-

ко стихотворством.

(По С. Шлифштейну.)

(180 слов)

Задания

1. Найдите в тексте приложения и поясните спосо-

бы его выделения.

2. Найдите в тексте вводные слова и поясните рас-

становку знаков препинания при них.

3. Разберите по членам последнее предложение и на-

рисуйте его схему.

4. Разберите по составу слова: рассказывал, будущий,

влюбленный, любительский, могли.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: вос-

питанникам, лицейский, вольнолюбца, всемерно,

существовали.

6. Сделайте морфологический анализ слов: низших,

участия, впоследствии,

Миргород

Чудный город Миргород Каких в нем нет

строений И под соломен»..ою и под очеретян...ою

даже под деревянною крышей. Направ... улица

налев... улица везде прекрасный пл...тень. Рос-

кошь Пл...тень всегда убран предметами которые

делают его еще более живописным или напя-

лен...ою юбкой или сорочкой или шароварами. В

Миргороде нет воровства н... мошенничества и

поэтому каждый вещает что ему вздумается. Если

будете подходить к площад... то верно (на) время

остановитесь полюбоваться видом на ней нахо-

дит...ся лужа. Удивительная лужа Единственная

какую вам удавалось когда (либо) видеть Она

занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа

Дома и домики которые (из) дали можно при-

нять за копны сена обступивши вокруг ДИБЯТ...СЯ

красоте ее.

Нет в Миргороде лучше дома чем суд в нем

восем.„ окошек (в) ряд прямо на площадь и на то

водное пространство о котором я уже говорил.

Крыша на доме деревян...ая и была (бы) даже вык-

рашен..^ красною краской если (бы) н... пр...го-

товлен...ое для того масло канцелярские при-

правивши луком не с.о.ели что было как наро...-

но во (время) поста и крыша осталась (не)

крашен...ою. На площадь выступает крыльцо на

котором часто бегают куры (от) того что на крыль-

це часто ра...сыпан.„ы крупы или что (нибудь)

с...ес...ное что впрочем делает....ся (не) наро...но

но егинствен...о от (не) осторожности просителей.

(По Н. В. Гоголю.)

(190 слов)

Задания

1. Найдите в тексте вводные слова и поясните знаки

препинания при них.

2. Охарактеризуйте предложения по цели высказы-

вания.

3. Найдите односоставные предложения и охаракте-

ризуйте главный член в них.

4. Укажите предложения с двоеточием и поясните

правило его постановки.

5. Разберите по составу слова: строений, живописны-

ми, мошенничество, остановитесь, выкрашена, при-

правивши, рассыпаны.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: рос-

кошь, плетень, воровство, полюбоваться, единственно,

некрашеною.

Панорама

После короткого отдыха мы поплыли даль-

ше. Около железнодорожного моста горы кон-

чились. Я вышел из лодки и поднялся на бли-

жайшую сопку что (бы) в последний раз осмот-

рет...ся во (все) стороны. Пр...чудливая п...норама

развернулась перед моими глазами сзади на во-

стоке толпились горы на юге были пологие хол-

мы поросшие лиетвен...ым редколес...ем на се-

вере (на) сколько хватал глаз ра...ст...лалось

бесконечное низмен...ое пространство покрытое

травой. Сколько я н... напрягал зрение я не мог

увид...ть конца этой низины. Она уходила (в) даль

и скрывалась где (то) за горизонтом. Порой по

ней пробегал ветер. Трава колыхалась и волно-

валась как море. Где (то) груп...ками и (в) оди-

ночку р...сли чахлые березки тощие листвен...и-

цы и другие какие (то) деревья. С горы на кото-

рой я стоял реку (Л,л)ефу далеко можно было

проследить по олыпан...икам и ивнякам расту-

щим по ее берегам в изобили.... (В) начале она

сохраняет свое (севере) восточное направление

но (не) доходя сопок видневшихся на западе ки-

лометрах в восьми поворачивает на север и не-

много склоняет...ся к востоку. Бе...числен...ое

множество проток слепых рукавов заводей и

озерков окаймляют ее с об...их сторон. Низина

эта казалась бе...жизнен...ой и пустын...ой. Ярко

бл...стевшие на со...нце в разных местах (желто)

серые лужи св...дет...льствовали о том что д...ли-

на реки в дождливый период (не) щадно затоп-

ляет...ся водой.

(По В. К. Арсеньеву.)

(189 слов)

Задания

1. Укажите предложения с уточняющими членами.

2. Найдите в тесте причастные обороты и укажите

случаи их выделения.

3. Найдите в тексте деепричастные обороты и под-

черкните их.

4. Разберите по составу слова: железнодорожный, ред-

колесье, ольшаник, бесчисленное, поворачивает.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-

чудливая, окаймляют, группками, лиственницы,

желто-серые.

Неждан...ая гостья

Только что смерклось я в...лел казаку нагреть

чайник (по) походному засветил свечу и сел у

стола покуривая из дорожной трубки. Уже я до-

канчивал второй стакан чая как вдруг дверь скрип-

нула легкий ш...рох платья и шагов послышался

за мной. Я вздрогнул и обернулся то была она

моя ундина Она села против меня тихо и безмол-

вно и устремила на меня глаза свои и не знаю

почему но этот взор показался мне чудно (нежен)

он мне напомнил один из тех взглядов которые

в старые годы так самовлас ...но играли моей

жизнью. Она казалось ждала вопроса но я мол-

чал полный неиз...яснимого смущения. Лицо ее

было покрыто тусклой бледностью изобличавшей

волнение душевное рука ее без цели бродила по

столу и я заметил в ней легкий трепет. Грудь ее

то высоко поднималась то казалось она удержи-

вала дыхание. Эта комедия начинала мне надое-

дать и я готов был прервать молчание самым

прозаическим образом то есть предложить ей

стакан чая как вдруг она вск...чила обв...ла рукой

мою шею и влажный огнен...ый поцелуй прозву-

чал на губах моих. В глазах у меня потемнело

голова закружилась и я ...жал ее в об...ятьях со

всею силой юношеской страст... но она как змея

скользнула между моими руками.

(По М. Ю. Лермонтову.)

(190 слов)

Задания

1. Подчеркните вводные слова в тексте и поясните

постановку знаков препинания при них.

2. Найдите в тексте сравнение и поясните способы

его выделения.

3. Найдите союзы в сложносочиненных предложени-

ях и укажите, к каким группам они относятся.

Определите значение сложносочиненных предложе-

ний. Поясните расстановку знаков препинания в них.

4. Разберите по членам последнее предложение и со-

ставьте его схему.

5. Разберите по составу слова: волнение, безмолвно,

самовластно, неизъяснимого, вскочила, огненный,

объятьях.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: чай-

ник, скрипнула, послышался, молчание, прозвучал.

7. Сделайте морфологический анализ слов: по-поход-

ному, потемнело, изобличавшей.

На балу

Полицмейстер был некоторым образом как

отец и благотв.-.ритель в городе. Он был среди

граждан совершен...о как в родной семье а в лав-

ки и в гостин...ый двор наведывался как в соб-

ствен...ую кладовую. (Во) обще он сидел как го-

ворится на своем месте и должность свою по-

ст...гал в совершенстве. Трудно было решить он

ли был создан для места или место для него.

Заметив что закуска была готова полицмей-

стер предложил гостям окончить и все пере-

шли в ту комнату (от) куда несшийся запах уже

давно начинал щекотать ноздри гостей и куда

Собакевич давно заглядывал в дверь наметив

(из) дали осетра лежавшего в стороне на боль-

шом блюде. Гости выпивши по рюмке водки

темного оливкового цвета какой бывает только

на (С,с)ибирских прозрачных камнях из кото-

рых режут на (Р,р)уси печати пр...ступили со

всех сторон к столу и стали обнаруживать как

говорит...ся каждый свой характер и склон...ос-

ти налегая кто на икру кто на семгу кто на сыр.

Собакевич оставив без всякого внимания эти

мелочи пр...строился к осетру и пока те пили и

ели он в четверть часа доел его всего так что

когда полицмейстер вспомнил об осетре и подо-

шел к нему с вилкой то увидел что от произве-

дения природы остался всего один хвост.

(По Н. В. Гоголю.)

(191 слово)

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения и ука-

жите типы придаточных.

2. Разберите по членам предложение и начертите

схему последнего предложения.

3. Укажите, в каких случаях сравнительный союз

как присоединяет сравнительные обороты, в ка-

ких — стоит перед сказуемым.

4. Разберите по составу слова: благотворитель, при-

ступили, сибирских, склонности, лежавшего.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: гос-

тиный, перешли, оливкового, склонности, произве-

дения.

На биваке

Сумерки в лесу наступают неожиданно рано.

На (3,з)ападе сквозь густую хвою еще виднелись

(кое) какие клочки (бледно) голубого неба а внизу

на земле уже ложились ночные тени. По мере

того как разгорался костер ярче освещались

выступавшие из темноты кусты и стволы дере-

вьев (гигантов). Разбужен...ая в осыпях п...щу-

Наши рекомендации