Понятие рейтинговой оценки
Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определённому признаку, позволяющая выстраивать (группировать) банки в определённой последовательности по степени убывания данного признака.
Признак классификации:
· отдельные стороны деятельности банков (прибыльность, ликвидность, платёжеспособность)
· деятельность банка в целом (объём операций, надёжность, имидж).
Характер формирования и назначение рейтингов различны.
Рейтинги независимых рейтинговых агентств основываются на изучении официальной отчетности банков, как правило, балансов (и именно они становятся доступны массовой печати). Реальность таких рейтингов в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы показателей, используемой для характеристики надёжности банков.
Рейтинги отличаются по количеству учитываемых показателей. Так, в методике Оргбанка используется около 100 показателей, в ИЦ "Рейтинг" - 48, в рейтинге журнала "Деньги" - 7, "Интерфакс 100" - 12 показателей, в Аналитическом центре финансовой информации итоговый показатель рассчитывают по сумме 10 показателей, рейтинг "Сто крупнейших банков России" - на основе 4 показателей.
Методика оценки имиджа КБ базируется на случайной вероятностной выборке абонентов городской телефонной сети. Для установления имиджа банков рекомендуется учитывать различные данные: фотографии, индивидуальные материалы, упоминание банков в заголовках специальной литературы.
Таблица 13.1. Сравнительные характеристики методик оценки КБ
Основные преимущества и недостатки некоторых методик. | ||
Методика | Преимущества | Недостатки |
Кромонова (журнал «Деньги») | Удобна в работе - банки ранжированы по сводному показателю и доступна. | Недостаточная достоверность: сильное влияние мнения экспертов на результаты. Недостаточно корректна из-за несогласованности показателей. |
Международный промышленный банк | Формулируются важнейшие характеристики банков, и предлагается расчет итоговых рейтингов | Недостаточная корректность: сравнение двух банков не зависит от характеристики третьего. Сложен расчет итогового рейтинга. |
«Интерфакс-АиФ» | Представление наиболее полной информации о российских банках. | Недостаточная достоверность: сильное влияние мнения экспертов на результаты. Отсутствие собственных коэффициентов и расчета итогового балла. |
ИЦ «Рейтинг» | Удобство в работе: банки распределены по группам, в зависимости от надежности. | Имеет закрытый характер. Предпочтение субъективным оценкам экспертов. Конфиденциальность исходной информации |
«ИНЭК» | Попытка адаптации известной методики CAMEL к российским условиям | Неудобство в работе: предлагается только набор коэффициентов, по которым потребитель должен рассчитать значения показателей и сравнить их с нормативами. |
Журнал «Эксперт» | Высокая доступность, дает возможность прогнозировать будущее банков. | Неудобство в работе: потребитель: должен самостоятельно оценивать банк, исходя из предоставленной информации. |
МБО «Оргбанк» | Удобство использования: банки размещены по категориям и группам в зависимости от надежности. | Закрытость методики. Использование субъективных методов оценки надежности |
Методика ЦБ РФ. Ее нормативы используются в качестве показателей во многих других российских методиках. Но результаты оценки надежности КБ по методике ЦБ РФ не публикуются.
Основные недостатки рейтинговых оценок:
1. Проблема достоверного отражения финансового состояния банка в балансе. Пробелы в финансовом законодательстве, несовершенство ведения бухгалтерии, не сформировавшиеся до конца правила поведения банков на рынке не позволяют в полной мере доверять их финансовой отчетности. Экспертные оценки могут скорректировать формальные результаты расчетов.
2. Отставание по времени (2-4 месяца) от даты отчетности до даты публикации
3. Практически все публикуемые рейтинги оценивают финансовое состояние только крупных банков (в первую очередь, московского региона). Исключение составляют рейтинги по величине собственного капитала, например, "Сто крупнейших банков России" составляемые ИЦ "Рейтинг".
Рейтинговая оценка CAMEL.
В США для оценки надежности, стабильности работы КБ используют рейтинговую систему CAMEL, важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого банка в которой являются:
С (capital adequacy) - показатели достаточности капитала, определяющие размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.
A (asset quality) - показатели качества активов, определяющие степень "возвратности" активов и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных займов.
М (management) - показатели оценки качества управления (менеджмента) работы банка, проводимой политики, соблюдения законов и инструкций.
Е (earnings) - показатели доходности или прибыльности с позиций её достаточности для будущего роста банка.
L (liquidity) - показатели ликвидности.
В США три главных учреждения по банковскому надзору:
· Федеральная Резервная система,
· Контролёр денежного обращения,
· Федеральная корпорация по страхованию депозитов
· используют свои собственные системы для оценки состояния КБ.
С 1978 года действует соглашение, достигнутое этими учреждениями, о стандартизации подходов к оценке надёжности банков. Так за рубежом утвердилась система CAMEL. Она включает в себя все важнейшие компоненты устойчивости банка, оцениваемые банковскими аудиторами. Хотя рейтинговая система CAMEL представляет собой стандартизированный метод оценки деятельности банков, её эффективность зависит от умения и объективности аналитиков, осуществляющих оценку банков, так как основу для анализа составляют результаты надзорной проверки на месте. Лишь часть показателей CAMEL возможно определить на основе внешней отчетности банка.
Каждая из 5 составляющих рейтинга оценивается по пятибалльной системе:
· Оценка 1 (сильный).
· Оценка 2 (удовлетворительный).
· Оценка 3 (посредственный).
· Оценка 4 (критический).
· Оценка 5 (неудовлетворительный).
Показатели менеджмента.
Менеджмент оценивается субъективно и поэтому менеджмент не оценивается до тех пор, пока не получат данные по остальным четырем показателям.
Деятельность менеджмента оценивается по критериям:
· соответствие работы персонала с учетом стратегии, тактики банка;
· выполнения персоналом законов и нормативных документов;
· техническая компетентность, способность к лидерству и административной работе;
· соблюдение правил ведения банковской деятельности;
· способность планировать и реагировать на изменяющиеся обстоятельства;
· соответствие внутренней политике банка;
· тенденция к самостоятельному ведению дел;
· стремление к удовлетворению общественных потребностей в банковских услугах;
· наличие потенциальных высших менеджеров банка в низших слоях управления.
Рейтинг I (сильный).Руководство успешно исполняет свои обязанности в любой ситуации. Это исполнение является высокоэффективным и демонстрирует постоянную готовность успешно справиться с существующими или предвидимыми проблемами.
Рейтинг 2 (удовлетворительный).Несмотря на некоторые недостатки в решении мелких проблем, руководство остается компетентным и способным управлять банком. В целом, администрация вполне соответствует возложенным на нее обязанностям.
Рейтинг3 (посредственный).Такому руководству из-за недостатка компетентности трудно исполнять обязанности. Это связано либо со скромным характером при способностях выше средних, либо действительно способности слишком низки, чтобы управлять банком данного размера и типа. Такое руководство может быть достаточно надежным в данный момент, но отрицательные черты деятельности банка значительно перевешивают положительные факторы, а способность администрации скорректировать ситуацию в данных условиях оказывается ниже, чем удовлетворительная.
Рейтинг 4 (критический).Этот рейтинг является индикатором такого руководства, которое не соответствует характеру исполняемых им обязанностей. В большинстве случаев банки с такой администрацией могут оцениваться смешанным рейтингом, который указывает на уязвимость (зачастую из-за критического уровня капитала, качества активов, дохода или ликвидности) или свидетельствует об ухудшении состояния в этих сферах, с чем руководство не в состоянии справиться.
Рейтинг 5 (неудовлетворительный).Это низший рейтинг; применяется в тех случаях, если продемонстрирована полная некомпетентность. В таких случаях руководство должно быть усилено или полностью заменено.