Профессиональный бухгалтер и его статус
11.1. Профессия-бухгалтер.
11.2. Аттестация и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров.
11.3. Профессиональная этика бухгалтера.
11.1. ПРОФЕССИЯ - БУХГАЛТЕР
Бухгалтерский учет породил интересную, творческую и хорошо оплачиваемую профессию. В большинстве средних и крупных организаций бухгалтерский аппарат является самым многочисленным и делится в основном на счетоводов и учетчиков, которые ведут подробные оперативные регистры, и дипломированных бухгалтеров высшей квалификации, которые решают, как должны быть представлены статьи в отчетности, составляют и интерпретируют ее, подготавливают специальные анализы, разрабатывают и управляют системами движения информации и удостоверяются в ее точности. Бухгалтерские отчеты многих организаций проверяются независимыми аудиторами.
Во все времена для бухгалтера находилась работа. Бухгалтеры, как доказали историки, появились на земле даже раньше, чем деньги. Это не шутка: на стенах древнейших усыпальниц, найденных археологами, высечены реестры драгоценностей усопших царей и фараонов. Некоторые историки полагают, что письменность берет свое начало именно в учете и контроле. Людям было необходимо считать свое (и чужое, разумеется) добро, для этого они и придумали буквы и цифры.
Во времена Пачоли профессия бухгалтера считалась весьма романтичной и привлекательной. Ведь он как бы властвовал над сокровищами, а поэтому обладал почти мистической силой.
В XX в. образ бухгалтера трансформировался: из повелителя денег и интеллектуала он превратился в простого, скучного исполнителя чужой воли, иногда хитрого и вороватого, но всегда лишенного блеска и индивидуальности. Такое представление о профессии особенно ярко проявилось в нашей стране, в советские времена. И это понятно, ведь плановая экономика требовала от бухгалтеров монотонного исполнения годами не меняющихся инструкций и законов. Сохранение и приумножение прибыли, элегантный уход от налогов, налаживание отношений с налоговыми органами - ничего из этого не требовалось в бюджетных организациях.
В России профессия бухгалтера стала особенно востребованной в начале 90-х г. XX в., когда на рынок вышли тысячи предприятий малого и среднего бизнеса. И сегодня спрос на бухгалтеров очень устойчив. Меняются лишь требования к профессионализму. Время дилетантов прошло, и нынешние руководители хотят видеть в бухгалтере человека экономически и юридически грамотного, корректного в общении, способного к нестандартному мышлению.
Бухгалтер должен обладать счетно-аналитическими способностями и оперативной памятью. Естественно, чтобы стать бухгалтером, необходимо освоить такие науки, как математика, информатика, экономика, менеджмент, а также изучить специальные дисциплины (бухгалтерский учет, экономический анализ хозяйственной деятельности, аудит, международный бухучет).
Помимо знаний от бухгалтера требуются умение концентрироваться, усидчивость, хорошая память и аккуратность.
Еще недавно эта профессия считалась исключительно женской. Но современное общество отходит от стереотипов, и сегодня бухгалтерией охотно и успешно занимаются многие представители сильного пола. Важным критерием для бухгалтера также является умение ладить с людьми, коммуникабельность.
В настоящее время многие бухгалтера, работающие в организациях различных отраслей, прошли специальную аттестацию и получили аттестат профессиональногo бухгалтера. Они являются членами Института профессиональных бухгалтеров России. Институт профессиональных бухгалтеров осуществляет сертификацию (аттестацию) дипломированных специалистов бухгалтерского учета. В состав данного Института входят такжe многие преподаватели бухгалтерского учета высших учебных заведений, которые также прошли аттестацию на звание профессионального бухгалтера.
Профессия профессионального бухгалтера (аудитора) является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров и аудиторов общество включает клиентов, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это налагает на профессиональных бухгалтеров (аудиторов) ответственность за соблюдение общественных интересов.
Обязанности профессионального бухгалтера (аудитора) заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельного клиента или работодателя - на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета и аудита значительное влияние оказывают интересы общества.
Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на професснональных бухгалтеров (аудиторов) в получении компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение к исполнению профессиональных обязанностей и поведение профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в процессе предоставления услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.
Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) будут пользоваться доверием только при условии предоставления ими вышеназванных услуг на высоком уровне, который подтверждает обоснованность общественного доверия. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что эти услуги выполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.
11.2. АТТЕСТАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ
Аттестация профессиональных бухгалтеров РОССИИ началась в 1997 г. по инициативе Министерства финансов РФ после одобрения Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) Положения об аттестации профессиональных бухгалтеров и Программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Аттестация профессиональных бухгалтеров ставит перед собой следующие цели: повысить уровень знаний бухгалтеров; изменить менталитет бухгалтера; определить квалификационные требования к главному бухгалтеру и путем его аттестация на соответствие этим требованиям выделить тех из них, которые достойны получить звание профессионального бухгалтера в стать действительными членами ИПБ России.
Программа аттестации профессиональных бухгалтеров была разработана в соответствии с рекомендациями Международной федерации бухгалтеров и Международной программой учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, принятой на 16-й сессии в Женеве 17-19 февраля 1999 г.
При разработке системы повышения квалификации бухгалтеров учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. Основная, цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров - «обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить», поэтому профессиональный бухгалтер обязан «поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных вавыков». Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру разбираться в экономических процессах, применять новые методы в своей работе, а также выполнять возложенные на него обязанности с учетом предъявляемых к ним требований.
При разработке программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров использовались также рекомендации Международной программы учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, работающей под эгидой ООН.
Система аттестации профессиональных бухгалтеров, организуемая ИПБ России, предусматривает следующие основные направления работы:
- утверждение учебно-методических центров, которым предоставляется право 240-часовой переподготовки профессиональных бухгалтеров;
- подготовка и корректировка программ 240-часовой переподготовки профессиональных бухгалтеров;
- организация аттестации профессиональных бухгалтеров.
Система повышения квалификации, которой наряду с ИПБ России активно занимаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), решает следующие задачи:
- отбор и аттестация преподавателей, которым разрешено проводить повышение квалификации в соответствии с принятой системой спецкурсов;
- организация процесса повышения квалификации;
- контроль над уровнем (качеством) проведения повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.
В соответствии с Положением о повышении квалификацяи профессиональных бухгалтеров формами повышения квалификации могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в конгрессах, съездах, спецсеминарах, стажировка, публикация монографий, учебников, статей.
Порядок отбора и аттестации преподавателей, которым позволено проводить повышение квалификации профессиональных бухгалтеров, формализован и изложен в Положении о повышении квалификации Ассоциированных членов ИПБ России - преподавателей. Все преподаватели, желающие проводить обучение профессиональных бухгалтеров, должны стать Ассоциированными членами ИПБ России - преподавателями. Это сделано для того, чтобы преподаватели, желающие вести обучение по программам подготовки и повышения квалификации учетных кадров; утвержденным ИПБ России, взяли на себя определенные Институтом обязательства. Например: выполнение этических норм, готовность в течение года подготовить и предоставить в ИПБ России методические и другие материалы, необходимые для определения квалификации и аттестации, готовность постоянно повышать свою квалификацию. С момента принятия преподавателя в Ассоциированные члены ИПБ России ему разрешается преподавать по программам подготовки и повышения квалификации, утвержденным ИПБ России. Процедура аттестации преподавателей, как правило, проводится заочно на основании подготовленных претендентом методических разработок (учебники, пособия, статьи, тесты, задачи и т.п.).
Преподавателю, прошедшему аттестацию, присваивается статус действительного члена ИПБ России - преподавателя и разрешается преподавать по тем дисциплинам, по которым он прошел аттестацию.
Аттестованный преподаватель, став действительным членом ИПБ России, обязан постоянно повышать свою квалификацию. Положением предусмотрено, что преподаватель должен повышать свою квалификацию в объеме не менее 60 часов в год.
Количество часов по каждому виду повышения квалификации определяется ИПБ России специальным документом. В принятом ИПБ России в настоящее время Положении о постоянном повышении квалификации членов ИПБ России максимальное количество часов (200 часов) дается за защиту докторской диссертации, за публикацию монографии, учебника или учебного пособия по профильным дисциплинам объемом не менее 20 печатных листов. Этим же документом определено, что за кандидатскую диссертацию дается 80 часов за печатный лист книги, статьи и т. п. - 10 часов, за разработку проекта методических рекомендаций или положений по бухгалтерскому учету - 60 часов, а за разработку одного теста, экзаменационного вопроса или задачи - 1 час.
Наряду с указанными формами повышения квалификации преподаватели, как и профессиональные бухгалтеры, могут прослушать спецкурсы или участвовать в конгрессах, конференциях, «круглых столах» и т. п. и получать за участие в них соответствующее количество часов, засчитываемых как повышение квалификации.
Создание программ повышения квалификации в соответствии с принятой ИПБ России системой спецкурсов является постоянной работой, которая еще далека от завершения.
В настоящее время принято более 40 программ повышения квалификаций.
Проекты программ спецкурсов могут присылать в ИПБ России либо сами УМЦ, либо ТИПБ. В ИПБ России могут быть рассмотрены и программы, разработанные отдельными специалистами.
ИПБ России будет рассматривать эти программы и в случае их соответствия современным требованиям сертифицировать (присваивать номер, определять количество часов, публиковать программы в экономической прессе и т.п.). УМЦ и слушатель, (профессиональный бухгалтер) имеют полное право выбора программ обучения.
Единственным ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение 5 лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе.
Организацией процесса повышения квалификации будут в основном заниматься ТИПБ. Это достаточно большая работа. Она сопоставима по своей сложности и трудоёмкости с организационной работой по аттестации бухгалтеров.
Вся организацяонная работа по повышению квалификации проводится ИПБ России бесплатно зга счет членских взносов. Это является одной из причин того, что тот, кто имеет соответствующий аттестат, но яе является членом ИПБ России, не сможет получить от ИПБ России сертификаты, подтверждающие, что он прошел необходимую для продления аттестата профессионального бухгалтера 200-часовую переподготовку за пять лет.
Организация контроля качества обучения включает в себя контроль за:
- полнотой и качеством процесса повышения квалификации, проводимого УМЦ, аккредитованными при ИПБ России;
- качеством экзаменов, проводимых для получения аттестата профессионального бухгалтера.
В Положении о повышении квалификации предусмотрены возможности проведения как формального контроля, так и контроля по существу.
К формальным методам контроля относятся: регистрация и контроль проведения всех спецкурсов по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров в ТИПБ или ИПБ России, учет и контроль за выданными УМЦ сертификатами, подтверждающими прохождение спецкурсов, учет и контроль выданных и продленных аттестатов профессиональных бухгалтеров и т. п.
Методы контроля по существу включают: контроль учебных программ повышения квалификации, возможность посещения уполномоченными специалистами ИПБ России проводимых УМЦ спецкурсов в целях осуществления контроля за соответствием объявленных и фактически проводимых учебных часов, посещаемостью спецкурсов, качеством чтения лекций преподавателями и т.п.
В последней редакции Положения о повышении квалификации принято решение о проведении зачета слушателей спецкурса, позволяющего установить, насколько они освоили материал.
Существенные отклонения в работе УМЦ по полноте и качеству аттестации и повышения квалификации могут привести к расторжению договора с ними на обучение профессиональных бухгалтеров.
Программой реформирования бухгалтерского учета предусмотрено проведение переподготовки ж повышения квалификации не только высшего звена - главных бухгалтеров организаций, но и бухгалтеров других уровней.
11.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРА
Создателем современной этики бухгалтера можно считать американца Джона Ленсинга Кэри (1900-1984).
Представление о моральных правилах ведения учета дает Кодекс, принятый Американской ассоциацией бухгалтеров в 1987 г. Считается, что наличие Кодекса укрепляет статус бухгалтера и увеличивает спрос со стороны работодателей на его труд.
В Кодексе содержатся следующие требования к бухгалтерам:
• бухгалтер, прежде чем занять место, должен тщательно изучить работу предшественника;
• профессиональный долг обязывает предшественника дать исчерпывающий и правильный ответ на запрос преемника;
• если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает действующее законодательство, то бухгалтер должен отказаться от предложения;
• бухгалтер может в любое время разорвать трудовой договор с работодателем;
• бухгалтер сам не может требовать повышения по службе;
• бухгалтер должен немедленно отвечать на все вопросы администрации, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия;
• бухгалтер должен хранить профессиональную тайну о делах работодателя. Уход с работы не освобождает бухгалтера от этой обязанности;
• все справки о хозяйственной деятельности предприятия сторонним лицам бухгалтер может предоставить только по письменному согласию работодателя;
• бухгалтер не должен советовать работодателю, как совершить и скрыть следы правонарушения;
• за искажение отчетности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность;
• бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию.
По сравнению с представителями других профессий для бухгалтеров понятие профессиональной этики является особо важным. Профессиональные организации, объединяющие профессиональных бухгалтеров, играют важную роль в создании и распространений стандартов бухгалтерской этики.
В Российской Федерации инструментом общественного регулирования (саморегулирования) деятельности профессиональных бухгалтеров является « Кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров России» (утвержден Президентским советом ИПБ России от 24 мая 1999 г. №21), согласно которому для достижения профессиональных целей профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов:
• Честность: при предоставлении профессиональных услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен действовать открыто и честно. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все профессиональные бухгалтеры (аудиторы) должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
• Объективность: профессиональный бухгалтер (аудитор) должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица или иные факторы.
• Профессиональная компетентность и должная тщательность: профессиональный бухгалтер (аудитор) предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий.
• Конфиденциальность: профессиональный бухгалтер (аудитор) должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.
• Профессиональноеповедение: действия профессионального бухгалтера (аудитора) должны поддерживать хорошую репутацию его профессия и не дискредитировать ее.
• Регламентирующие документы: профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания клиента или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.
Контрольные вопросы
1. Какова роль профессионального бухгалтера в условиях рынка?
2. Каковы цели проводимой в стране аттестации профессиональных бухгалтеров?
3. Приведите краткую характеристику, положения по аттестации бухгалтеров.
4. Назовите основные формы повышения квалификации бухгалтеров.
5. Какие методы контроля предусмотрены при аттестации бухгалтеров?
6. Перечислите формальные методы контроля.
7. Назовите принципы, которые должен соблюдать профессиональный бухгалтер.
8. Кто является создателем современной этики бухгалтера? В чем выражается ее суть?
Тема 12