Социально-экономическая сущность и функции финансов
Первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.
Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами.
Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.
Финансы в развитой рыночной экономике выполняют воспроизводственную, распределительную и контрольную функции, через которые финансы реализуют свое общественное назначение.
Воспроизводственная функция. Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя во всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организации. В результате участия финансов в производственной деятельности организации происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Воспроизводственная функция присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства.
Основные функции государственных финансов – распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция. Распределительная функция финансов является главной, поскольку доминирующая характеристика финансовых отношений – их распределительный характер. Основными объектами распределения, как уже отмечалось ранее, являются стоимость валового внутреннего продукта (BBП) и национальный доход. В экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, войны, социальные потрясения, экономические кризисы) и при крупных социально-экономических преобразованиях с помощью финансов распределяется значительная часть национального богатства (элементы, принимающие денежную форму стоимости: золотой запас, валютные резервы, накопленные страховые резервы, продажа энергоносителей и др.). Субъектами распределения выступают государство, юридические и физические лица. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен.
Распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) с помощью финансов проходит в два этапа. Схема распределения ВВП и НД в Российской Федерации представлена на рис. Б.М.1.1.
Рис. Б.М.1.1. Распределение ВВП
и национального дохода государства
Первый этап – первичное распределение национального дохода, при котором создаются так называемые основные (первичные) доходы. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
- заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства;
- доходы предприятий сферы материального производства.
В условиях рыночной экономики в состав первичных доходов входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Эти налоги сразу направляются государству и в доходы экономических субъектов не включаются. Сумма групп первичных доходов равна величине национального дохода.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо вторичное распределение (перераспределение) национального дохода, связанное:
- с межотраслевым, внутриотраслевым, внутрихозяйственным, межтерриториальным перераспределением первичных (основных) доходов в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;
- наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение), но без функционирования которой производство не может быть эффективным;
- необходимостью обеспечения социального развития;
- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
Государство с помощью финансового механизма изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы. В результате перераспределения национального дохода образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся:
- всевозможные налоги, платежи и сборы (за исключением косвенных налогов);
- взносы в страховые, благотворительные фонды, в различные религиозные и общественные организации и объединения;
- доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.
Последние включаются в состав вторичных (производных) доходов, поскольку национальный доход как макроэкономический показатель характеризует вновь созданную в отраслях материального производства стоимость (без учета вклада непроизводственной сферы в создание новой стоимости). При вторичном распределении (перераспределении) национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также территориями (субъектами Федерации и муниципальными образованиями). Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через федеральный и территориальные бюджеты. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Финансы имеют отношение к распределению и перераспределению национального дохода как на стадии формирования первичных (основных) доходов, так и на стадии формирования вторичных (производных) доходов. Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.
Последняя стадия перераспределения доходов – их реализация. Доходы ведь нужны не ради них самих, а ради тех благ, которые на них приобретаются. Реализуемые доходы называются конечными, они истрачены на приобретение товаров и услуг. Часть доходов может быть выделена на сбережения в различной форме.
Сумма первичных доходов должна равняться сумме конечных доходов с учетом сбережений. Эго одно из основных финансовых равенств.
Распределение и перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение), а также поддержки наименее обеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.д.
Контрольная функция. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению и достижению заданного результата. Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Действие этой функции позволяет определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Регулирующая функция. Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать производственный процесс. Таким образом, можно говорить и о регулирующей функции финансов. Регулирующая функция финансов проявляется на всех уровнях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения, финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности прежде всего финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных как отечественных, так и иностранных инвесторов. Достижение стабильности рассматривается Правительством Российской Федерации как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.
Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями.
Он включает:
- совокупность организационных форм финансовых отношений;
- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
- методы финансового планирования;
- формы управления финансами и финансовой системой;
- финансовое законодательство.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.
Финансы предприятий – главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства.
Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.
Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.
Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, обеспечивающая его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.
Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.
Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечивается потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.
С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах, самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.
Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного
процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственное финансирование протащатся в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.
Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.
Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:
1) финансирование структурной перестройки экономики в целях развития наиболее приоритетных направлений;
2) финансирование и финансовую поддержку наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;
3) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;
4) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.
Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.
Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.
Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.