Правовые основы и задачи регулирования денежного обращения

Эффективное развитие экономики страны во многом определя­ется состоянием денежного обращения, стабильным функциони­рованием денежной системы. Денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в ры­ночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом. Как эконо­мическая категория, деньги представляют собой средство выра­жения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквива­лент множества стоимостей товаров.

Сущность денег проявляется через их функции, к которым от­носятся:1) определение меры стоимости;

2) средство накопления (тезаврации);

3) средство обращения;

4) средство платежа;

5) функция мировых денег, проявляющаяся в обслуживании международного товарообмена.

Особенность денег заключается в том, что они находятся в постоян­ном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением. Де­нежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кре­дитными организациями; кредитными организациями и органи­зациями; между банками и физическими лицами; предприятия­ми и физическими лицами; между банками и иными института­ми финансовой системы; между финансовыми институтами и фи­зическими лицами[1].

Общественные отношения, складывающиеся в ходе денежного обращения, регулируются правом и, в первую очередь, финансо­вым правом.

Регулирование денежного обращения является задачей ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...» (ст. 43).

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему которого входят территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинаете с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банки). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Центральным банком РФ.

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осу­ществляется банком только с согласия обслуживаемого юриди­ческого или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются орга­низацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валют­ном контроле», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответ­ствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесе­но «установление правовых основ единого рынка; ... денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязатель­ному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госу­дарственной Думой федеральные законы по вопросам: финансово­го, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денеж­ной эмиссии (п. «в»).

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денеж­ного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведе­ние денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономи­ческой и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми, с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых зна­ках. В процессе осуществления деноминации не затрагивают­ся экономические основы государства, а происходит сокраще­ние денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может прово­диться как отдельно, так и одновременно с денежной рефор­мой.

В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922–1924 гг. и в 1947 г. Первая денежная реформа была вызвана необходимостью создания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономически­ми преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено разбалансированностью денежной системы во время Великой Отечественной войны, а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных на оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукции, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. рублей переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. рублей пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. – 2:1.

В 1961 г. в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в соотношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Пос­ледняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков и система цен сокращались пропорционально в тысячу раз[2].

Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

Наши рекомендации