Критерии рейтинговой оценки

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине

«Источниковедение Новой и Новейшей истории»

Учебный год, 4 курс, 7 семестр

Направление 44.03.05 – Педагогическое образование

(профили «История и Обществознание», «История и иностранный языык», «История и право»)

Направление 44.03.01 – Педагогическое образование

(профиль «Историческое образование»

Направление 46.03.01 – История

(профиль «Историческая политология»)

Очная форма обучения

Задания текущего контроля № 1

Вопросы для подготовки к семинарским и практическим занятиям

(от 18 до 36 рейтинговых баллов)

Тема 1. Научные проблемы исторического источниковедения (4-8 баллов).

– Понятие «исторический источник». Основные подходы к классификации источников.

– Соотношение общеисторической периодизации и периодизации эволюции корпуса исторических источников. Характерные черты исторических источников периода древней истории, истории средних веков, нового и новейшего времени: общее и особенное.

– Методы и приемы источниковедческого анализа.

– Понятие подлинности исторического источника. Мотивы фальсификации и методы разоблачения фальшивок, выработанные исторической наукой.

– Развитие методов критики исторических источников на позитивистской основе во второй половине XIX в.

– Представление об историческом источнике и методах его изучения в учебнике Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.

– Преодоление позитивистской методологии. Историческое наблюдение, исторические свидетельства и их анализ в представлении М. Блока и Л. Февра.

– Критика «комодной истории» и проблема исторического синтеза.

– Методология источниковедения А.С. Лаппо-Данилевского.
Понятие "исторический источник" и методы его интерпретации.

Тема 2. Специфика источниковедческого анализа различных видов источников по истории стран Европы и Америки периода нового и новейшего времени (8-16 баллов).

– Памятники фольклора как источники по истории культуры.

– Вещественные и этнографические источники. Природа вещественного источника. Роль археологии в работе с вещественными источниками.

– Периодическая печать как источник по истории культуры нового и новейшего времени.

– Мемуаристика как исторический источник. Современные подходы к классификации мемуаров.

– Компаративистика в современном историческом источниковедении.

– Основные подходы к работе с изобразительными источниками. Изобразительный текст как выражение внутреннего мира автора, людей его культурного круга и эпохи. Критика достоверности применительно к изображениям.

– Критика кино- и фотодокументов. Опыт исследователей по реконструкции прошлого на основании кинодокументов.

– Специфика художественного текста как источника. Критика достоверности применительно к литературно-художественным источникам.

– Опыты реконструкции повседневной культуры на основании художественной литературы.

– «Устная история» («oral history») как научное направление и его возможности для историка. Методы «устной истории». Слухи как исторический источник.

Тема 3. Специфика источниковедческого анализа различных видов источников по истории стран Азии и Африки периода нового и новейшего времени (6-12 баллов).

– История Африки и Азии в российских опубликованных источниках (содержательный контент).

– Политическая история войн XVIII-XIX в. азиатско-африканских стран и послевоенных соглашений в российских опубликованных источниках.

– Документальное наследие Российской православной миссии в святой земле.

– Официальные и неофициальные документы по истории военной операции СССР в Афганистане (анализ степени объективности)

– Международные договоры СССР с Турцией, Ираном, Монголией, Китаем,

Афганистаном: общее и особенное.

– Политика Коминтерна в отношении афро-азиатских государств.

– Путевые журналы XVIII-XIX вв. (Тевкелев, Волынский, Ермолов и др.) как исторический источник

– Мемуары советских дипломатов (Базили, Майский, Аралов, и др.) как исторический источник.

– Личность аль-Джабарти и специфика хроники.

– Хроника Бабура о становлении империи Великих Моголов.

– Японцы в России и первые российские источники по Японии.

– Сборник документов по бабидскому движению. Протоколы допросов и т.п.

– Общая характеристика иранских исторических хроник XVIII-XIX вв.

– Материалы по иранской революции 1979 г.

– Воспоминания Х.ибн Султана «Воин пустыни» как исторический источник.

Тема 4. Практикумы по методике работы с историческими источниками (8-16 баллов).

– Источник и эпоха (контекстный поиск исторических источников).

– Установление авторства источника.

– Установление видовой принадлежности источника.

– Информативное установление текста источника.

– Анализ происхождения источника.

– Установление авторской субъективности.

– Реконструкция мотивации автора.

– Коммуникативный анализ источника.

– Источниковедческая критика кинофильма.

– Контент-анализ исторического источника.

– Сравнительный видовой анализ исторических источников.

– Сравнительный анализ художественно-изобразительных источников.

– Реконструкция исторической эпохи на основе анализа художественного произведения.

Критерии рейтинговой оценки

Минимальное количество баллов за работу на семинарских и практических занятиях – 18. Максимальное количество баллов – 36.

Контроль посещаемости лекционных занятий ( также в пределах от 18 до 36 баллов) осуществляется на каждом занятии; минимальные баллы за посещение лекций начисляются лишь в том случае, если студент посетил не менее 50% занятий.

От 18 до 23 баллов: студент присутствовал лишь на 50% аудиторных занятий, редко участвовал в дискуссиях и выступал с докладами на семинарских занятиях; демонстрировал поверхностное знакомство с проблематикой; использовал не всю необходимую для полного раскрытия проблемы литературу и источники, не мог квалифицированно ответить на дополнительные вопросы, не учитывал в своих выступлениях лекционный материал.

От 24 до 30 баллов: студент присутствовал на 75% аудиторных занятий, часто участвовал в семинарских дискуссиях и выступал с докладами, продемонстрировал хорошее знакомство с проблематикой докладов, использовал большой объём источников и литературы, сумел раскрыть заявленную тему, квалифицированно отвечал на дополнительные вопросы, в своих выступлениях учитывал лекционный материал.

От 31 до 36 баллов: присутствовал почти на 100% аудиторных занятий, постоянно участвовал в дискуссиях и выступал с докладами на семинарских занятиях, творчески применял в своих выступлениях лекционный материал; проявлял не только глубокие знания по рассматриваемым проблемам, но и широкую историческую эрудицию; рассуждения автора носили аналитический и оригинальный характер.

Разработчики: С.Ю. Рафалюк кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории, О.А. Никонов, доктор исторический наук, профессор кафедры Новой и Новейшей истории.

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры новой и новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2016 г.).

Зав. кафедрой новой и новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра новой и новейшей истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине

«Источниковедение Новой и Новейшей истории»

Наши рекомендации