Билет №6
Б6-1 Понятие рынка и его структура. Предпосылки рыночной экономики и ее значение.Рынок - это механизм, сводящий продавцов и покупателей по поводу купли-продажи товаров. Осн. элементы: *Спрос - v товара, кот-й покупатель желает приобрести в определенный период и за определенную цену. *Предложение - кол-во товара, кот-е находится на рынке при данной цене. *Конъюнктура рынка - эк-кая ситуация, сложившаяся на рынке под действием спроса и предложения. *Конкуренция - соперничество м\у субъектами рыночных отношений по поводу лучших условий пр-ва и купли-продажи. *Цена - денежное выражение ст-ти товара. Классификация рынков: 1) * рынок факторов пр-ва (земли, труда и рынок сырья и материалов); * рынок конкретных видов продукции (зерна, молока);* Др. рынки (услуг, финансов).2) В пространственном разрезе выделяют: *местные; *национальные; *мировой рынки. 3)По механизму функционирования: *свободный(много прод-в, однород. прод-я.); *монополизированный; *регулируемый гос-м. 4) По степени насыщенности: *равновесный (спрос=предложению); *дефицитный (>); *избыточный. и др. Модели: рынок чистой конкуренции, рынок моноп конкуренции, олигополия, чистая монополия. Аграрный рынок включает спец-ные рынки: рынок земли, рынок с\х продукции, ср-в пр-ва и труда. Особенности рынка с\х: * Зависимость предложения с\х продукции от погоды * скоропортящийся характер продуктов * Отдаленность мест пр-ва (село) от потребления (город).* Низкая эластичность спроса на с\х продукцию. * Рынок с\х продукции - это рынок совершенной конкуренции. Функции рынка: 1) Регулирующая - регулируется пр-во по средствам спроса и предложения.2) Стимулирующая - по средствам цен рынок дает стимулы более эф-но использовать ресурсы → снижается себ-ть, растет кач-во, увеличиваются КапВ, расширяется ассортимент.3) Информационная 4) Посредническая - должны наитии друг друга и обменяться рез-татами своей деят-ти. 5) Санирующая - исключаются не конкурентоспособные товары. Инфраструктура товарного рынка представлена оптовой и розничной торговлей, в которую включены сеть магазинов и п\п, занимающихся хранением и реализацией продукции (аукционы, ярмарки, товарные биржи). Они обеспечивают нормативные условия купли-продажи товаров Предпосылки и законы рыночной эк-ки. Этапы формирования рынка:1) Общественное разделение 2) Развитие специализации 3) Самостоятельность товаропроизводителя и свобода покупателя; необходимо вмешательство гос-ва для развития эф-ных рыночных отношений.Предпосылки возн и функц.рын.отношений:*эк-кая свобода товар-лей;*право собственности *свободная конкуренция;*создание правовых рыночных институтов;* жесткие бюджетные ограничения* предсказуемая гос-я политика. Законы рыночной эк-ки: 1) Закон стоимости - закон движения цен. Средняя цена товара должна отражать среднюю степень его кач-ва и выровненный для этого товара уровень издержек. 2) Закон рыночного равновесия, т.е. сбалансированность спроса и предложения. 3) Закон спроса - кол-во товаров, на которые определяется спрос возрастает при снижении цены и наоборот.4) Закон предложения: «С повышением цен, соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен это предложение сокращается» 5) Закон экономии ресурсов воздействует на товаропроизводителей ч\з движение цен, как фактор стимулирующий эф-ть пр-ва. Он предполагает постоянное улучшение кач-х характеристик производимых товаров и услуг и снижение издержек на ед. потребительской ст-ти.
Б6-2 Меодика планирования себестоимости продукции растениеводства.Основу составляет баланс продукции растениеводства, расходная часть кот-о складывается из потребности в продукции на внутрихозяйственные нужды (корма, семена и др.) и объемов ее реализации. процесс планирования складывается из:1-определение потребности в продукции растениеводства;2- расчет посевных площадей сельскохозяйственных культур;3-определение средней стоимости семян и удобрений; 4-разработка технологических карт по возделыванию с/х культур;5-калькуляция производственной с/с единицы продукции раст-ва. 1.Расчет потребности в продукции растениеводства: 1-потребность в кармах (этим обеспечивается сбалансированность в развитии животноводства и растениеводства) с учетом страховых запасов в размерах: концентраты – месячная потребность; сенаж, сено, солома – не менее 15% годовой потребности; 2-потребность в семенах с учетом норм высева и страховых запасов (не менее 15%); 3-объемы продаж продукции растениеводства, в соответствии с конъюнктурой рынка и прогнозируемыми показателями реализации; 4-внутрихозяйственные нужды в продукции В качестве инструмента для планирования затрат на производство растениеводческой продукции служит технологическая карта по возделыванию каждой с\х культуры(документ, отражающ целую систему взаимосвязанных расчетов). Технологич-е карты разрабатываются по каждой культуре в отдельности, на площадь 100 гектаров.Виды и объемы технологической карты Технологические операции заносятся в технологическую карту в хронологическом порядке; вводятся имеющиеся на п\п состав агрегатов и машин по их выполнению, обслуживающий персонал. Объемы работ по каждой операции определяются нормами высева семян, дозами внесения удобрений, планируемой урожайностью, которые, как натуральные нормы заносятся в сводную часть технологической карты Определение затрат на оплату труда В зависимости от состава агрегатов и машин по выполнению технологических операций в технологическую карту вводятся типовые нормы выработки и нормы расхода дизельного топлива на единицу работы. Путем деления объема работ на норму выработки определяется количество нормосмен на выполнение каждой технологической операции ;их умножение на число работников позволяет определить затраты труда на выполнение каждой работы (отдельно по механизатором и разнорабочим. По тарифно - квалификационному справочнику вводится разряд работ и соответствующая ему сменная тарифная ставка механизаторов и разнорабочих. Произведение уже ранее определенных затрат труда на тарифную ставку дает тарифный фонд оплаты труда по видам работ, а по итоговой строке технологической карты – общий тарифный фонд при возделывании культуры. Исходными показателями для расчета служат:-посевные площади и выход продукции растениеводства, уже рассчитанные прежде;-затраты по возделыванию с\х культур, получаемые путем разработки технологических карт. Расчет себестоимости зерна, связан с распределением затрат на возделывание, уборку, очистку и сушку зерна на току между зерном, зерноотходами и соломой. Установлен следующий порядок распределения этих затрат. Из общей суммы затрат вычитают стоимость соломы. Оставшуюся сумму затрат распределяют на зерно и зерноотходы пропорционально удельному весу содержания полноценного в них зерна. Себестоимость 1 ц. зерна и зерноотходов определяют делением затрат, отнесенных на соответствующую физическую массу зерна и зерноотходов после ее очистки и сушки.
Б6-3. Формирование основных управленческих концепции и их развитие. Управленческие революции-кач-е преобразования управ-я в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.Первая управленческая революция вошла в историю как «религиозно-коммерческая». Она произошла примерно 7 тыс. лет назад в древних Шумере, Египте, Аккаде. На данном этапе произошло зарождение незнакомого до этого времени слоя жрецов, которых по праву можно назвать бизнесменами. Они переформулировали основополагающие религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее Боги будут удовлетворены подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Надо признать гениальность авторов этой идеи. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем они обладали огромным имуществом, собираемым в виде своеобразной дани и пускаемым ими в хозяйственный оборот.Каждый из жрецов должен был отчитываться перед верховным жрецом за полученное имущество. Держать в уме сведения о своих доходах и расходах, производить сложные расчеты было тяжело, в результате изобрели письмо. Сохранились глиняные таблички с их деловыми записями, которые и стали первыми письменами в истории человечества. На них можно увидеть доказательства того, что уже в древнем Шумере реализовывались такие функции, как снабжение, бухгалтерский учет, контроль и пр., что и сегодня является неотделимой частью процесса управления. В результате первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности. Вторая УР была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (2123-2081 гг. до н. э.). Он разработал кодекс Хаммурапи важнейший вклад вавилонян в управленческую мысль, который состоял из 282 законов. Этими законами регулировались сделки между людьми, контроль над соблюдением их условий, определялся минимум з\п, устанавливалась ответственность исполнителей и пр. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро-, а на макроэкономическом уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют «светско-административной». Кроме того, Хаммурапи интересовался проблемами лидерства и мотивации.
Третья УР связана также с правителем Вавилона Навуходоносором II (605-562 гг. до н. э.)и вошла в историю как «производственно-строительная»,т.к была направлена на соединение гос-х методов управ-я с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. На текстильных фабриках этого периода имеются примеры произв-го контроля и стимулирования работников. Как средство контроля над пряжей на каждую партию из еженедельного поступления прикреплялся ярлычок разного цвета, для того чтобы определить, сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Труд женщин, которые работали с пряжей, оплачивался продуктами питания, и количество их зависело от объема работы, выполненной каждой работницей. Царь Навуходоносор II также был автором проектов некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и висячих садов Семирамиды.Четвертая УР является наиболее значимой в истории менеджмента,именно она знаменует собой его формирование в том самом смысле, который вкладывают в него современники. Катализаторами этой революции выступили зарождение капитализма и начало индустриального развития европейской цивилизации. Начавшись в XVIII столетии в Великобритании, промышленная революция вскоре пересекла Атлантику и достигла берегов Америки. Основным ее достижением стала замена ручного труда машинным, что, в свою очередь, сделало экономически выгодным производство товаров не отдельными семьями, а в фабричных условиях. Т.о промышленная революция дает толчок развитию теории и практики управления. Увеличение размеров предприятий привело к невозможности реализовывать все функции, связанные с его работой, одним человеком владельцем бизнеса. возникла необходимость передать полномочия по выполнению части работы от хозяина к наемному работнику, так управление начинает постепенно отделяться от собственности и появляется новая самостоятельная деятельность наемное управление, которое перерастает в профессиональное управление, или менеджмент. В эпоху монополистического капитализма появились первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. Пятой УР, (к 19 н20в.), стало появление класса профес-х менеджеров, что явилось радикальным переворотом в обществе. Менеджеры выделились в отдельный от капиталистов класс. Менеджмент как научная дисциплина начался тогда, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше управлять. В конечном итоге появились теории, которые можно преподавать и изучать. Это и стало началом менеджментаВыделились следующие подходы: 1) C выделением школ: -школа научного управления -административного управления -человеческих отношений и науки о поведении -количественных методов.
2)Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. 3)Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. 4)Ситуационный подход концентрируется на том , что пригодность различных методов управления определяются ситуацией.
Билет №7
Б7-1 Экономика производства овощей.Раст-во – это одна из основных отраслей с\х пр-ва, вкладывающая в себя следующие подотрасли: зерновое пр-во, картофелеводство, овощеводство, виноводство и др. В раст-ве производится более 40% ВП с\х. Раст-во – сложная отрасль. Ее производство базируется на земле, которая выступает – в качестве предмета труда и средств труда. Овощи – это пищевые продукты, необходимые для полноценного питания человека. Овощеводство – это трудоемкая и капиталоемкая отрасль. Овощеводческие хозяйства размещаются вблизи городов, т.к. основным потребителем овощей является городское население. Эк-кая эф-ть. К натуральным показателям относят: -урожайность овощей, ц/га;-производство овощей на один га пашни, ц ;-ПТ или затраты труда на один ц овощей ; (трудоемкость). К стоимостным относят:-себ-ть произ-а 1 ц овощей, руб.;-валовой доход и чистый доход на один чел.-час, руб.;-окупаемость затрат, руб.; Оз = Выр / Себ –прибыль от реал овощей в расчете на 1 ц продукции, руб., -уровень рентабельности,%.
Б7-2 Особенности договоров купли-продажи сельскохозяйственной продукцииЯвляется б распростран-м из видов договоров в хоз обороте.По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).При реализ-и с\х прод-и используются: контрактация, поставка товаров для гос нужд, поставка тов-в и розничная купля-продажа.. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Сторонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. Производителем может быть коммерческая организация, производящая сельскохозяйственную продукцию,ПБОЮЛ , в том числе крестьянское (фермерское) хозяйство. Заготовителем также является предприниматель, закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи или для последующей переработки. Особенностью отношений сторон по договору контрактации является то, что предмет договора – продукция сельскохозяйственного производства – является, по существу, товаром будущих периодов, поскольку для получения товара необходимо осуществить полный цикл сельскохозяйственного производства (посев, уход и выращивание посеянного или высаженного, уборка урожая). И далеко не всегда от производителя зависит результат его усилий. Такие явления, как засуха, град, обильные осадки и т.п. могут полностью сорвать исполнение договора контрактации. Эти обстоятельства обусловливают порядок определения условий в договоре о количестве (ст. 465 ГК РФ) и ассортименте сельскохозяйственной продукции (ст. 467 ГК РФ). Так, количество сельскохозяйственной продукции может быть определено не в точных размерах, а выражено в двух предельных цифрах – наименьшей и наибольшей (от и до). Риск – особенность отношений сторон по данной категории договоров. Вместе с тем, при наличии нормальных условий сельскохозяйственного производства договор контрактации может быть достаточно выгодным и привлекательным для его сторон: для производителя – гарантия реализации произведенной с\х прод. При минимальных усилиях. Для заготовителя – возможность гарантированного получения необходимой с\х продукции (по количеству, ассортименту, кач) свежей и конкурентоспособной, что является немаловажным фактором в условиях рыночных отношений. *Особенности отношений сторон по договорам контрактации дают возможность максимально сократить потери при работе с таким товаром, как скоропортящаяся сельскохозяйственная продукция. *Порядок передачи сельскохозяйственной продукции определяется договором контрактации. Если договором он не определен, то заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Если принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок. *При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи. *Вместе с тем особенности сельскохозяйственного производства, подверженного не всегда предсказуемым влияниям природной среды, обусловливают особенности ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. В соответствии со ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции отвечает перед заготовителем только за виновное нарушение. Заготовитель же несет ответственность перед производителем по правилам, установленным ст. 401 ГК РФ, независимо от наличия или отсутствия в нарушении его вины. Обязанности заготовителя1. Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.2. В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок. 3. Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором. Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.Ответственность производителя сельскохозяйственной продукцииПроизводитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.
Б7-3Сущность и значение консалтинговой деятельности в АПКВ процессе перехода от администрвтино-коммандной системы управления, к рыночным принципам и принятия мер по подъему аграрной экономики резко возрастает значение информационного консультационного обеспечения инфраструктуры аграпромышленного производства. Информация должна стать экономической категорией и войти в рыночный механизм хозяйствования поскольку на микроуровне она формирует основу обеспечивающую функционирования рыночной инфраструктуры, а на макроуровне создает необходимые условия для эффективной работы, каждого субъекта АПК.Правильное использование информации позваляет с\х товаропроизводителю занять свою рыночную нишу и выбрать наиболее рациональную организацию производства.Коммерческая платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. С\х служба консультирования – предоставление знаний и навыков необходимых производителю для освоения и прменения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве, с целью повышения продуктивности и улучшения жизненных стандартов.Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов, но чаще всего они представляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя этапы: 1) выявление проблем; 2) разработка решений проекта; 3) осуществление решений проекта. Методы консультирования: * Экспертное консультирование – это наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику проблемы, разработку решений и рекомендации по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. * Процессное консультирование. Специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом. Побуждают его высказывать свои идеи, предложения. * Обучающее консультирование. Главная задача специалистов подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары. На практике в чистом виде не один из перечисленных методов не применяется, а применяется комбинация 3-х методов. Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах оказывают гос-ные, учебные, информационные и исследовательские организации. Организация выполнения консультационного проекта. После того как установлен контакт с фирмой клиентом, приступают к разработке предложения. Разработка начинается с совместного обсуждения проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо получить достаточно подробную информацию о фирме-клиенте. Затем, определяется ситуация, динамика ее изменения и суть проблемы. Далее составляется план-график выполнения работ. В нем необходимо, наиболее точно, определить сроки завершения работ. В ходе выполнения заказов необходимо учесть психологию фирмы-заказчика. В заключении оформляется письменный отчет, либо план мероприятий по реализации проекта, либо перечень рекомендаций. Способы привлечения клиентов консалтинговой фирмой: -рекламирование, -использование посредников, -использование рекомендаций предыдущих заказчиков положительно отзывающихся о деят-ти фирмы.
Билет №8
Б8-1 Экономика производства яйца.Птицеводство-самая скороспелая и экономически выгодная отрасль животноводства. Основная продукция птицеводства – пищевые яйца и мясо; побочная – пух, перо, помет. Отходы от убоя и переработки птицы используются для кормовой муки. Пищевые яйца получают, в основном, от кур яичных пород и кроссов. На товарных предприятиях экономически целесообразно использовать кур только в течение первого года яйцекладки (не больше 13 месяцев), т.к. яйценоскость с возрастом птицы снижается. Для получения пищевых яиц кур содержат без петухов. На специализированных предприятиях выращивают молодняк и содержат кур яичных пород в клеточных батареях в безоконных птичниках с регулируемым режимом внешних факторов (воздухообмен, темпер.воздуха, степень и продолжительность освещения). Кормят птицу полнорационными сухими комбикормами(зерно, жмыхи, шроты, рыбную и мясо-костную муку и т.д.). При определении эк.эф-ти птицеводства используются показатели: продуктивность птицы; прямые затраты труда на произв-во ед. пр-ии; выход валовой пр-ии на одного среднегод. раб-ка; выход валоаой пр-ии на 1 чел-час; с/с ед. пр-ии; размер прибыли-всего и в расчете на одного среднегод. раб-ка, на 1 чел-час; уровень рентабельности.
Б8-2 Оперативное планирование как инструмент реализации текущих планов.В системе внутрихозяйственного планирования оперативное позволяет обеспечить ориентированность целей предприятия во времени, а значит и текущий контроль за их достижением; Цели оперативного планирования – осуществление производственных процессов в оптимальные технологические сроки на основе соблюдения принципов их планирования и организации. Оперативное планирование имеет свои специфические особенности: -затрагивают относительно короткие промежутки текущей деятельности подразделений предприятия; -выполнение работ, относящихся к оперативному управлению, не допускает отлагательств; -руководители подразделений, обладая оперативной самостоятельностью и располагая необходимыми ресурсами, сами планируют и организуют производственные процессы, контролируют их выполнение; -при возникновении проблем и необходимости в соответствующей помощи они обращаются к вышестоящему руководителю и в обслуживающие подразделения; -оперативное управление, начинающееся с оперативного планирования, охватывая все участки производства, консолидирует их действия на своевременное и качественное осуществление производственных процессов. Оперативное планирование выступает как форма и инструмент текущего контроля, при помощи которого определяется - верны ли оперативные решения, в какой мере достигнуты текущие цели, и не нуждаются ли они в корректировке. Отсюда значение оперативного контроля: -чтобы не оказаться в неопределенности, принимать учреждающие решения, прежде чем возникнут проблемы; -позволяет своевременно выявить проблемы и скорректировать организацию производственных процессов; -обеспечивает поддержку всего того, что является успешным в деятельности подразделений. В агропромышленном производстве используются следующие виды оперативных планов: 1)Рабочие планына периоды важнейших с\х работ в растениеводческих подразделениях (весенне-посевной, заготовка кормов и уборка урожая; в животноводстве – выделяют планы по производству и реализации продукции, размещению поголовья на территории хозяйства, покупке и продаже скота и кормов, и т.д.), т.е. нацеливающие организацию производственных процессов в оптимальные сроки. 2)Декадные,месячные планы в животноводстве, обслуживающих производствах, на перерабатывающих предприятиях, позволяющие осуществлять текущий контроль за достижением основных целей, выявлять конкретные причины отклонений от намеченного и принимать меры по их устранению 3)Планы-наряды это задания на выполнение конкретных работ, бригаде, звену, отдельному агрегату, на определенный срок (неделю, один-три дня), или аккордно – на выполнение совокупности работ). в плане - наряде указывают вид работ, место их выполнения, объем и сроки, нормы выработки, агротехнические требования, число необходимых работников, а так же машини орудий. оперативные планы обладают рядом особенностей: - по срокам составления и действия они наиболее близки к производственному процессу и тесно с ним связаны; - их составляют довольно часто, что придает им свойство непрерывности; - через оперативное планирование вся система внутрихозяйственных планов увязана с управлением производством. Для разработки оперативных планов требуется уверенное владение знаниями в таких областях, как организация основных и обслуживающих производств, эксплуатация машинно-тракторного парка, технология с\х и перерабатывающего произ-ва, а также навыками выявления причинно - следственных связей при оценке информации о результатах оперативного контроля, использования необходимой нормативной базы оперативного планирования.