Сбора зерна
Группа зерновых | Площадь посевов, га | Урожайность, ц/га | Валовой сбор, ц | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | с факт, площади и урожайности план (BCycл) | |
Озимые | 27.2 | 19,1 | |||||
Яровые | 9,5 | 10,6 | |||||
Зерновые всего | 15,5 | 13,6 |
Общее изменение валового сбора составило 1756 ц.
ΔВСобщ = ВСф – ВСпл = 12 665 – 14 421 = 1756 ц.
Для расчета количественного влияния факторов необходимо определить условную урожайность
Уусл = ВСусл / Sф = 14 676 / 930 = 15,8 ц/га
Отклонение валового сбора за счет изменения:
· плошали посевов
ΔВСs = (Sф – Sпл)Упл = (930 - 932) 15,5 = -31 ц;
· урожайности
ΔВСу = Sф (Уф - Упл) = 930 (13,6 - 15,8) = -2046 ц;
· структуры посевов
ΔВСу = Sф (Уусл – Упл) = 930 (15,8 – 15,5) = 279 ц.
Вывод. По результатам расчетов можно констатировать, что валовый сбор зерна снизился, во-первых, за счет уменьшения урожайности и, во-вторых, за счет незначительного сокращения посевных площадей. Так, снижение урожайности на 1,9 ц/га привело к недобору продукции на 2046 ц, а сокращение площади посевов на 2 га — на 31 ц. В то же время изменение структуры посевов положительно влияет на валовой сбор и способствует его увеличению на 279 ц.
Основные задачи анализа качества и конкурентоспособноститовара: оценка их уровня, выявление причин его снижения, установление влияния изменения качества и конкурентоспособности на объем производства и финансовые результаты.
Анализ качества проводят по обобщающим, индивидуальным и косвенным показателям. Обобщающие показатели характеризуют качество товара независимо от его вида и назначения (удельный вес новых товаров в общем выпуске, продукции высшей категории качества; сертифицированной продукции; товаров, соответствующих мировым стандартам). Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств (полезность, надежность, технологичность, эстетичность). Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованных и зарекламированных товаров, экономические потери от брака.
Основной показатель уровня качества — средний коэффициент сортности, который определяют отношением выручки к возможной стоимости товаров по цене высшего качества.
Проанализировать уровни качества и конкурентоспособности продукции сложно, поскольку в них аккумулируются различные неоднородные показатели. Например: срок службы, прочность, уровень содержания вредных и токсичных веществ, эстетические свойства, полезность и др. Поэтому для оценки уровня конкурентоспособности используют способы стохастического многофакторного анализа и экономико-математические методы.
Комплексную оценку конкурентоспособности можно дать с помощью метода экспортных оценок, основанных на маркетинговых исследованиях. Его сущность заключается в установлении наиболее востребованных критериев отдельно для покупателей и товаропроизводителей, определяют их значимость и рейтинг по балльной системе. По полученным результатам рассчитывают индекс конкурентоспособности (1к):
где i — параметры конкурентоспособности; п — количество параметров конкурентоспособности; X — балл по параметрам конкурентоспособности продукции; ki — коэффициент значимости параметра конкурентоспособности.
Высокий уровень конкурентоспособности означает, что продукт обладает наилучшими потребительскими свойствами, его качество соответствует мировым требованиям, которые могут обеспечить ему выгодные конкурентные позиции на внешнем рынке. Средний уровень обеспечивает расширенное воспроизводство и преимущественное положение на внутреннем рынке, а низкий — простое воспроизводство.
В случаях, когда на предприятии отсутствует эффективная система маркетинга, конкурентоспособность можно определить индексным методом:
где Iк — индекс качества; Iц — индекс цены.
Анализ проводят на основе сопоставления фактических результатов с данными предыдущего периода и данными конкурентов, устанавливают факторы прежде всего негативно влияющие на изменения. Основные причины снижения качества и конкурентоспособности товара: низкое качество исходного сырья, низкий технический уровень производства, организации и технологии производства, технический уровень основных средств, недостаточная квалификация рабочих, аритмичность работы (неравномерность производства продукции).
Качество товара влияет одновременно на объем производства и продаж, себестоимость продукции и финансовые результаты фирмы. Например, экономические потери от снижения качества продукции можно определить произведением количества продукции пониженного качества на разность в ценах реализации продукции высшего и пониженного качества.
Приведем пример расчета изменения цены реализации за счет повышения качества товара (табл. 34).
Таблица 34