Коммуникации в организации. Коммуникационные барьеры
Коммуникация- обмен информаций между двумя и более людьми.
Посредством коммуникации цели и стратегии, сформулированные на уровне высшего руководства, доносятся до исполнителей. Посредством коммуникации осуществляется контроль достижения целей и хода работ.
Уровни коммуникаций.
-Коммуникации между организацией и внешней средой.
-Внутриорганизационные коммуникации подразделяются на коммуникации между уровнями управления: восходящие и нисходящие, связанные с передачей информации, распоряжений, отчетов по цепи команд, и коммуникации между подразделениями одного уровня: горизонтальные коммуникации.
Коммуникации типа: руководитель – подчиненный и руководитель – рабочая группа. Отдельно выделяются неформальные коммуникации в организации.
В результате простраивания информационных потоков, сопровождающих деятельность организации, формируются коммуникац сети.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникац процессе индивидов с помощью информац потоков.
-Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее инфу и передающее ее.
-Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.
-Канал - средство передачи информации.
-Получатель - лицо, которому предназначена инф и которое интерпретирует ее.
Процесс коммуникации:
ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ КОММУНИКАЦИЙ:
межличностных
n преграды обусловленные восприятием
n семантические барьеры
n невербальные преграды
n плохая обратная связь
n неумение слушать
организационных
n искажение сообщений
n информационные перегрузки
n неудовлетвори-тельная структура организации
15. Группы в организации: сущность, классификации, факторы эффективного функционирования.
Группа (Марвин Шоу) – это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.
Классификация групп осуществляется по нескольким основаниям:
а) по признаку ведущей совместной деятельности: производственные, управленческие, учебные, спортивные, семейные и т. п.;
б) По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).;
в) В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые;
г) по признаку цели существования:
• целевые группы. Они созданы для достижения определенной цели. Например, группа, работающая над общим проектом, может распасться после его завершения или приступить к работе над новым;
• функциональные группы могут быть многоцелевыми, они ориентированы на долговременное выполнение определенной функции;
• группы по интересам могут возникать не только на основе общих хобби и увлечений, например группы альпинистов или коллекционеров, но и на основе стремления к усовершенствованию методов и средств производства, к саморазвитию, повышению качества профессиональной деятельности;
• дружеские группы объединяют приятных, симпатичных, интересных друг другу людей;
• референтные группы - это реальные или идеальные группы, которые являются носителями эталонного поведения. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.
Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.