Структура доходов и расходов государственного бюджета РФ
Перераспределение ВВП осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов).
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП созданного в процессе общественного производства.
Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).
Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.
В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.
Бюджетная классификация включает группировку показателей бюджетов по следующим направлениям:
1. Классификация доходов бюджетов РФ - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы. Классификация доходов бюджетов РФ подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Классификация включает пять групп: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления и доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
2. Функциональная классификация расходов бюджетов отражает распределение финансирования на выполнение задач и функций государства и местного самоуправления. Классификация имеет четыре уровня: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов.
3. Ведомственная классификация расходов бюджетов - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств. Данный вид классификации наиболее объемный, в федеральном бюджете содержится свыше ста бюджетополучателей: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные учреждения и организации и др.
4. Экономическая классификация расходов - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Разделы классификации включают: текущие расходы, капитальные расходы, расходы по предоставлению бюджетных кредитов.
5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов на внешнем рынке для финансирования дефицита соответствующего бюджета.
6. Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - группировка заемных средств, привлекаемых только на внутреннем финансовом рынке Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
7. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - группировка долговых обязательств Правительства РФ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, включающая долговые обязательства по государственным ценным бумагам, долги по привлеченным и непогашенным кредитам, а также долговые обязательства по компенсации вкладов населения.
8. Классификация видов государственных внешних долгов – это группировка внешних долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по заимствованиям на внешних рынках, осуществленных в соответствии с законодательством РФ.
В России бюджетная система представлена федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований. Вместе с тем, ст. 182 Бюджетного кодекса РФ определено, что одновременно с проектом бюджета на очередной год составляется прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы. Для федерального уровня - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, для регионального уровня – свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований. Консолидированные бюджеты законодательными органами не утверждаются и, по сути, являются статистическим сводом бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг.» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 45 175,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 7 874 951 608,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 10 256 419 940,1 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 499 198 864,6 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 53,0 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро;
7) дефицит федерального бюджета в сумме 2 381 468 332,1 тыс. рублей.
Бюджетный процесс
Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение постоянно возобновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени. Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии:
1) составление бюджетов,
2) рассмотрение,
3) утверждение.
Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ, однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, явл. БК. Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется Законом «О Правительстве РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне. На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой бюджетный процесс, понятие которого дается в Бюджетном кодексе РФК. Бюджетный процесс — это регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.
Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период более трех лет. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом, в нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.
Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям органов представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению.
Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию — систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств. Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.