Тема 8. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукций и прибылью, - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
• более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
• определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по соответствующим счетам, финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н):
МД = П + Н.
Отсюда:
П = МД – Н.
Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):
П = К * Дс – Н,
Дс = Ц – V,
П = К (Ц - V) – Н, (1)
где V – переменные затраты на единицу продукции.
Данная формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в следующей табл. 51.
Таблица 50 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции
Показатели | Продукция А | Продукция В | ||
базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | |
Объем реализации продукции (К), ц | ||||
Цена реализации (Ц), р. | ||||
Себестоимость 1 ц продукции, р. | ||||
в том числе удельные переменные расходы (V), р. | ||||
Сумма постоянных затрат (Н), тыс. р. | ||||
Прибыль (П), тыс. р. |
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:
Пб = Кб (Цб – Vб) – Нб =
Пусл1 = Ко (Цб – Vб) – Нб =
Пусл2 = Ко (Цо – Vб) – Нб =
Пусл3 = Ко (Цо – Vо) – Нб =
По = Ко (Цо – Vо) – Но =
Общее изменение прибыли составляет:
∆Побщ = По –Пб =
в том числе за счет изменения:
а) количества реализованной продукции
∆Пк = Пусл1 –Пб =
б) цены реализации
∆Пц = Пусл2 –Пусл1 =
в) удельных переменных затрат
∆Пv = Пусл3 –Пусл2 =
г) суммы постоянных затрат
∆Пн = По –Пусл3 =
Таблица 51 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Вид продукции | Объем продаж, т | Цена 1 т продукции, тыс. р. | Переменные затраты на 1 т продукции, тыс. р. | Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. р. | ||||
базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | |
А | ||||||||
В | ||||||||
С | ||||||||
Д | ||||||||
Итого |
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П = Σ[Кобщ * Удi * (Ц - V)] - Н. (2)
Используя данные табл. 51, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пб = Σ[Кi б * (Цi б – Vi б)] - Нб =
Пусл1 = Σ[Кi б * (Цi б – Vi б)] * Iрп - Нб =
Пусл2 = Σ[Кi о * (Цi б – Vi б)] - Нб =
Пусл3 = Σ[Кi о * (Цi о – Vi б)] - Нб =
Пусл4 = Σ[Кi о * (Цi о – Vi о)] - Нб =
Пф = Σ[Кi о * (Цi о – Vi о)] - Но =
Общее изменение прибыли составит:
в том числе:
∆Пк = Пусл1 - Пб =
∆Пстр = Пусл2 - Пусл1 =
∆Пц = Пусл3 - Пусл2 =
∆Пv = Пусл4 - Пусл3 =
∆Пн = По - Пусл4 =
В маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции производится по следующей модели:
, (3)
По данным табл. 51 проведем факторный анализ рентабельности по отдельным видам продукции:
=
=
=
=
=
Общее изменение рентабельности составляет:
=
в том числе за счет изменения:
а) количества реализованной продукции
=
б) цены реализации
=
в) удельных переменных затрат
=
г) суммы постоянных затрат
=
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
. (4)
Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции (Кобщ), ее структуры (Удi), цены (Ц), удельных переменных расходов (V) и суммы постоянных затрат (Н).
Прибыль (числитель дроби) в формуле (4) при разных значениях факторов уже нами рассчитана выше. Издержки по реализованной продукции приведены в табл. 36.
Используя данные факторного анализа прибыли по модели (2) и табл. 36, произведем расчет влияния факторов на уровень рентабельности:
Изменение уровня рентабельности за счет:
а) объема продаж ∆Rк = Rусл1 – Rб =
б) структуры продаж ∆RУд = Rусл2 – Rусл1 =
в) цен ∆Rц = Rусл3 – Rусл2 =
г) переменных затрат ∆Rv = Rусл4 – Rусл3 =
д) постоянных затрат ∆Rн = Rо – Rусл4 =
Итого
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:
. (5)
Анализ рентабельности совокупного капитала производится по факторной модели:
(6)
Для расчета влияния этих факторов используем данные факторного анализа прибыли по модели (2), а также данные, приведенные ниже.
Показатели | Базисный год | Отчетный год |
1. Прибыль от реализации, тыс. р. | ||
2. Прочие доходы и расходы, тыс. р. | ||
3. Сумма балансовой прибыли, тыс. р. | ||
4. Среднегодовая сумма капитала, тыс. р. | ||
5. Выручка от реализации продукции, тыс. р. | ||
6. Коэффициент оборачиваемости капитала |
В целом фактический уровень рентабельности капитала изменился на:
в том числе за счет изменения:
а) объема продаж ∆Rк =
б) структуры продаж ∆RУд =
в) цен реализации ∆Rц =
г) переменных затрат ∆Rv =
д) постоянных затрат ∆Rн =
е) прочих доходов и расходов ∆Rвфр =
ж) коэффициент оборачиваемости капитала ∆RКоб =
Таблица 52 – Исходные данные для определения безубыточного объема продаж и зоны
безопасности предприятия
Показатели | Базисный год | Отчетный год |
1. Производственная мощность предприятия, т | ||
2. Цена изделия (р), тыс. р. | ||
3. Выручка (нетто) (В), тыс. р. | ||
4. Постоянные затраты (А), тыс. р. | ||
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), тыс. р. | ||
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер), тыс. р. | ||
7. Прибыль от реализации продукции (П), тыс. р. | ||
8. Маржа покрытия (МП = В - Зпер), тыс. р. | ||
9. Доля маржи покрытия (Дмп) | ||
10. Ставка маржи покрытия (Смп), тыс. р. |
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
Т = А : МП * 100%,
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:
Изменение точки окупаемости за счет:
суммы постоянных затрат
цены реализации продукции
удельных переменных затрат
Итого
Зона безопасности при этом увеличится (уменьшится) и составит ______%
Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат:
ЗБб =
ЗБусл1 =
ЗБусл2 =
ЗБусл3 =
ЗБо =
В целом зона безопасности предприятия увеличилась (уменьшилась) на ______%, том числе за счет изменения:
объема продаж
постоянных затрат
цены продукции
удельных переменных затрат