В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:
1.содействие сбалансированному росту международной торговли;
2.предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
3.отмена валютных ограничений;
4.межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.
Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:
1.лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
2.фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
Новым явлением с середины 80-х гг.стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).
В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.
МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:
Международная ассоциация развития(MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.
Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.
Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.
МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение- Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной й Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.
Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.
ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.
Региональные банки развитиясозданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов,привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.
Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепление интеграции и создание экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведение согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относятся:
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам - до сорока лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;
Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию и развитию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там: насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;
Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. - это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов.
БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.
БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.
Международные финансовые институты создаются на мировом и региональном уровнях для содействия экономическому развитию стран - основателей этих организаций. Они начинаются на основе многосторонних соглашений между государствами, их основной задачей является мобилизация средств и оказания помощи на кредитных началах для осуществления важных экономических проектов. К числу мировых финансовых институтов относятся Всемирный банк (ВБ), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Кроме того, существуют такие финансовые структуры, как Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и некоторые другие.
Почти все международные финансовые институты были созданы в 1944 году с целью объединения усилий для послевоенного восстановления экономики многих стран. В целом это имело довольно положительное значение для тогдашнего периода мирового экономического развития. Международный валютный фонд, в частности, получил статус специализированного представительного учреждения Организации Объединенных Наций. МВФ в своей деятельности способствует стабилизации национальных валют стран - членов фонда, поддержанию равновесия платежных балансов и покрытия их дефицита, оказанию консультативной помощи по финансовым и валютным вопросам.
МВФ является организацией акционерного типа, его ресурсы состоят из взносов стран-членов, для каждой из которых устанавливается вступительная квота в зависимости от доли страны в мировой торговле. Соответственно и право на получение средств зависит от объема вступительного взноса. Квоты пересматриваются каждые пять лет.
На сегодня членами МВФ являются 181 страна, а его пассивы составляют более 300 млн. дол. США. Украина вступила в МВФ в 1992 году, ее квота составляет 0,70 процента от общего капитала фонда. За время своего существования МВФ обнаружил свою жизнеспособность, умение учитывать тенденции развития мировой экономики, способствовать улучшению финансовых условий развития экономики отдельных стран и финансовой стабилизации в мировом хозяйстве в целом.
В последние годы МВФ принял ряд решений, направленных на создание механизма срочной финансовой помощи отдельным странам в условиях финансового кризиса. Эта помощь предоставляется с помощью политики траншей и механизма расширенного финансирования. Деятельность МВФ справедливо подвергается критике за негибкость во взаимоотношениях с некоторыми странами, чрезмерную бюрократизацию.
Одним из крупнейших финансовых учреждений мирового уровня является созданный в 1944 г. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Его не следует рассматривать как только банковское учреждение. В МБРР мало общего с типичными коммерческими банками, потому что он предоставляет долгосрочные кредиты на государственные программы только правительствам и центральным банкам стран-членов, которыми являются только члены МВФ.
При создании МБРР был призван согласно его статусу оказывать финансовую помощь странам, пострадавшим от войны, в форме долгосрочных кредитов для восстановления их экономики, а также гарантировать частные инвестиции. Сейчас банк оказывает техническую и финансовую помощь более 100 странам мира, которые являются членами МВФ.
Основное количество кредитов направляется на развитие производственной инфраструктуры и сельского хозяйства, а также в отрасли с низкой рентабельностью и большим сроком окупаемости затрат, куда не очень охотно вкладывает свои средства частный капитал. Уставный капитал МБРР создается посредством подписания и выкупа акций и облигаций. Акции распределяются согласно квотам в МВФ.
Займы МБРР предоставляются под гарантии правительства страны-заемщика, как правило, сроком на 15-20 лет и имеют пятилетний льготный период. Текущая процентная ставка по кредитам составляет 7,5%. Вступление Украины в МВФ обеспечило ее членство в МБРР с квотой почти 5 млрд. дол. США, что позволяет привлекать средства иностранных инвесторов для решения вопросов стабилизации экономики, структурной перестройки, интеграции Украины в мировое сообщество.
Всемирный банк является финансовым учреждением, которое призвано способствовать устойчивому экономическому развитию и обеспечению общественного благосостояния в странах, имеющих низкий уровень экономических показателей и находятся на стадии реформирования экономики. Банк предоставляет финансовые ресурсы в форме долгосрочных кредитов на развитие производства на 15-20 лет на льготных условиях. Условия предоставления кредита связаны с развитием частного сектора экономики, осуществлением рыночных реформ в определенных отраслях экономики. Займы Всемирного банка являются одними из инфляционных источников внешнего финансирования развития экономики. Однако займы, направленные на финансирование дефицита бюджета, оказывают негативное влияние на нынешнее и дальнейшее финансовое развитие.
К числу международных финансовых институтов необходимо отнести значительное количество региональных финансовых учреждений Европы, Латинской Америки, Африки, Азии и других регионов. Среди них наибольшее внимание заслуживает Европейский банк реконструкции и развития. Он был создан в 1991 году для содействия экономическим реформам в странах Восточной Европы.
По сравнению с другими международными финансовыми учреждениями, преимуществом этого банка является то, что он работает как с государственным, так и частным секторами экономики и имеет в своем распоряжении широкий выбор методов мобилизации средств и финансирования. Банк, как правило, способствует развитию частного сектора экономики.
Капитал банка состоит из взносов стран-учредителей. На сегодня членами ЕБРР является 57 государств. Банк может привлекать средства также на международных рынках кредитных ресурсов.
Деятельность ЕБРР охватывает следующие основные стратегические направления:
1.предоставление долгосрочного кредитного капитала банковскому сектору на развитие коммерческого кредита и других финансовых инструментов для поддержки экспортеров;
2.привлечение частных инвестиций в агропромышленный комплекс;
3.техническая помощь и консалтинговые услуги предприятиям государственной формы собственности по разработке и внедрению инвестиционных проектов, финансовых планов, систем закупки оборудования на мировых рынках и управления инвестиционными проектами;
4.предоставление кредитных линий частному производству и прямое финансирование совместных предприятий;
5.реформирование секторов инфраструктуры - транспорта, связи и т.д.;
содействие реструктуризации, в основном энергетического комплекса, с помощью внедрения энергосберегающих технологий, модернизации оборудования, обеспечения безопасности на атомных электростанциях.
Займы ЕБРР является источником льготного финансирования инвестиционных проектов, предоставляется на 10-12 лет по ставке Libor 1,0% маржи с двухлетним льготным периодом.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель развитие сотрудничества и обеспечение целостности и целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется в ВТО. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по невидимым статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с официальной помощью развитию. Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основе мандата ЮНКТАД).
Специализированное учреждение ООН Экономический совет создал 4 региональные комиссии для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского Банка Развития и Межамериканского Банка Развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходится 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов. В том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).
Парижский клуб стран-кредиторов неформальная организация ПРС, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Во избежание одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств семерки и группы десяти, которая кроме семерки включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. Каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям (каждый за себя).
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
1.усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы;
2.Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений;
3.Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились:
1.завоевание политической независимости этими странами;
2.повышение их роли в мировом развитии;
3.тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
1.объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
2.осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
3.совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система взвешенных голосов. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.
Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики. Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.
Создание ликвидных средств путем выпуска СДР должно содействовать стабильности мировой валютной системы и беспрепятственному осуществлению международных расчетов. МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в международном масштабе, то есть уровню и составу золотовалютных резервов стран-участниц. В связи с этим важной функцией МВФ является предоставление своим членам дополнительных ликвидных средств за счет распределения СДР, эмитируемых для удовлетворения долгосрочной потребности в дополнительных международных резервных активах. В соответствии со своим уставом МВФ должен способствовать тому, чтобы СДР стали основным резервным активом мировой валютной системы.
Коллективная валюта СДР выполняет функции резервного актива наряду с золотом и резервными национальными валютами. Это официальный актив, право владения которым, и его использования есть только у МВФ, его членов и установленных официальных участников. Коммерческие банки создают так называемые "частные СДР", но последние являются не официальным резервным активом, а финансовыми инструментами, выраженными в СДР.
МВФ распределяет СДР между странами-участницами в количествах, пропорциональных их квотам. Определение общего необходимого количества СДРв мировой валютной системе и увеличение этого количества — вопросы исключительно компетенции МВФ. Решения о распределении СДР принимаются на периоды продолжительностью до пяти лет и учитывают долгосрочную потребность мировой экономики в пополнении существующих резервных активов для предотвращения, как экономического застоя, так и избыточного спроса и инфляции. Предложение о новом распределении СДР вносится директором-распорядителем МВФ с согласия Исполнительного совета и утверждается Советом управляющих.
Распределение СДР проводилось в 1970—1972 и 1979—1981 гг., общая эмиссия за эти периоды составила 21,4 млрд. Вследствие сравнительно небольшого объема распределения доля СДР в общем объеме мировых резервов составляет всего около 2 %. В 1997 г. была принята поправка в Статьи соглашения, согласно которой МВФ может осуществить специальный дополнительный выпуск СДР на сумму 21,4 млрд. с целью обеспечения этим резервным активом стран, которые были приняты в МВФ после 1981 г.
Региональные банки развития Азии, Америки и Африки были учреждены в 60-е годы XX в. после распада колониальной системы. Причинами их образования послужили изменение роли развивающихся стран в связи с обретением ими политической независимости и необходимость коллективного решения национальных и региональных проблем развития.
В число региональных банков развития входят Азиатский банк развития, Американский банк развития, Африканский банк развития, Исламский банк развития, Карибский банк развития, Восточноафриканский банк развития, Банк развития государств Центральной Африки и др.
Членами региональных банков развития являются как государства региона, так и нерегиональные государства, в том числе промышленно развитые. Развитые страны составляют примерно треть членов региональных банков развития, им принадлежит значительная часть уставных капиталов, что дает возможность этим странам оказывать достаточно сильное воздействие на деятельность банков.
Целями деятельности региональных банков являются содействие экономическому развитию, сотрудничеству и социальному прогрессу стран региона, снижение уровня задолженности и нищеты, улучшение положения женщин, поддержка развития частного сектора, обеспечение рационального природопользования.
Ресурсы региональных банков развития состоят из уставных капиталов, средств, привлекаемых путем заимствований на международных рынках капиталов, а также средств специальных фондов, созданных в основном за счет взносов стран — членов банков для льготного кредитования и оказания технической помощи.
Операции банков направлены на финансовую поддержку всех направлений экономического развития, но приоритетным является финансирование развития экономической и социальной инфраструктуры (энергетики, транспорта, коммуникаций, городского хозяйства и т.д.), а также сельского хозяйства. Довольно существенная часть ресурсов банков направляется на кредитование промышленности.
Основные направления деятельности региональных банков:
1.предоставление займов и вложение собственных средств в инвестиционные программы и проекты развития; организация финансирования проектов совместно с государственными, коммерческими и экспортно-импортными организациями. При этом используются различные методы кредитования: займы для финансирования конкретных проектов, займы для проведения отраслевой и структурной перестройки, реабилитационные займы, кредитные линии и т.д.;
2.стимулирование увеличения государственных и частных инвестиций на цели развития в экономику стран-членов;
консультирование и предоставление технической помощи в подготовке национальных и региональных программ и проектов развития, а также в осуществлении этих программ и проектов. Банки оказывают техническую помощь в виде консультаций экспертов, проводят семинары и практикумы для организаций — исполнителей проектов.