Концепция внутреннего аудита
В современной рыночной экономике под влиянием мировых тенденций появилось большое количество форм контроля:
· ревизия;
· управленческий анализ;
· внутренний аудит.
Ревизия была самой распространенной формой контроля в России как для бюджетных, так и для коммерческих образований. С развитием в 1993 году аудита и управленческого анализа актуальность ревизии, как формы контроля сохранилась, в основном, для исполнения государственного надзора.
Управленческий анализ как форма контроля, организовывается для повышения эффективности деятельности, заключающийся в прибыльности, рациональном использовании производственных ресурсов и исполнением управленческих решений. Он представляет собой специальные знания, базирующихся на законах развития и функционирования систем учета и анализа, направлен на оценку, диагностику и прогнозирование фактов хозяйственной жизни малого бизнеса.
Управленческий анализ, как форма контроля должен взаимодействовать с ревизией, служба которой контролирует учет и сохранность активов.
Изучение теории и практики показывает, что ревизионную службу в содействии с управленческим анализом может заменить одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля - внутренний аудит.
По мнению автора:
РЕВИЗИОННАЯ СЛУЖБА + УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ = ВНУТРЕННИЙ АУДИТ |
Внутренний аудит в системе внутреннего контроля является наиболее развитой формой контроля над фактами предпринимательской жизни. Под внутренним аудитом понимается организованная, действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними нормативными актами форма системы контроля над соблюдением законности методологии ведения бухгалтерского учета, надежностью функционирования системы внутреннего контроля, а также для проведения комплексного экономического анализа.
Для формирования теоретических и методологических основ внутреннего аудита целесообразно сформировать концепцию.
Определение концепции внутреннего аудита позволит предварительно упорядочить теоретический «материал» внутри научной теории и выделить следующие составляющие:
1) понятие внутреннего аудита;
2) содержание внутреннего аудита;
3) сущность внутреннего аудита;
4) цель и задачи внутреннего аудита;
5) принципы внутреннего аудита;
6) функции внутреннего аудита;
7) система внутреннего аудита;
8) технология внутреннего аудита;
9) оценка эффективности внутреннего аудита.
Во Временном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (1999 г.) даётся следующее определение внутреннего аудита: «Внутренний аудит – организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля». [1] В данном определении понятие «внутренний аудит» трактовалось в узком смысле, определяющим объектами внутреннего аудита бухгалтерский учёт и систему внутреннего контроля за подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчётности.
В августе 2006 года было утверждёно и вступило в действие новое Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». В нём даётся следующее определение: «Внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля». [2]
Таким образом, в современных условиях внутренний аудит необходимо понимать достаточно широко, как функцию управления, форму внутреннего контроля, который использует в качестве инструмента комплексные, тематические, аналитические, сквозные и другие виды проверок. При этом внутренний аудит не только обеспечивает детальную всестороннюю проверку финансово-хозяйственной (в т.ч. производственной и социальной) деятельности, но и разрабатывает предложения по оптимизации хозяйственной деятельности, совершенствованию систем внутреннего контроля и управления рисками, рационализации расходов и увеличению прибыли, оказывает различные консультационные услуги для управления. Осуществляя проверки по различным направлениям деятельности и компетентно системно исследуя и оценивая работу компании, опираясь на достоверную информацию, внутренний аудит даёт внутренним пользователям обоснованные предложения для принятия управленческих решений.
Очевидно, что дальнейшее развитие внутреннего аудита должно проходить с учётом осмысления зарубежного опыта, углублённых исследований в области теории, и, прежде всего, разработки концепции внутреннего аудита, которую, необходимо увязывать с целями развития бизнеса компаний. Внутренний аудит должен иметь предупреждающий, прогнозный характер, направленный на выявление возможного предпринимательского риска.
Определённым ориентиром для развития внутреннего аудита в России должны стать стандарты Международного института внутренних аудиторов (США), которые дают следующее определение: «Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности компании. Внутренний аудит помогает компании достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления». [3]
Однако, по нашему мнению, к вопросу консультирования следует подходить с осторожностью. На эту тему сегодня идут интенсивные дискуссии. Сторонники одной точки зрения считают, что основная ценность внутреннего аудита заключается в проверках (т.е. предоставлении гарантий), хотя «проверка» - это не самое удачное слово в лексиконе внутреннего аудитора, поэтому консультирование должно занимать минимальное время в графике работы аудиторов. Кроме того, чем больше внутренний аудит занят консультационной работой, тем больше потенциальная угроза объективности внутреннего аудитора – проекты и области, где внутренний аудитор сегодня участвовал в качестве консультанта, подлежат проверке внутренним аудитором завтра.
Сторонники другой точки зрения считают, что внутренний аудит может быть наиболее полезен для компании именно на этапах изменения и/или разработки и внедрения систем/процессов/процедур, поскольку для компании в целом потенциальные выгоды от такого участия внутренних аудиторов в качестве консультантов все же превышают риск снижения объективности результатов работы внутренних аудиторов в будущем. Тем более что есть достаточно много способов нивелировать данное отрицательное влияние на объективность внутренних аудиторов.
Поскольку основной задачей внутреннего аудита, на наш взгляд, является контроль (т.е. предоставление объективных гарантий), следует предельно осторожно решать вопрос консультационной работы в рамках обоснования понятия «внутренний аудит».
На основании вышесказанного, можно предложить следующее определение внутреннего аудита.
Внутренний аудит – это элемент системы внутреннего контроля, независимая и объективная деятельность, связанная с управлением рисками, оценкой и подтверждением достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, с проверкой и оценкой деятельности компании в целом в её интересах и для различных пользователей. Данное авторское определение отличается от других тем, что оно показывает единство целей внутреннего и внешнего аудита в отношении достоверной оценки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но в отличие от внешнего аудита, когда высказывается мнение аудитора по конкретному поводу, при внутреннем аудите необходимо подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Также данное определение позволяет констатировать, что внутренний аудит проводится внутри организации для различных пользователей и направлен на управление рисками и оценку эффективности работы организации.
На рисунке 2 схематично показаны основные элементы современной системы внутреннего аудита:
Рисунок 2 - Основные элементы современной системы внутреннего аудита[4]
Стратегический внутренний аудит должен охватывать области стратегического планирования компании, инвестиционную деятельность, систему сбалансированных показателей и ключевых показателей деятельности; внутренний аудит корпоративного управления должен оценивать соответствие процедур и методов внутреннего управления компанией её целям и возможность их совершенствования, динамику развития управленческих технологий; операционный внутренний аудит должен затрагивать текущую деятельность компании: производственную, финансовую, социальную, оперативное планирование, работу информационных систем, вопросы бюджетирования, подготовку управленческой отчётности; внутренний аудит финансовой отчётности должен контролировать систему бухгалтерского и налогового учёта, подготовку финансовой отчётности для внешних пользователей; правовой внутренний аудит должен следить за соблюдением требований законодательства и положений внутренних регламентов (инструкций) в компании.
Большинство российских и зарубежных ученых склонны выделять такие виды аудита (как внешнего, так и внутреннего), как: финансовый аудит (или аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности), операционный (управленческий) аудит, аудит на соответствие нормам, требованиям, стандартам. На наш взгляд, по крайней мере, восемь признаков могут быть положены в основу классификации внутреннего аудита. Представим эту классификацию в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация внутреннего аудита
Признак классификации | Виды внутреннего аудита |
1. По степени автоматизации | Автоматизированный внутренний аудит; частично автоматизированный внутренний аудит; неавтоматизированный внутренний аудит |
2. По объектам внутреннего аудита | Внутренний аудит системы бухгалтерского учета экономического субъекта; внутренний аудит кадрового состава; внутренний аудит обоснованности распределения прав, обязанностей и ответственности между сотрудниками; внутренний аудит технологии производства; внутренний аудит результата функционирования организации и др. |
3. В зависимости от проверяемых циклов | Внутренний аудит внеоборотных активов; внутренний аудит закупки и эксплутационных расходов; внутренний аудит доходов и дебиторских задолженностей; внутренний аудит персонала и оплаты труда; внутренний аудит материальных запасов и производства; внутренний аудит денежных средств; внутренний аудит бухгалтерской (финансовой) информации |
4. В зависимости от используемых методов | Документальный внутренний аудит; фактический внутренний аудит |
5. По отношению к проверяемым операциям | Предварительный внутренний аудит; текущий внутренний аудит; последующий внутренний аудит |
6. По аудиторским заданиям | Финансовый внутренний аудит; операционный внутренний аудит; внутренний аудит на соответствие; внутренний аудит информационных технологий; внутренний аудит в области охраны окружающей среды |
7. По частоте проведения | Непрерывный внутренний аудит; периодический внутренний аудит |
8. По отношению к ожиданиям комитета по аудиту от службы внутреннего аудита | Внутренний аудит системы внутреннего контроля; внутренний аудит системы управления рисками; внутренний аудит на соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления |
Внутренний аудит представляет собой систему из шести элементов, такие как:
1) субъект внутреннего аудита;
2) объект внутреннего аудита;
3) предмет внутреннего аудита;
4) методология внутреннего аудита;
5) поле внутреннего аудита;
6) временное поле.
На рисунке 3 отображено пространственное представление элементов в системе внутреннего контроля.
|
Рисунок 3. Взаимодействие элементов системы внутреннего аудита.
Наличие эффективного внутреннего аудита становится важным для успешного развития и функционирования организации. Насколько он будет при этом полезным, зависит от того, какие задачи будут перед ним поставлены. Представим функции и задачи в таблице 3.
Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи.
1. Он оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений.
2. Проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков.
3. Оценивает соответствие системы корпоративного управления организации принципам корпоративного управления.
Таблица 3 - Функции и задачи внутреннего аудита с учетом области применения
Область применения | Функции и задачи внутреннего аудита |
Бухгалтерский учет и налогообложение | · проверка соблюдения законодательно-нормативной базы; · экспертиза средств и способов, используемых для идентификации, оценки и классификации бухгалтерской информации и составления на ее основе отчетности; · проверка ведения бухгалтерского учета и налогового учета |
Планирование с учетом результатов внутреннего аудита | · формирование и совершенствование всей системы планирования; · установление потребности в информации для процесса планирования, в том числе воспроизводимой в результате внутреннего аудита; · оценка целесообразности плановых заданий; · проверка планов на полноту и реальность; · налоговое планирование; · составление сводного плана организации |
Контроль | · оценка контрольных систем, обеспечивающих проведение политики организации; · проверка и мониторинг системы внутреннего контроля; · оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур; · контроль за сохранностью кооперативного имущества; · оценка адекватности системы внутреннего контроля; · контроль за выполнением планов, анализ отклонений, выявление их причин, выработка предложений; · контроль за соблюдением интересов пайщиков |
Экономический анализ | · разработка показателей и методов текущего и прогнозного анализа, методик аналитических процедур применительно к этапам внутреннего аудита, к циклам хозяйственных операций и т.д.; · формирование и оценка ведения дел руководством организации; · оценка перспектив непрерывности деятельности организации |
Управленческие решения | · определение приоритетных направлений в деятельности организации; · внедрение современных форм и методов работы; · формирование моделей бизнеса на основе предвидения возможных и желаемых результатов; · оптимизация использования внутренних ресурсов по направлениям деятельности |
Специальные функции | · консультирование; · проведение семинаров, повышение квалификации; · организация к подготовке проведения внешнего аудита, налоговых проверок; · информационное обслуживание управленческих структур по результатам внутреннего аудита |
Субъектами системы внутреннего аудита, на основании юридической доктрины, являются: собственники и руководители; сотрудники службы внутреннего аудита; проверяемый персонал.
К объектам системы внутреннего аудита относятся: экономические ресурсы; активы малого бизнеса; первичная, учетная и аналитическая документация.
Предметом системы внутреннего аудита являются факты предпринимательской жизни, а именно; де-юро предпринимательской мысли; факты хозяйственной жизни; предпринимательские обязательства.
Средствами внутреннего аудита является его методология, то есть специфические приемы и методы осуществления контроля.
Поле системы внутреннего аудита образуется поставленной целью, задачами, принципами и функциональными рамками определяющиеся руководством и собственниками (субъектами). По мнению автора, руководство и собственники устанавливают цель, определяют задачи, разрабатывают принципы организации и осуществления внутреннего аудита, затем утверждают его функциональные рамки.
Временные рамки внутреннего аудита определяются периодами контроля, такими как: предварительный контроль; текущий контроль; последующий контроль; прогнозный контроль.
Организация эффективного внутреннего аудита требует вложения значительных инвестиций - как финансовых, так и с точки зрения времени и усилий, необходимых для поиска или подготовки квалифицированных специалистов по аудиту. Для функциональной системы внутреннего аудита необходимо разрабатывать и внедрять внутренние регламенты (стандарты), которые являются едиными требованиями при организации, планировании, проведении проверок, что определено законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, утвержденный 7 августа 2001г. (с изменениями от 3 ноября 2006 г.).
Служба внутреннего аудита хозяйственных субъектов должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым отчетам, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения внутреннего аудит.
Регламенты внутренних аудиторов предназначены для регулирования профессиональной деятельности, обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками, администрацией и внутренним аудитом хозяйствующего субъекта, между внутренними аудиторами и внешними контролирующими органами, между внутренними аудиторами и проверяемыми звеньями, а также между самими внутренними аудиторами.
К внутренним регламентам хозяйствующих субъектов малого бизнеса могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические рекомендации, пособия и другие документы, обязательные к применению.
Экономическая эффективность внутреннего аудита определяется наличием разработанной технологии проверки. Методические действия внутренних аудиторов позволят по этапам выявить и предупредить нарушения, своевременно внести изменения в налоговые расчеты, применить налоговые льготы, оптимизировать учетную политику, значительно сократить штрафы налоговых и административных санкций.
Сформулированные принципы для эффективной организации и функционирования внутреннего аудитапомогут руководителю или собственнику сформировать высоко квалифицированную систему внутреннего контроля.
Принципы эффективной организации и функционирования деятельности внутреннего аудита представленные в таблице 3, взаимосвязаны между собой:
Таблица 3 - Принципы эффективной организации и функционирования деятельности внутреннего аудита
Принципы внутреннего аудита | Характеристика принципа внутреннего аудита |
1. Принцип организации и значимости внутреннего аудита | Эффективная организационная модель в системе управления внутреннего аудита: а) собственный; б) по договору -наличие объективности и независимости, -отсутствие исполнения других обязанностей по совместительству в этом же субъекте; -отсутствие действий сдерживающих факторов ограничиваемых руководством; - рассматриваются и принимаются ли к исполнению руководством рекомендации внутреннего аудита. |
2. Принцип компетентности | -наличие профессионального образования аудиторов; -наличие навыков и опыта работы аудиторов; -прохождение повышения квалификации; -степень понимания стоящих задач аудита. |
3. Принцип профессионализма | -наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту; -состояние планирования, контроля и документирования работы; -наличие рабочих программ; -наличие внутренних правил стандартов; -наличие методик внутреннего аудита. |
4. Принцип функциональных обязанностей | -соблюдение в соответствии с планом объема работы; -предварительный контроль: а) правильности и обоснованности прогнозов продаж и их результатов, б)потоков денежных средств, в) смет расходов; - текущий контроль: а)правильности составления первичных документов; б)законности и целесообразности осуществляемых операций; в)выполнением принятых решений; - последующий контроль: а)достоверности внутренней отчетности; б)достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности; в)анализ динамики финансового состояния; г)анализ влияния факторов на эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. |
5. Принцип эффективности | -оценка сравнительного анализа состава и динамики баланса; -анализ финансовой устойчивости; -анализ ликвидности баланса; -анализ платёжеспособности (финансовой состоятельности) предприятия; -анализ финансовых результатов; - оценка рисков и ликвидности бизнеса. |
Решение о том, необходим ли организации внутренний аудит, принимают собственники и высшее исполнительное руководство организации. Определяется это решение многими факторами, к которым, прежде всего, относятся разделение функции владения и управления предприятием, размеры и структурная разветвленность организации, уровень рисков, присущих ее деятельности.
Внутренний аудит ориентирован на перспективу, он оценивает возможность и предлагает пути снижения рисков и/или негативных эффектов их воздействия.
Следует отметить, что решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции. Представим эти различия в таблице 2.
Таблица 2 – Различия внутреннего и внешнего аудитов
Внутренний аудит | Внешний аудит |
Оценивает существующую систему контроля и управления рисками и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению организацией поставленных целей. | Занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности организации и фокусируется на операциях и событиях, способных оказать материальное воздействие на финансовую отчетность организации. |
Производит оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений организации. | Это не входит в задачи внешнего аудита. |
В первую очередь служит интересам советов директоров и менеджеров организации. | Служит, прежде всего, интересам внешних заинтересованных сторон – потенциальных инвесторов, кредиторов и др. |
В организации должна быть создана такая система контроля, которая не только гарантировала бы отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, сколько помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности деятельности.
Исследование роли внутреннего аудита в системе управления и его места в системе внутреннего контроля экономического субъекта показывает, что, несмотря на схожесть с другими внутренними органами контроля, внутренний аудит – это самостоятельное явление, отличительные признаки которого состоят в обеспечении не только контрольных, но и иных функций (например, проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала), обслуживании интересов высшего звена управления. Однако внутренний аудит не ограничивает другие формы внутрихозяйственного контроля, что обусловлено рядом объективных причин: различные пользователи информации, цели и объекты контроля, содержание отчетной информации.
Подводя итоги, отметим, что на сегодняшний день складываются благоприятные условия для того, чтобы внутренний аудит продемонстрировал свои широкие возможности и доказал свою необходимость как собственникам, так и менеджменту организации.
Технология, методология внутреннего аудита, позволяющие эффективно и качественно проводить оценку и анализ законности, достоверности и целесообразности использования материальных и финансовых ресурсов
Целесообразность функционирования внутреннего аудита обусловлено выработкой рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем.
Создание и совершенствование службы внутреннего аудита – весьма сложный процесс, требующий решения ряда методических и организационно-технических задач и предполагающий следующие этапы:
1. Процесс внедрения внутреннего аудита, начинающийся с принятия решения, предпосылками которого могут являться: ухудшение основных показателей эффективности деятельности организации; не удовлетворяющие современным требованиям методы контроля; недостаточность информационной базы.
2. Выявление круга вопросов, для решения которых формируется служба внутреннего аудита, построение системы целей ее создания в соответствии с политикой организации, а также определение основных функций, прав, обязанностей и ответственности сотрудников.
3. Формирование правовой базы. Для закрепления правового статуса внутреннего аудита разрабатываются основные внутренние регламенты кооперативной организации (дополнения в устав, Положение о службе внутреннего аудита, должностные инструкции ее сотрудников, планы работы, рабочие программы проверок по направлениям, а также рабочие и отчетные документы внутренних аудиторов).
4. Интеграция внутреннего аудита в систему контроля. Результаты внедрения данного этапа характеризуются следующими признаками: убедительная для руководства организации интерпретация результатов деятельности, входящих в систему; появление у внутренних аудиторов реальной независимости; доверие руководства организации к отчетам внутренних аудиторов, готовность к сотрудничеству.
5. Закрепление прочных позиций. Структура и иерархический ранг службы внутреннего аудита характеризуется следующими признаками: удовлетворение руководства результатами деятельности внутренних аудиторов, расширение спектра решаемых ими функций и задач.
На высшем уровне управления организации формируется и принимается концепция внутреннего аудита, на основании которой разрабатывается проект внедрения. Полученные результаты обсуждаются, в случае необходимости вносятся коррективы в содержание и сроки проведения последующих этапов.
При осуществлении внутреннего аудита важным является разработка технологии аудита, под которой следует понимать методологические аспекты процедур проверки.
Технология проведения внутреннего аудита раскрывается в содержании таблицы 4. Он включает в себя десять этапов, отличающиеся друг от друга целью, содержанием и источником информации.
На первом этапе осуществляется подготовка проведения внутренней аудиторской проверки, где устанавливаются основные параметры состояния деятельности малого бизнеса, влияние на него качественной оценки факторов. Следовательно, оценивается система внутреннего контроля.
Процесс сбора доказательств, определяется методикой и предполагает проверки по следующим направлениям: операции с наличными денежными средствами, операции на счетах в банке, внешние расчеты, включая расчеты с головной организацией, расчеты по заработной плате, операции с активами. Особе внимание необходимо уделить проверке затрат, включаемых в себестоимость продукции, и выручки от реализации продукции, финансовых результатов, правильности начисления налогов.
Отчет внутреннего аудитора должен содержать раздел, посвященный анализу платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а также прогнозной оценке ее финансового состояния на будущее.
На этапе внедрения решений и предложений по результатам проверки целесообразно анализировать степень устранения выявленных искажений.
Внутренняя аудиторская проверка, как плановая, так и внеплановая считается не законченной пока искажения не устранены, а решения принятые по результатам аудирования не внедрены в деятельность предприятий.
На заключительном этапе технологии внутреннего аудита – анализ и оценка действенности мер по выявлению и предотвращению нарушений и искажений в системе внутреннего контроля и учета служба внутреннего аудита должна осуществлять последующий контроль.
Следует отметить, что при организации внутреннего аудита актуальным становится понятие качества. По нашему мнению, применительно к деятельности аудиторской организации, качество необходимо рассматривать с трех точек зрения:
· при проведении аудита - это соответствие результата труда аудиторов, которым является их мнение об объекте исследования установленным требованиям и нормативным актам;
· при оказании сопутствующих аудиту услуг - это соответствие результата труда аудиторов, который определяется заданием клиента установленным требованиям, нормативным актам и договором на оказание аудиторских услуг;
· деятельность аудиторов должна быть рентабельной – это показатель эффективности труда аудиторов, установленный их органом управления.
Качество деятельности аудиторской организации – это соответствие результатов труда сотрудников аудиторской организации требованиям, определенными нормативными актами, органом управления, клиентами и пользователями результатами труда сотрудников аудиторской организации.
Таблица 4 – Технология проведения внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах
Этапы внутреннего аудита | Содержание | Источники информации | Служебные документы, составляемые на данном этапе аудирования |
1. Подготовка проведения внутренней аудиторской проверки | Установление основных параметров состояния деятельности бизнеса, качественная оценка влияющих факторов. Оценка системы внутреннего контроля. | Первичные документы, отчеты материально-ответственных лиц, информация руководителя и специалистов. | Служебная записка руководителю о состоянии учета, экономической работы и других направлений деятельности малого бизнеса в соответствии требованиям нормативно-правовым актам и внутренним регламентам. |
2. Информационное обеспечение | Определение состава документов правового, экономического, организационно-технологического обеспечения. Разработка реестра законов и нормативных актов. | Законодательные и нормативные акты, внутренние правила и распорядки, внутрихозяйственные регламенты. | Составление реестра законов и нормативных актов. Формулировка предложений по плану и порядку проведения проверки. |
3. Составление плана проведения внутреннего аудита | Получение необходимой информации по задачам проверки. Определение состава рабочих документов (рабочая тетрадь, бланки тестов, вопросник) | Первичные документы, сводные регистры, внутренняя и внешняя отчетность. | Общий план внутреннего аудита в соответствии с задачами проверки |
4. Составление программ внутреннего аудита для каждого проверяемого раздела учета группы хозяйственных операций | Составление календарного графика работ и распределение обязанностей. Определение уровня существенности. Оценка внутреннего аудиторского риска. Выбор методик внутреннего аудита Определение состава и форм рабочих документов | Состав первичных документов, внутренних отчетов, финансовой (бухгалтерской отчетности) | Программы внутреннего аудита в соответствии с задачами общего плана |
5. Сбор аудиторских доказательств и их оценка. | Определение методов выполнения работы по каждой задаче. Получение необходимой информации и ее систематизация. | Первичная документация, регистры, финансовая (бухгалтерская) отчетность. | Перечень процедур для получения аудиторских доказательств, достаточных для формирования мнения внутреннего аудитора. |
6. Анализ и оценка аудиторских доказательств. Сбор дополнительных доказательств при выявлении существенных искажений в учете и отчетности, целесообразности и законности фактов хозяйственной жизни | Получение дополнительной информации и ее систематизация. | Первичная документация, регистры бухгалтерского учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность. | Перечень дополнительных процедур для снижения внутреннего аудиторского риска, достаточных для формирования мнения внутреннего аудитора. |
7. Обсуждение предварительных отчетов, предложений с руководством, специалистами отделов, работниками структурных подразделений. | Представление предварительных отчетов (заключений) и предложений. Получение дополнительной информации, для обоснования выводов и предложений | Аудиторские доказательства, полученные в ходе внутренней аудиторской проверки. Рабочие документы внутреннего аудитора. | Аудиторские свидетельства требующие дополнительной информации. Корректировка программы аудита, обоснование предложений и рекомендаций. |
8. Подготовка отчета (заключения) и предложений внутреннего аудитора. | Систематизация аудиторских выводов по разделам общего плана, выработка обобщающих заключений и предложений. | Свидетельства по процедурам проверки, протокол обсуждения предварительных заключений, замечаний аудиторов. | Отчет о результатах работы внутреннего аудитора, справки к отчету подписанные специалистами хозяйствующего субъекта малого бизнеса. |
9. Внедрение решений, предложений по результатам проверки | Подготовка приказов и распоряжений в соответствии с программой устранения нарушений в работе субъекта малого бизнеса. | Отчет (заключение) аудитора о результатах проверки, служебные записки, справки, акты проверок | Приказы и распоряжения администрации об: -устранение, выявленных нарушений в системе внутреннего контроля; -разработке мер по предотвращению нарушений и искажений, усилением внутреннего контроля. |
10. Анализ и оценка действенности мер по выявлению нарушений и искажений в системе внутреннего контроля и учета. | Составление отчета о действенности мер внутреннего контроля и учета разработанных по результатам проверки. | Приказы и распоряжения администрации по результатам внутреннего аудита. Отчет (заключение) аудитора. | Отчет о принятии мер по устранению нарушений законодательных актов, методологии учета |
Для получения аудиторских доказательств, при проведении внутреннего аудита целесообразно использовать методы внутреннего аудита представленные в таблице 5.
Таблица 5 – Методы внутреннего аудита хозяйствующих субъектов бизнеса
№ | Метод внутреннего аудита | Процедуры метода | Способ документального оформления |
Инвентаризация | Физическая проверка – осмотр и подсчет, а также инвентаризация расчетов и обязательств и других статей баланса, с целью проверки их наличия и сохранности, установление их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. | Акт инвентаризации, сличительная ведомость. | |
Осмотр | Непосредственное изучение компетентным человеком определенных объектов учета, выполняющих в хозяйственной системе те или иные конкретные функции. | Акт осмотра, заключение. | |
Обследование | Выявление дополнительных особенностей объекта учета. | Акт обследования. Протокол обследования с выводами о результатах обследования. | |
Контрольный обмер | Определяет фактически выполненный объем строительных или строительно-монтажных работ, произведенных хозяйственным или подрядным способом и обоснованность их оплаты. | Акт контрольного обмера. Ведомость перерасчета. | |
Контрольный запуск сырья и материалов | В производстве выявляет недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрывает каналы создания неучтенных излишков незавершенного производства и готовой продукции за счет применения завышенных норм расхода сырья, необоснованного списания сверхнормативных потерь, изменения технологического режима. | Промежуточный акт проверки о достоверности расхода сырья и материалов, полноты оприходования готовой продукции. | |
Экспертиза | Исследование специалистом каких-либо вопросов (проверка подлинности документов, денежных знаков, ценных бумаг), решение которых требует специальных познаний в соответствующей области. | Заключение эксперта | |
Лабораторный анализ | Применяется для выявления необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в стационарных условиях. | Заключение лабораторного анализа о качестве продукции, сырья и материалов. | |
Встречная проверка | Сопоставление записей в учетных регистрах проверки документов путем сравнения их с другими документами, копиями, находящимися в распоряжении третьих лиц. | Акт встречной проверки, в котором отражаются расхождения в документах. | |
Аудиторская выборка | Статистический метод, заключающийся в отборе данных из проверяемой совокупности по определенному интервалу, признаку или носит случайный характер. | Рабочий документ внутреннего аудитора с указанием количества элементов выборки из генеральной совокупности распространения ошибки на всю совокупность | |
Аналитические процедуры | Состоят в выявлении, анализе, оценке и проверке по существу соотношений между финансовыми показателями деятельности предприятия и определении их взаимной причинно-следственной связи. | Рабочий документ внутреннего аудитора с выводами об отклонениях от установленных параметров. |
[1] Орлов С.Н. Внутренний аудит и Комитет по аудиту в системе корпоративного управления // Реформирование бухгалтерского учёта, аудита и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами: Материалы научно-практической конференции «Татуровские чтения», МГУ им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет / Под ред. заслуженного профессора МГУ А.Д. Шеремета. – М.: МАКС-Пресс, 2004.
[2] Орлов С.Н. Сочетание внешнего аудита с системой внутреннего аудита компании // Аудиторские ведомости. – 2006. - № 7. – С. 5.
[3] J. Renard, «Théorie et pratique de l’audit interne», Les Editions d’organisation, 2008, p.51.
[4] Орлов С.Н Место и роль внутреннего аудита в системе управления компании // Ежеквартальный обзор Ассоциации Независимых Директоров «Независимый директор», Зима 2006, №13.