Характеристика предприятия и стратегии его развития
Поведение предприятия в целом определяется его положением в отрасли и рынке продукции. Для того чтобы обосновать стратегию развития предприятия, а также его конкурентную стратегию (которая описывается в разделе, посвященном стратегии маркетинга) необходимо описать ситуацию, сложившуюся в отрасли, и охарактеризовать позицию, занимаемую в ней предприятием. Не исключено, что руководством предприятия при решении этой задачи будет принято решение воспользоваться известной и признанной методикой М. Портера, представленной им в книге «Конкурентная стратегия».
При описании отрасли рекомендуется:
1) провести краткий исторический экскурс ее возникновения и развития до начала реализации проекта;
2) дать анализ текущего ее состояния и намечающихся тенденций в будущем;
3) оценить возможное позитивное и негативное влияние этих тенденций на предприятие;
4) охарактеризовать технологическую изменчивость, капиталоемкость и ресурсоемкость отрасли;
5) оценить уровень монополизма в отрасли;
6) описать новые достижения в отрасли, возможность появления новой продукции и рынков для нее.
При описании предприятия отражаются следующие вопросы:
1) история его создания;
2) основные достижения и неудачи в предыдущей деятельности предприятия;
3) слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства и т.д.);
4) объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств;
5) сведения о правах на имеющиеся основные средства (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;
6) информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями;
7) располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка;
8) характеристика выпускаемой продукции;
9) реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования;
10) анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период (их перечень показан в таблице 2).
Таблица 2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период
Наименование показателей | Единица измерения | За предшествующий год (период) | |||
Использование производственных мощностей | % | ||||
Среднесписочная численность работающих | человек | ||||
Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным номенклатурным группам) … темпы к предыдущему году | % | ||||
Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) | в руб. | ||||
Полные издержки на произведенную продукцию (работы, услуги), всего: в том числе: сырье, материалы, комплектующие, из них приобретенные в СКВ: топливо и энергия на технологические цели заработная плата производственных рабочих отчисления от средств на оплату труда общепроизводственные расходы общехозяйственные расходы | в руб. | ||||
5.1. | Из полных издержек: условно-постоянные условно-переменные | 1 00% % % | |||
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) всего, | в руб. | ||||
темпы к предыдущему году (в у.е.) | % | ||||
6.1. | Выручка от реализации продукции (без НДС) | ||||
6.2. | Удельный вес в общем объеме выручки неденежных форм расчетов: | % | |||
6.3. | Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок ближнее зарубежье дальнее зарубежье (включая страны Прибалтики) | 100% % % % | |||
Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога) | в руб. | ||||
Чистый доход от реализации продукции | в руб. | ||||
Рентабельность реализованной продукции (прибыль от реализации/затраты на производство) | % | ||||
Рентабельность продаж | % | ||||
Коэффициент текущей ликвидности | |||||
Коэффициент обеспеченности собственными средствами | |||||
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | |||||
Коэффициент структуры капитала | |||||
Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции | % | ||||
Срок оборачиваемости капитала | в днях | ||||
Срок оборачиваемости готовой продукции | в днях | ||||
Срок оборачиваемости дебиторской задолженности | в днях | ||||
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности | в днях |
При описании стратегии развития предприятия раскрываются следующие вопросы:
1) главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных средств, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и иные цели);
2) актуальность и новизна предлагаемого проекта;
3) соответствие имеющихся производственных мощностей прогнозируемым объемам производственной программы;
4) обоснование потребности в дополнительных, необходимых для выполнения производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);
5) необходимость остановки действующего производства (отдельных участков) на период реконструкции;
6) перечень и обоснование требуемого оборудования и технологий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции и ее потребительских характеристик;
7) обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства;
8) оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производственных площадей инженерными коммуникациями;
9) обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условия послепродажного обслуживания, гарантий и цены;
10) информация о наличии контрактных и предконтрактных договоров на поставку оборудования и проведении (намерении проведения) тендера, об условиях и о сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;
11) экологическая оценка проекта – анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их утилизации, переработки;
12) стадии проработки основных этапов проекта (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, аттестация производств в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции);
13) конкретные мероприятия по достижению заданных целей;
14) обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных средств, акций, прочие источники), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации;
15) потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлекаемых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту.
В случае нового строительства приводится описание конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей и другой инфраструктуры). Для целей подтверждения обоснованности принятых решений на предынвестиционной стадии разрабатывается обоснование инвестиций в строительство соответствующего объекта, являющееся одним из базовых документов, на основании которого осуществляется разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.