Г л а в а 27. правовые основы денежного обращения и расчетов

Понятие денежной системы

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. Они возникли много тысяч лет назад стихийно в процес­се развития и разрешения противоречий товара на основе общест­венного разделения труда. К основным функциям денег относят­ся, как известно, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при обмене товар — деньги — товар (деньги как средст­во обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа), в-четвертых, функция накопления и сбе­режения (деньги как средство тезаврации) и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупа­тельное средство и общественная материализация богатства). Иногда выделяют и другие функции денег1.

Исследователи считают, что в XVI—XVII вв. уже сложились денежные системы. Хотя первые золотые монеты (т.е. фактичес­ки настоящие деньги) появились в Лидийском государстве около 550 лет до н.э. В России денежная система была создана в 1534— 1538 гг. в период регентства матери Ивана Грозного — Елены Глинской. Основной денежной единицей стал рубль (68 г сереб­ра), состоящий из 100 копеек (вес одной копейки — 0,68 г сереб­ра). Одна копейка равнялась двум деньгам по 0,34 г или четырем полушкам по 0,17 г серебра. Первый же рубль в России появился в Новгороде в XIII в. Название «рубль» связывают с «рублевой гривенкой», которая изготавливалась — «рубилась» от узкого слитка серебра на части — гривны. Эти гривны и назвались руб­левыми, или рублями2.

Таким образом, в ходе исторического развития в каждом госу­дарстве складывается своя собственная «национальная» денеж­ная система.

' Подробнее о понятии и функциях денег см.: Финансово-кредитный сло­варь / Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. Т. 1. М., 1984. С. 358—360.

- Подробнее об истории возникновения денег см.: Балабанов И.Т., Гонча-рук О.В., Савинский НА. Деньги и финансовые институты. СПб.,2000. С. 7—8.

§ 1. Понятие денежной системы

Денежная система — это форма организации денежного обра­щения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исто­рически и закрепленная законодательством.

Денежная система любой страны состоит, как правило, из це­лого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращ?-' ния.

Организация и функционирование денежной системы отно­сится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная сис­тема государства отражает состояние его экономики.

Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, вы­ступают в двух формах:

в форме обращения наличных денег;

в форме безналичных денежных расчетов.

Наличные деньги обслуживают, как правило, отношения:

государства с гражданами;

работодателей с их работниками.

Безналичные денежные расчеты применяются, как правило, между:

юридическими лицами;

юридическими лицами и государством.

Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно и денежного обра­щения, как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой дви­жение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы.

В первом случае (при наличном денежном обращении) сред­ством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты и монеты и т.п.), передаваемые одним субъектом другому за то­вары, оказанные работы (услуги), т.е. по принципу «из рук в руки».

Во втором случае (при безналичном денежном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисле­ние их на банковский счет другому субъекту, т.е. совершаются денежные операции, при которых наличные денежные знаки от­сутствуют.

ЩЛ^$'

Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государ­ства. Однако если сравнивать объемы наличного и безналичного оборота денег, то естественно, последние имеют преобладающий вес (как правило, около 85% — составляют именно безналичные платежи).

В России денежная система включает:

официальную денежную единицу;

порядок эмиссии наличных денег;

организацию и регулирование денежного обращения.

Рассмотрим каждый из элементов денежной системы РФ.

Первым и основным элементом денежной системы РФ явля­ется официальная денежная единица, т.е. установленная право­выми нормами система денежных знаков, применяемых в госу­дарстве.

Официальной денежной единицей (валютой)1 Российской Фе­дерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Зако­ном запрещено введение на территории РФ других денежных еди­ниц и выпуск денежных суррогатов, т.е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством и вводящихся самовольно2.

Официальный курс рубля к денежным единицам других госу­дарств определяется и еженедельно публикуется Банком России.

Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответствен­ность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег.

Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются ис­ключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о не­допустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Этим не только закрепля­ются «эксклюзивные» права Банка России на эмиссию рубля, но и устанавливаются рамки полномочий государственных, в том числе национальных, банков, созданных в ряде субъектов РФ. Последние лишены права эмиссии любых иных «национальных»

1 Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» более расши­рительно интерпретирует понятие валюты РФ. Подробнее см. гл. 28 учебника.

2 Статьи 27, 28 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

§ 1. Понятие денежной системы

денег. Указанные действия в соответствии с российским законо­дательством являются противозаконными, как и выпуск каких-либо знаков оплаты или средств платежа, выполняющих функ­цию денег, любыми иными субъектами (юридическими и физи­ческими лицами).

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке. Рос­сийской Федерации (Банке России)», наличные деньги в настоя­щее время выпускаются в обращение в виде банковских билетов» (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Бан­ком России по согласованию с Правительством РФ.

Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых об­разцов, а также их описание публикуются Банком России в сред­ствах массовой информации.

До 90-х гг. российское законодательство предусматривало сле­дующие виды денежных знаков:

банковские билеты (10 руб. и выше);

казначейские билеты (1руб., 3 руб., 5 руб.);

металлическая монета (1 коп., 2 коп., 3 коп., 5 коп., 10 коп, 15 коп., 20 коп., 50 коп.).

25 сентября 1992 г. был принят Закон РФ «О денежной систе­ме Российской Федерации»1, в соответствии с которым на терри­тории РФ стали действовать только два вида денежных знаков: банковские билеты — банкноты и металлическая монета.

С введением этой системы денежных знаков было отменено зо­лотое содержание рубля — т.е. фиксированное количество золота в денежной единице страны. До этого 1 руб. приравнивался к 0,987417 г золота. С введением указанного Закона на норматив­ном правовом уровне было закреплено, что официальное соотно­шение между рублем и золотом или другими драгоценными ме­таллами в РФ не устанавливается.

В 1995 г. Закон РФ «О денежной системе Российской Федера­ции» утратил свою силу в связи с принятием Федерального зако­на «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.2 Однако все основные положения Закона «О денежной системе Российской Федерации» были восприняты указанным

1 ВВС. 1992. № 43. Ст. 2406.

2 СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593; 1998. № 10. Ст. 1147.

Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

Федеральным законом. В настоящее время финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1.

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5, 10, 50, 500, 1000 руб., а также монеты достоинством от 1 коп. до 10 руб.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей тер­ритории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону.

На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для беспере­бойного проведения расчетов наличными деньгами на террито­рии РФ.

Наконец, третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения.

Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Рос­сийской Федерации2.

На Банк России возлагаются:

1) прогнозирование и организация объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкасса­ции наличных денег для кредитных организаций; 3) установле­ние признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) оп­ределение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Таким образом, управление денежной системой в РФ основано на централизованных началах и возложено на Банк России.

1 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

2 О содержании, порядке составления и утверждения Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики см. ст. ,45 Федерального за­кона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

§ 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации 687

§ 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэто­му именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации.

Указанные конституционные основы являются и основой' финансово-правового регулирования денежной системы. Есте­ственно, денежная система, учитывая многообразие и ком­плексность отношений, возникающих в сфере ее организации и обращения, является объектом правового регулирования одно­временно нескольких отраслей права, в том числе конституци­онного, гражданского, административного, уголовного. Однако базисными в данной сфере регулирования являются нормы фи­нансового права, поскольку именно они регулируют отноше­ния, связанные с самой организацией (построением, струк­турой и т.п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отно­шения в сфере денежной системы, поэтому они наиболее тесно связаны с государственными интересами и социально-экономи­ческими интересами общества.

Основными целями финансово-правового регулирования де­нежной системы РФ являются разработка и нормативно-право­вое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного, баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной эконо­мики.

Именно нормы финансового права детально регламентируют организацию денежной системы РФ. Кроме того, посредством фи­нансово-правовых норм о признаках платежеспособности денеж­ных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов, определения порядка ведения кассо­вых операций и т.п. достигается ее эффективное функциониро­вание.

К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится в настоя­щее время Федеральный закон «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)». Кроме того указанные отноше­ния регулируются нормами Федерального закона «О банках и

Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

банковской деятельности», а также Закона РФ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле».

Нормы гражданского права, регулирующие отношения права собственности на деньги. Порядок расчетов при сделках граждан­ско-правового характера также закреплен в ГК РФ. Деньги в гражданско-правовых отношениях рассматриваются в качестве объекта гражданских прав, отнесенного гражданским законода­тельством к движимому имуществу, а следовательно, являюще­гося самостоятельным объектом права собственности (ст. 128, 140 ГК РФ).

Нормы административного права призваны регулировать от­ношения ответственности за административные правонарушения в сфере денежной системы и денежного обращения. В настоящее время они получили закрепление в гл. 15 Кодекса РФ об админи­стративных правонарушениях «Административные правонару­шения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, ст. 15.2 — за невыполнение обязан­ностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Уголовное право регулирует отношения уголовной ответствен­ности за совершение таких преступлений в сфере денежной сис­темы, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), а также изготовление или сбыт поддель­ных кредитных либо расчетных карт и иных платежных доку­ментов (ст. 187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная ответст­венность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ).

Особое значение среди норм, регулирующих денежную систе­му, имеют нормы банковского права, установленные правовыми актами Банка России (как правило, в форме положений, указа­ний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный характер), обес­печивающие функционирование денежной системы посредством урегулирования конкретных вопросов финансово-технического характера (порядка изготовления денежных знаков, правил их перевозки, хранения, инкассации, установления признаков и по­рядка платежности, замены и уничтожения поврежденных де­нежных знаков и т.п.). Указанные нормы играют своеобразную роль «пускового аппарата»: уточняя и конкретизируя общие по­ложения федерального законодательства о денежной системе, они способствуют процессу их фактической реализации.

§ 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации 689

Банк России, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также «ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)», во взаимодействии с Прави­тельством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обес­печение устойчивости рубля.

Важно заметить, что, в соответствии с законодательством РФ, Банк России осуществляет свои полномочия в сфере денежного; обращения независимо от других органов государственной влас­ти. Это означает, что вмешательство других государственных ор­ганов в самостоятельную оперативную деятельность Банка Рос­сии по реализации им своей основной функции по обеспечению защиты и устойчивости рубля недопустимо.

Этому, в свою очередь, способствует закрепленное за Банком России право регулировать объем находящейся в обращении де­нежной массы, от чего зависит возможность поддержания поку­пательной способности рубля. Кроме того, обеспечение устойчи­вости рубля достигается Банком России посредством регулирова­ния учетных ставок при выдаче кредитов, определением валют­ных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них норматива обязательных резервов. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России может устанавливать ориентиры роста (т.е. ориенти­ровочные цифры) одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Одним из способов обеспечения курса рубля, применяемого Банком России, является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством примене­ния так называемого валютного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса ино­странной валюты по отношению к рублю, используя для этого свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка Рос­сии валютных интервенций, т.е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством за­щиты рубля, как указывалось, является и установление призна-.ков платежности денежных знаков, а также изъятие из обраще-;Ния поврежденных и ветхих денежных купюр. Этому способству-

'23-941

Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

ет также выпуск наличных денег (банкнот и монет), обладающих средствами защиты, т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки (фальшивомонетничества)1.

§ 3. Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег регулируется как часть совокуп­ного денежного оборота и осуществляется Банком России.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. вы­пуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их об­ращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключи­тельно Банком России. Наличные деньги являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его акти­вами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. Офици­альные сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов Банк России публикует в средствах массовой информа­ции. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении де­нежных знаков более крупных достоинств.

Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денежно­го оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государственную денеж­но-кредитную политику в области наличного денежного обраще­ния, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодейст­вуя при этом с Правительством РФ;

3) обладает эмиссионной функцией, т.е. монопольно осущест­вляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) несет ответственность за покупюрный состав денежного об­ращения.

В области наличного денежного оборота Банк России: определяет порядок ведения кассовых операций; организует изготовление банкнот и монеты; устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег; определяет признаки платежности денежных знаков; регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

§ 3. Правовые основы обращения наличных денег

1 Об основных инструментах и методах денежно-кредитной политики Банка России см. гл. VII Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Законодательством установлено, что банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (ут­ратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и мо­нету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обрат щения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежден­ные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в сред­ствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного ин­формирования направляется в Государственную Думу и Прави­тельство РФ.

В целях организации наличного денежного обращения на тер­ритории РФ, в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности денежных зна­ков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

определение порядка ведения кассовых операций.

Расчеты между физическими лицами, физическими и юриди­ческими лицами в РФ не ограничиваются.

Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подлежат ограничению. Так, 14 ноября 2001 г. Банком России принято Указание № 1050-У «Об установлении предель­ного размера расчетов наличными деньгами в Российской Феде­рации между юридическими лицами по одной сделке»1, в соответ-

Вестник Банка России. 2001. № 69.

23'

Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

ствии с которым в РФ установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

§ 4. Правовые основы безналичного денежного обращения

и расчетов

Платежи на территории России осуществляются, как указы­валось, в форме наличных или безналичных расчетов. Считается, что вторая форма расчетов появилась значительно позднее пер­вой. Ее становление и развитие напрямую связано с развитием хозяйственного оборота в государстве, возникновением и функци­онированием банков и иных кредитных организаций. Иссле­дователями установлено, что раньше чем в других странах без­наличные расчеты (посредством векселей и чеков) получили распространение в Великобритании. Здесь уже в 1775 г. функци­онировали первые специальные межбанковские организации (клиринговые палаты), осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам посредством взаимозаче­та, т.е. зачета взаимных требований нескольких субъектов.

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении из­держек обращения и т.п. Следовательно от эффективно организо­ванной и упорядоченной с помощью норм права системы безна­личных расчетов напрямую зависит не только состояние денеж­но-кредитной системы, но и в целом экономики государства.

Правовые основы безналичных расчетов в РФ закреплены фи­нансовым и гражданским законодательством. К основным источ­никам правового регулирования безналичного денежного обраще­ния относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России) (Гл. XII «Орга­низация безналичных расчетов»).

Банк России, в соответствии со ст. 80 указанного Закона, яв­ляется органом, координирующим, регулирующим и лицензиру­ющим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ.

Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандар­ты осуществления безналичных расчетов.

§ 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов 693

Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными зако­нами.

Формы безналичных расчетов определяются правилами, уста­навливаемыми Банком России в соответствии с законодательст­вом РФ. Образцы платежных документов, используемых для без­наличных расчетов на территории РФ, — платежных поручений, векселей, чеков и других — утверждаются Банком России.

В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Феде­рации.

ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ в безналичной форме расче­ты производятся между юридическими лицами. Расчеты с учас­тием граждан, связанные с осуществлением ими предпринима­тельской деятельности, также производятся в безналичном порядке.

Производятся безналичные расчеты между юридическими ли­цами и гражданами-предпринимателями, как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее: банки), в кото­рых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбан­ковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осу­ществляет через свои учреждения — расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетам осуществля­ются на основе межбанковских соглашений по корреспондент­ским счетам банков.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчет­ных документов, под которыми понимаются оформленные в виде документов на бумажном носителе или, в установленных случа­ях, электронных платежных документов:

распоряжения плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет по­лучателя средств;

распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

При осуществлении безналичных расчетов используются сле­дующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. В со­ответствии с законом к ним помимо расчетов платежными поруче­ниями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо, относятся также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установ­ленными в соответствии с ним банковскими правилами и применя­емыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) впра­ве избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, ус­тановленную законодательством.

Расчеты платежными поручениями регулируются ст. 863 ГК РФ.

При расчетах платежным поручением банк обязуется по по­ручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного пла­тельщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотрен­ный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практи­ке обычаями делового оборота.

Банком России устанавливаются содержание платежного по­ручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения ст. 866 ГК РФ предусмотрена ответственность банка.

При расчетах по аккредитиву1 банк, действующий по пору­чению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк — эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть пере­водной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняю­щему банку) произвести платежи получателю средств или опла­тить, акцептовать или учесть переводной вексель.

1 По вопросу, касающемуся практики рассмотрения споров, связанных с ис­пользованием аккредитивной формы расчетов, см. Информационное письмо Пре­зидиума ВАС РФ от 15 января 1999 г. № 39 // Экономика и жизнь. 1999. № 13.

§ 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов 695

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантирован­ные);

отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккрел*; дитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккреди­тива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантиро­ванному аккредитиву определяется по соглашению между бан­ками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изме­нен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитен­та перед получателем средств после отзыва аккредитива (ст. 868 ГК РФ). Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств (ст. 869 ГК РФ). По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккреди­тив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия испол­няющего банка. Порядок предоставления подтверждения по без­отзывному подтвержденному аккредитиву определяется по согла­шению между банками.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре. При этом аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

В соответствии со ст. 870 ГК РФ для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк докумен­ты, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий исполнение ак­кредитива не производится. За нарушение условий аккредитива установлена ответственность банка (ст. 872 ГК РФ). Так, в случае неправильной выплаты исполняющим банком денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву вследствие на­рушения условий аккредитива ответственность перед плательщи­ком может быть возложена на исполняющий банк.

Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

При расчетах по инкассо1 банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по по­лучению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (ст. 874 ГК РФ). Таким образом, расчеты, по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании рас­четных документов осуществляет действия по получению от пла­тельщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее — исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряже­нию плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в без­акцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном по­рядке). Как отмечалось, инкассовое поручение является расчет­ным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыска­ния денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному дого­вору, при условии предоставления банку, обслуживающему пла­тельщика, права на списание денежных средств со счета платель­щика без его распоряжения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения пору­чения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, которые предусмотрены главой 25 ГКРФ.

Расчеты чеками осуществляются в соответствии со ст. 877 ГКРФ.

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловлен­ное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указан­ной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юриди­ческое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он

1 По вопросу, касающемуся практики рассмотрения споров, связанных с ис­пользованием инкассовой формы расчетов, см.: Информационное письмо Прези­диума ВАС РФ от 15 января 1999 г. № 39.

§ 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов 697

вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержате­лем — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек; платель­щиком — банк, в котором находятся денежные средства чекода­теля. Таким образом, в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, другими •*"•"* законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковски­ми правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств че­кодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения уста­новленного срока для его предъявления к оплате.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями, которые могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускаю­щей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установ­ленные ГК РФ, а также может содержать дополнительные рекви­зиты, определяемые спецификой банковской деятельности и на­логовым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

Банком России, в соответствии с его полномочиями по регули­рованию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу, касающемуся безналичных расчетов, утверждено Поло­жение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 ап­реля 2001 г. № 2-П1, действующее в настоящее время с измене­ниями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 6 ноября 2001 г.2

Указанное Положение детально регулирует осущес<

Наши рекомендации