Коммуникационные барьеры и их преодоление.

На пути коммуникаций имеются многочисленные барьеры (помехи), которые снижают эффективность информационного обмена. Эти барьеры существуют на организационном и межличностном уровнях.

Организационные барьеры связаны с недостатками в структуре организации и действующих процедурах, а также с характером корпоративных ценностей. При движении информации внутри организации смысл сообщений может непреднамеренно или с умыслом искажаться. Организационные коммуникации могут быть улучшены путем планирования информационных потоков, использования различных систем обратной связи, организации сбора предложений от персонала, выпуска различных информационных материалов и применения современных информационных технологий.

При межличностных коммуникациях помехи могут быть связаны с различием в восприятии одного и того же в силу характера и воспитания человека, его национальности и т.д. Из-за негативного отношения друг к другу по каким-то причинам можно «не услышать» идею полностью или частично. Люди по-разному могут воспринимать информацию, поскольку она может затрагивать личные интересы человека и т.д.

Люди часто не умеют слышать собеседника и поэтому не воспринимают полностью информацию. Надо показать собеседнику, что вы заинтересованы в разговоре и уважаете его мнение. Задавайте уточняющие вопросы, резюмируйте договоренности, те же мысли высказывайте другими словами, чтобы достичь полного понимания друг друга. Не перебивайте собеседника, избегайте нравоучений, не вступайте в спор, не оскорбляйте людей.

Информационная система менеджмента.

Факультативный раздел для самостоятельного изучения.

Тема 9. Организация эффективной командной (групповой) работы.

Ставка на группы в современном менеджменте.

Команда – это коллектив из нескольких человек, осуществляющих совместную деятельности для достижения определенных целей. Отличительной чертой команды является сплоченность, способность работать как единое целое. Плохо взаимодействующие люди, ориентированные в основном на индивидуальные цели, не являются командой. Группой подход позволяет использовать знания и возможности всех работников для решения новых и сложных проблем, стоящих перед организацией.

Различные типы команд.

В организации существуют различные виды формальных и неформальных групп, которые показаны на рисунке. Формальные группы создаются по воле руководства, а неформальные возникают спонтанно в результате контактов между людьми. Самоуправляемые рабочие группы сочетают качества формальных и неформальных групп.

Неформальная организация
Руководящие группы
Рис. Образование и виды формальных и неформальных групп.

 
  Коммуникационные барьеры и их преодоление. - student2.ru

Н е ф о р м а л ь н ы е г р у п п ы

 
 
Самоуправляемые рабочие группы

Этапы развития группы.

Группа в своем развитии проходит пять этапов: формирование, смятение, нормирование, выполнение работы, расформирование. На стадии сформирования происходит отбор членов команды для решения определенной задачи, и люди начинают знакомиться друг с другом. Для стадии смятения характерно возникновение конфликтов внутри группы и проявление личных амбиций. Выявляются также различия в ценностях и нормах поведения. В это время лидер должен побуждать членов группы дискуссии и взаимопониманию. На стадии нормирования участники приходят согласию относительно распределения ролей, формируются внутренние взаимосвязи, эффективность работы возрастает. Лидер способствует формированию командных норм и ценностей. На стадии «выполнения работы» между участниками происходит активное прямое общение для решения возникающих проблем и достижения целей. На стадии расформирования группа заканчивает работу и распускается.

Наши рекомендации