T,z vbyec
1При цене 10 руб. за единицу объём спроса на продукцию данной фирмы составил 1600 шт. С ростом цены до 12 руб. объём спроса на продукцию данной фирмы снизился до 1200 шт. Следовательно, коэффициент ценовой эластичности спроса равен:
+«–1,25»;
2Если реальная рыночная цена выше равновесной, то на рынке:
+избыток товара.
3Кривая спроса имеет нисходящий вид. Это значит, что:
+если цена растёт, то спрос на данный товар сокращается;
4Кривая предложения имеет восходящий вид. Это значит что:
Варианты ответа:
при росте цены количество предлагаемого продукта падает;
при росте цены количество предлагаемого продукта растёт;
при снижении цены количество предлагаемого продукта растёт;
при снижении цены количество предлагаемого продукта падает;
+верны ответы б) и г).
5Рост спроса на товар X может быть вызван:
+увеличением цен на товары-субституты товара X;
6Если коэффициент эластичности спроса по доходу отрицателен, то речь идёт о:
+товаре низшей категории;
7Допустим, что товары X и Y – взаимозаменяемые товары. Если цена на товар X выросла, то:
+спрос на товар Y повысится;
8Если процесс изготовления товара Х не требует отвлечения ресурсов, которые могут использоваться в производстве иных товаров, то можно сделать вывод, что:
+нет никаких альтернативных способов изготовления товара Х;
9Эластичность спроса по цене имеет тенденцию к уменьшению:
при отсутствии товаров-заменителей;
по товарам первой необходимости;
в более коротких временных интервалах;
+все вышеперечисленные ответы верны;
правильных ответов нет.
10В отрасли функционирует 2000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 20 единиц продукта в месяц составляют 3 руб., 30 ед. – 4 руб., 40 ед. – 5 руб. Если рыночная цена единицы продукта равна 4 руб., то отраслевой выпуск в месяц составит:
+60 тыс. ед.;
11Если 2%-ное сокращение цены на товар приводит к 2%-ному росту объёма спроса на него, то этот спрос:
+единичной эластичности;
12К неценовым факторам спроса относятся:
+доходы покупателей, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров,
13Использование более производительных технологий (при прочих равных условиях):
+вызовет сдвиг кривой предложения вправо.
14Изменение спроса на товар X означает, что:
+кривая спроса сместилась влево или вправо.
15Предположим, что спрос на продукт X абсолютно эластичен. Что произойдёт, если предложение товара X уменьшится?
+цена товара не изменится, а количество уменьшится;
16Предложение товара X абсолютно неэластично. Если произойдёт увеличение спроса, то равновесное количество реализованного товара:
+останется неизменным, а цена повысится;
17На рынке товара X установились следующие равновесные величины:
Pe=55 руб., Qe=110 шт. Под воздействием рыночного механизма через некоторое время равновесные величины стали равными: Pe`=50 руб.,
Qe`=100 шт. Подобные изменения обусловлены:
+снижением спроса на товар X;
ростом предложения товара X;
увеличением спроса на товар X;
падением предложения товара X;
ни спрос, ни предложение не изменились, а произошло перемещение по кривой спроса.
18Если коэффициент ценовой эластичности больше единицы (по модулю), то это означает, что данный спрос:
единичной эластичности;
+эластичный;
неэластичный;
правильных ответов нет;
19Снижение цены товара может привести к снижению общей выручки при:
+неэластичном спросе;
неэластичном предложении;
эластичном спросе;
эластичном предложении;
правильных ответов нет.
20Фирма продаёт 1000 ед. товара по цене 50 руб. При увеличении рыночной цены до 60 руб. фирма стала продавать 1080 ед. товара. Какова ценовая эластичность предложения?
0,9;
9;
+ 0,4;
4;
правильных ответов нет.
21Если в краткосрочный период у некоторой фирмы - чистого конкурента общий доход ниже общих переменных издержек, то:
фирма изменит цены на свою продукцию;
фирма снизит предельные издержки при дальнейшем наращивании объёма производства;
фирма прекратит производство продукции;
фирма будет увеличивать производство продукта;
+правильного ответа нет.
22Кривая безразличия и бюджетная линия являются инструментами:
анализа поведения производителей в долгосрочный период;
+анализа поведения потребителей;
кредитно-денежной политики;
фискальной политики;
правильных ответов нет.
23Эффект замещения в теории потребительского выбора отражает:
изменение объёма приобретения товара из–за изменения реального дохода потребителя;
+изменение объёма приобретения товара из-за изменения цены дополняющих и заменяющих товаров;
изменение объёма приобретения товара из-за изменения его относительной цены;
изменение объёма приобретения товара из-за изменения номинального дохода потребителя.
24Если в краткосрочный период предельные издержки уменьшаются, то можно сказать, что:
объём производства не меняется;
объём производства сначала растёт, а затем снижается;
+объём производства растет;
объём производства снижается;
объём производства сначала снижается, а затем растёт.
25По результатам финансового года чистая прибыль предпринимателя составила 50 тыс. руб. Чтобы открыть собственную фирму, предпринимателю пришлось снять со счёта в Сбербанке 50 тыс. руб., где на эту сумму ему начислялось 10 % годовых. Если бы предприниматель не вёл собственного дела, а работал бы по найму, то его зарплата составила бы 30 тыс. руб. Чему равна экономическая прибыль предпринимателя?
20 тыс. руб.;
+15 тыс. руб.;
50 тыс. руб.;
0 тыс. руб.;
правильного ответа нет.
26Экономическая прибыль определяется как:
разница между общей выручкой и внешними издержками;
сумма бухгалтерской прибыли и внутренних издержек (неявных);
разница между бухгалтерской прибылью и внешними издержками (явными);
+разница между бухгалтерской прибылью и внутренними издержками (неявными);
правильных ответов нет.
27Какие их перечисленных ниже издержек можно считать постоянными издержками в краткосрочный период?
арендная плата за используемое помещение;
оплата труда управленческого персонала;
амортизационные отчисления;
+все ответы верны.
все ответы не верны
28Если спрос на товар описывается уравнением Q = 10 + 10P, а предложение Q = 70 – 2P, то параметры рыночного равновесия составят:
Q=50, P=10;
Q= 80, P=7;
+Q=60, P=5;
Q=110, P=10;
правильного ответа нет.
29Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 20%, а объём производства возрастает при этом на 5%, то в этом случае:
наблюдается постоянная отдача;
средние общие издержки фирмы снижаются;
наблюдается положительный эффект масштаба;
+наблюдается отрицательный эффект масштаба;
правильных ответов нет
Товары X и Y для покупателя являются совершенными заменителями в пропорции 1:1. Цена товара X – 1 руб., цена товара Y – 1,5 руб. Покупатель достиг максимальной полезности, если:
потребитель тратит весь свой доход на товар Y;
предельная норма замещения товара X товаром Y равна 3/2;
предельная норма замещения товара X товаром Y равна 2/3;
+потребитель тратит весь свой доход на товар X;
правильного ответа нет.
Зависимость выпуска от объёма использования ресурсов описывается производственной функцией Q = 3LK Можно заключить, что при увеличении объёма выпуска в долгосрочном периоде издержки на единицу продукции:
не изменятся;
снизятся
+увеличатся;
возможен любой из вариантов
Существующая зависимость между значениями среднего (APL) и предельного (MPL) продуктов труда указывает на то, что в точке пересечения кривых этих продуктов:
предельный продукт достигает своего максимума;
предельный продукт достигает своего минимума;
+средний продукт достигает своего максимума;
средний продукт достигает своего минимума;
правильного ответа нет.
Товары А и Б для покупателя являются совершенными заменителями в пропорции 1:1. Цена товара А – 2 руб., цена товара Б – 3 руб. покупатель достиг максимальной полезности, если:
предельная норма замещения товара А товаром Б – 2/3;
предельная норма замещения товара А товаром Б – 3/2;
+тратит весь свой доход на покупку товара А;
тратит весь свой доход на покупку товара Б;
правильного ответа нет.
В конце финансового года Ваш бухгалтер сообщает, что прибыль Вашей фирмы равна 20 тыс. руб. Управляя собственной фирмой, вы упускаете заработную плату в 4 тыс. руб., которую могли бы получать, работая в другом месте. В свой бизнес Вы вложили 30 тыс. руб., положив которые в банк, Вы получили бы 10% годовых. Определите Вашу экономическую прибыль.
+ «13 тыс. руб.»;
«–10 тыс. руб.»;
«–16 тыс. руб.»;
«16 тыс. руб.»;
правильного ответа нет.
Постоянные издержки, связанные с организацией дела по выпуску нового вида продукции, составили 10 млн. руб. Переменные издержки на изготовление единицы продукции будут предположительно равны 0,4 тыс. руб. Предполагаемая цена за единицу товара – 1,6 тыс. руб. Какое количество изделий необходимо изготовить, чтобы получить прибыль в 2 млн. руб.?
8 тыс. шт.
11 тыс. шт.
+10 тыс. шт.
1 тыс. шт.
правильного ответа нет.
Предложение обладает большей степенью эластичности в:
+долгосрочный рыночный период;
кратчайший и краткосрочный рыночный период;
кратчайший рыночный период;
краткосрочный рыночный период;
любой временной период.
В долгосрочном периоде возрастающая отдача ресурса:
наблюдается в период действия отрицательного эффекта масштаба;
используется для оценки объёмов выпуска, при которых достигается максимальная прибыль;
+наблюдается в период действия положительного эффекта масштаба;
не наблюдается, поскольку все ресурсы переменны ;
правильного ответа нет.
Увеличение средних издержек на единицу продукции в долгосрочном периоде можно объяснить:
влиянием положительного эффекта масштаба;
+влиянием отрицательного эффекта масштаба;
уменьшением средних постоянных издержек;
действием закона убывающей предельной полезности;
правильных ответов нет.
По результатам финансового года чистая прибыль предпринимателя составила 60 тыс. руб. Чтобы открыть собственную фирму предпринимателю пришлось снять со счёта в банке 30 тыс. руб., где на эту сумму начислялось 10% годовых. Если бы предприниматель не вёл собственного дела, а работал бы по найму, то его зарплата составляла бы 50 тыс. руб. Чему равна экономическая прибыль предпринимателя?
«–20 тыс. руб.»;
«57 тыс. руб.»;
0;
+«7 тыс. руб.»;
правильного ответа нет.
Определив изменение общей полезности при покупке дополнительной единицы товара X , можно определить:
ценовую эластичность спроса на товар X;
перекрестную эластичность спроса на товар X;
+предельную полезность единицы товара X;
среднюю полезность единицы товара X.
К инструментам анализа поведения потребителя на рынке относятся:
кривая предельной полезности; производственная функция;
изокоста, изокванта;
+бюджетная линия, кривая безразличия;
кривая предельной производительности.
Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;
выпускаются однородные товары;
выпускаются дифференцированные товары;
+на рынке оперируют множество покупателей и продавцов;
рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
Чтобы получить максимальную прибыль, фирма-олигополист:
должна выбрать такой объём выпуска, при котором средние издержки равны цене продукта;
должна выбрать такой объём выпуска, при котором средние издержки выше цены продукта;
+должна выбрать такой объём выпуска , при котором предельный доход равен предельным издержкам;
должна выбрать такой объём выпуска, при котором предельный доход выше предельных издержек;
правильных ответов нет.
В долгосрочном периоде производства с увеличением объёма выпуска фирмы:
издержки производства на единицу продукции неизменны;
+ответ зависит от характера отдачи от масштаба;
издержки производства на единицу продукции растут;
издержки производства на единицу продукции снижаются;
правильного ответа нет.
Олигополистический рынок характеризуют следующие черты:
фирмы - олигополисты меняют цены дискретно и одновременно;
барьеры для вхождения в данный рынок практически отсутствуют;
в краткосрочном периоде в ответ на изменение спроса на свою продукцию фирмы-олигополисты будут реагировать изменением объёма предложения продукции;
в краткосрочном периоде в ответ на изменение спроса на свою продукцию фирмы-олигополисты будут реагировать изменением цен на свою продукцию;
+правильными являются ответы а) и в).
В условиях чистой монополии предельный доход:
+меньше рыночной цены;
сначала больше, а затем меньше рыночной цены;
равен рыночной цене;
больше рыночной цены;
сначала меньше, а затем больше рыночной цены.
Если монополист выбирает объём продаж и цену такие, что абсолютное значение эластичности спроса по цене больше единицы, то можно сделать следующий вывод:
предельный доход монополиста положителен;
предельный доход монополиста ниже цены;
монополист может увеличить выручку, снизив цену;
монополист получает прибыль меньшую, чем максимально возможная прибыль;
+все вышеперечисленные ответы верны.
К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса на ресурсы, относятся:
значимость ресурса в изготовлении товара;
эластичность спроса на товар, в выпуске которого используется данный ресурс;
наличие ресурсов – заменителей;
+все вышеперечисленные ответы верны
правильного ответа нет.
Пусть цена товара X равна 200 руб., а предельные издержки его производства составляют 300 руб. Из этого можно сделать вывод, что:
наблюдается недостаток ресурсов;
достигается эффективность распределения;
+происходит перерасход ресурсов;
достигается производственная эффективность.
Объём выпуска продукции фирмы составляет 100 шт. При этом общие издержки составляют 1000 ед., а общая выручка – 2000 ед. При увеличении объёма производства до 101 шт. общие издержки увеличились до 1010 ед., а общая выручка до 2005. Чему равны предельные издержки производства 101 ед.?
(2005-2000) : (101- 100);
+(1010-1000) : (101- 100);
(2005-1010) : 101;
(2005-1010) : (101 – 100);
правильных ответов нет.
Чтобы получить максимальную прибыль в краткосрочном периоде фирма - олигополист должна выбрать такой объём выпуска продукции, при котором:
средние издержки равны цене продукта;
предельные издержки больше предельного дохода;
предельные издержки равны цене продукта;
+предельный доход равен предельным издержкам;
предельный доход больше предельных издержек.
В долгосрочный период:
фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают экономическую прибыль;
олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль;
фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, могут получать экономическую прибыль;
+все предыдущие ответы верны
все предыдущие ответы не верны.
Согласно каким, из перечисленных моделей, могли бы вести себя фирмы - олигополисты в долгосрочный период?
модель «гонка за лидером»;
модель «тайного сговора»;
модель «ломаной кривой спроса»;
+модель «издержки +»;
все вышеперечисленные ответы верны.
Монополист, максимизирующий прибыль, будет наращивать объём производства:
если предельный доход ниже предельных издержек;
если спрос на его продукцию неэластичен;
если затраты на рекламу растут;
+если предельный доход выше предельных издержек;
правильных ответов нет.
О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена равна 6 руб., постоянные затраты – 12 тыс. руб., средние постоянные затраты – 4 руб., средние общие затраты – 7 руб., предельные затраты вдвое превышают средние постоянные затраты и растут с ростом выпуска. Оптимальная стратегия фирмы, максимизирующей прибыль:
увеличить выпуск;
+уменьшить выпуск;
прекратить производство;
не менять объём выпуска.
Фирма – монополист выпускает 10 единиц товара по цене 20 руб. Чтобы продать 11 единиц товара фирма вынуждена снизить цену до 19 руб. Чему равен предельный доход в денежном выражении 11-ой единицы товара?
«–9 руб.»;
«–1 руб.»;
+ «9 руб.»;
«1 руб.»;
0 .
Кривая спроса фирмы – монополиста :
лежит всегда ниже кривой MR (предельного дохода);
+лежит выше кривой MR (предельного дохода);
абсолютно эластична;
абсолютно неэластична;
правильных ответов нет.
Модель «ломаной кривой спроса» объясняет, почему фирма – олигополист в долгосрочном периоде:
не получает экономической прибыли;
имеет минимальные издержки;
+не заинтересована в одностороннем порядке снижать цены на свою продукцию;
получает максимальную прибыль;
правильных ответов нет.
На рынке олигополии фирмы, объединившиеся в картель, приняли решение о повышении цены товара на 20%. Как эта мера отразится на общей выручке фирм, входящих в картель?
выручка повысится независимо от эластичности спроса;
выручка понизится независимо от эластичности спроса;
+выручка повысится, если спрос неэластичен по цене и понизится, если спрос эластичен по цене;
выручка понизится, если спрос неэластичен по цене и повысится, если спрос эластичен по цене;
правильных ответов нет.
Какие из перечисленных свойств рынка присущи совершенной конкуренции:
товары, продаваемые на этом рынке, стандартизированы (не дифференцируемы);
MR=P (предельный доход = цене);
на рынке действуют множество продавцов и множество покупателей;
отдельно взятая фирма-продавец и отдельно взятый покупатель не могут оказывать влияние на цену товара;
+все вышеперечисленные ответы верны.
Кривая предложения земли абсолютно неэластична. Это значит, что:
как бы не менялась цена на землю, спрос на неё в связи с этим не изменится;
рыночное равновесие на данном рынке невозможно;
+как бы не менялась цена на землю, её предложение в связи с этим не изменится;
как бы не менялся спрос на землю, её цена в связи с этим не изменится;
правильных ответов нет.
Фирме, чья производственная функция демонстрирует положительную (возрастающую) отдачу от масштаба, ценовая дискриминация позволяет:
повысить прибыль благодаря исключительно снижению затрат на единицу продукции;
прибыль может повыситься, а может и понизиться;
+повысить прибыль благодаря снижению затрат на единицу продукции и разным ценам для разных покупателей;
повысить прибыль благодаря исключительно назначению разных цен для разных покупателей.
Если номинальная процентная ставка равна 15%, а уровень инфляции составляет 20%, то реальная процентная ставка составит:
«17,5%»;
«2,5%»;
+ «–5%»;
«5%»;
правильного ответа нет.
Если государство установит на товар цену ниже равновесной, то в результате этого:
возрастёт выигрыш и потребителей, и производителей;
снизится и выигрыш потребителей, и выигрыш производителей;
+выигрыш потребителей возрастёт, выигрыш производителей снизится;
выигрыш потребителей снизится, выигрыш производителей возрастёт;
эта мера никак не повлияет на выигрыши производителей и потребителей.
Если цена готовой продукции вырастет, фирма, продающая готовую продукцию и покупающая труд на рынках совершенной конкуренции в краткосрочном периоде:
+увеличит спрос на труд;
уменьшит спрос на труд;
сохранит спрос на труд неизменным;
возможно любое из вышеперечисленных решений;
правильных ответов нет.
Согласно кейнсианской экономической модели государство должно:
воздействовать только на объём денежной массы в обращении;
жёстко контролировать цены;
в минимальной степени вмешиваться в экономику;
регулировать только экспортно-импортные операции;
+правильных ответов нет.
Изменения в спросе на капитал могут быть вызваны:
увеличением объёма денежной массы в обращении;
уменьшением объёма денежной массы в обращении;
ростом процентной ставки;
+падением процентной ставки;
все ответы верны.
Если цена готовой продукции снизится, фирма, продающая готовую продукцию и покупающая труд на рынках совершенной конкуренции в краткосрочном периоде:
сохранит спрос на труд неизменным;
увеличит спрос на труд;
+уменьшит спрос на труд;
возможно любое из вышеназванных решений;
Трансфертное вознаграждение является платежом за ресурсы, предложение которых:
+эластично;
неэластично;
абсолютно неэластично;
не зависит от спроса;
правильного ответа нет.
Для монополистической конкуренции характерны следующие признаки:
MR=P ( предельная выручка = цене);
+производство дифференцированного продукта, множество покупателей и продавцов продукта;
абсолютная эластичность кривой спроса вследствие производства дифференцированного продукта;
все вышеперечисленные ответы верны;
правильного ответа нет.
Если номинальная процентная ставка составляет 20%, темп инфляции определен в 10% в год, то реальная процентная ставка составит:
+ «10%»;
«–10%»;
«30%»;
«2%»;
«15%».
Частное лицо намерено приобрести дом, сдавать его в наём и ежегодно получать доход в размере 6 тыс. руб. Если текущая процентная ставка равна 10%, то какова максимальная расчётная цена дома?
66 тыс. руб.;
54 тыс. руб.;
120 тыс. руб.;
+60 тыс. руб.
Экономический смысл эффекта замещения в результате повышения ставки зарплаты при выборе между доходом и досугом состоит в том, что:
Варианты ответа:
работник может не менять число часов труда при повышении ставки зарплаты;
работник стремится сократить денежный доход при повышении досуга;
+работник стремится повысить денежный доход при сокращении досуга из-за повышения альтернативной ценности досуга;
работник стремится увеличить досуг в ответ на повышение денежного эквивалента часов, распределяемых между доходом и досугом;
все ответы верны.
Если номинальная процентная ставка составляет 10%, темп инфляции определён в 15% в год, то реальная процентная ставка составит:
«5%»;
«25%»;
«1,5%»;
+ «–5%»;
«12,5%».
Владельцы «средних» и «лучших» по плодородию или месторасположению земельных участков получают:
нормальную прибыль;
абсолютную земельную ренту;
+дифференциальную земельную ренту
все вышеперечисленные ответы верны;
На чисто конкурентном рынке труда в отличие от монопсонического:
+и уровень занятости, и зарплата выше;
и уровень занятости, и зарплата ниже;
уровень занятости ниже, а зарплата выше;
уровень занятости выше, а зарплата ниже;
правильных ответов нет.
Ценой на рынке капитала выступает:
зарплата;
трансфертное вознаграждение;
экономическая рента;
прибыль;
+точного ответа нет.
Общественные товары относятся к так называемым «провалам» рынка потому, что:
производители общественных товаров получают дотации от государства;
общественные товары являются экономическими благами;
на рынках этих товаров цена может отклоняться от равновесной;
благодаря особенностям потребления общественных товаров существует стимул уклоняться от финансирования их производства;
+все вышеперечисленные ответы верны.
Фирма использует 15 единиц ресурса на изготовление 150 единиц товара. При найме 16-ой единицы ресурса объём производства вырастает до 160 единиц. Цена единицы ресурса 50 руб. Чему равен предельный продукт в денежном выражении (MRP) 16-ой единицы ресурса?
MRP=(150 +160) : 16 x 50 = 968,75 руб.;
MRP=16x50=800 руб.;
MRP=10x50=500 руб.;
MRP=(150:15) + (160:16) = 20 руб.;
+на основании имеющихся данных MRP не вычисляется.
Все утверждения неверны, за исключением:
+добавленная стоимость – это разница между выручкой фирмы и всеми затратами;
добавленная стоимость может быть посчитана путём вычитания стоимости сырья и материалов из стоимости общего объёма продаж;
добавленная стоимость представляет собой вклад каждой фирмы в национальный продукт;
добавленная стоимость включает в себя заработную плату и прибыль.
Если номинальный ВНП данного года равен 3 млрд. руб., а индекс цен составляет 1,5 , то реальный ВНП данного года равен:
4 млрд. руб.;
3,5 млрд. руб.;
4,5 млрд. руб.;
+2 млрд. руб.;