ВОПРОС 6. Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа

1. Значение и задачи маржинального анализа

2. Анализ связи между издержками и объемом производства продукции

3. Анализ связи между затратами, объемом продаж и прибылью

1.

Большую роль в обосновании управленческих решений в биз­несе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших эко­номических показателей: издержками, объемом производства (ре­ализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Дан­ный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан он в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производ­ства на переменные и постоянные и использование категории мар­жинального дохода.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус пере­менные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и пере­менными затратами на нее. Он включает в себя не только посто­янные затраты, но и прибыль.

Основные возможности маржинального анализа состоят в оп­ределении:

• безубыточного объема продаж (порога рентабельности, оку­паемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоян­ных и переменных затрат;

• зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

• необходимого объема продаж для получения заданной ве­личины прибыли;

• критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

• критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

· необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;

· переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

· постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

· тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продук­ции существенно не изменяются;

· эффективность производства, уровень цен на продукцию и по­требляемые производственные ресурсы не будут подвергаться су­щественным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

· пропорциональность поступления выручки объему реализо­ванной продукции.

2.

Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и по­стоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и про­дажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная пла­та, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в за­висимости от темпов их изменения подразделяются на пропорци­ональные, прогрессивные и дегрессивные.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема произ­водства и продажи продукции. Одна их часть связана с производ­ственной мощностью предприятия (амортизация, арендная пла­та, заработная плата управленческого и обслуживающего персо­нала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта про­дукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повы­шение квалификации работников и т.д.).

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции при­ходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации про­дукции, для которого определялись эти расходы.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расхо­дов представляет собой уравнение первой степени:

ВОПРОС 6. Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа - student2.ru

где У- сумма затрат на производство продукции;

а - абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период;

b - ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);

х - объем производства продукции (услуг).

3.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходи­мо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополни­тельная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состо­яние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприя­тия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

ВОПРОС 6. Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа - student2.ru

Рис. 1.Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

Разность между фактическим и безубыточным объемом про­даж - зона безопасности.

Полученную зависимость можно представить по-другому. Получим на линии X точку критического объема продаж.

Аналитический способрасчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для вывода формул используем следующие обозначения:

МР – маржинальная прибыль, определяемая как рзаница между объемом реализации (S) и переменными затратами (VC);

FC – постоянные затраты;

МРед. – маржинальная прибыль на единицу продукции – это превышение продажной цены за единицу продукции (р) над переменными затратами на единицу продукции (у);

КМР – коэффициент маржинальной прибыли – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах;

КМР(ед) – коэффициент маржинальной прибыли на единицу продукции;

ВЕР – точка безубыточности.

Точку безубыточности можно рассчи­тать как в стоимостном (руб.), так и в натуральном выражении (шт.):

ВЕР (в стоимостном выражении) = FC/KMP

ВЕР(в натуральном выражении) = FC/MPед

Наши рекомендации