Показатели системы социального обслуживания в России
1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | |
Дома ребенка В них детей, тыс. В том числе сироты, оставшиеся без попечения родителей, тыс. Детские дома В них детей, тыс. Дома- интернаты для детей В них детей, тыс. Школы-интернаты общего типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В них детей, тыс. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья В них детей, тыс. Учреждения для детей-инвалидов В них детей, тыс. Учреждения для престарелых и инвалидов В них проживающих, тыс. Численность инвалидов, всего тыс. | 18,5 4,3 42,4 36,0 29,3 242,1 | 18,3 10,5 55,4 31,0 28,0 199,5 | 19,3 14,1 72,3 29,3 26,5 198,2 |
Источники: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 212; Здравоохранение в России. Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2001.С. 176.
Условия предоставления социальных услуг определены Федеральными законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.). Услуги муниципальных и государственных учреждений по уходу и социальной реабилитации предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
■ гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;
■ гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
■ гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
■ несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:
■ гражданам пожилого возраста, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, и получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок на уход, в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;
■ гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Остальным категориям граждан пожилого возраста и инвалидов социальные услуги оказываются на условиях полной оплаты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание. Размеры платы за социальное обслуживание устанавливаются органами местного самоуправления. Социальное обслуживание в стационарных условиях является по общему правилу бесплатным. Однако в ряде субъектов Российской Федерации установлено правило, что лица, проживающие в стационарах, должны отчислять определенную часть пенсии в счет оплаты предоставляемых услуг и питания.
Источниками государственного финансирования социального обслуживания являются средства региональных и местных бюджетов. Государственная статистика приводит данные о бюджетных расходах в целом на социальную политику и не вычленяет в них затраты на финансирование учреждений социального обслуживания и на выплату пособий и субсидий. По имеющимся оценкам, бюджетные ассигнования на содержание сети учреждений социального обслуживания составляют 0,2% ВВП.
В деятельности системы социального обслуживания в нашей стране имеются проблемы, требующие решения. Надомное обслуживание престарелых и инвалидов включает узкий перечень предоставляемых услуг и рассчитан на людей с умеренной неспособностью к самообслуживанию. При более серьезных физических и психических недостатках людей предпочитают направлять в стационарные учреждения. В результате доля лиц, находящихся на постоянном постельном режиме, в общей численности проживающих в стационарах для взрослых, составляла, по данным за 1998 г., лишь 36%. А уход за людьми в стационарных условиях обходится государству дороже, чем уход на дому. Условия проживания в стационаре и предоставляемое обслуживание невысокого качества и очень часто унижают достоинство людей, вынужденных находиться в таких стационарных учреждениях.
Финансирование социального обслуживания ориентировано на воспроизводство сложившейся сети государственных и муниципальных учреждений и структуры их расходов. Сметный порядок предоставления бюджетных ассигнований не создает у этих учреждений стимулов к поиску путей повышения эффективности использования ресурсов. Выделение и расходование бюджетных средств являются непрозрачными для получателей услуг. Привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг, финансируемых государством, носит ограниченный и, как правило, эпизодический характер. Механизм контрактирования социальных услуг на основе конкурсов с участием государственных, муниципальных и негосударственных организаций почти не применяется. Сотрудничество органов исполнительной власти и местного самоуправления с благотворительными и религиозными организациями в организации предоставления социальных услуг развито слабо и то по преимуществу в крупных городах.
Согласно "Основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством Российской Федерации в июне 2000 г., в сфере социального обслуживания приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора.
Решение этих задач потребует:
1) перейти от сметного порядка государственного финансирования учреждений социального обслуживания к финансированию за согласованные объемы оказываемых услуг;
2) использовать конкурсный порядок распределения государственного (муниципального) заказа на оказание социальных услуг и обеспечить равенство прав на участие в конкурсах для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
3) в перспективе внедрить систему выбора и оплаты социальных услуг самими их потребителями за счет средств, перечисляемых им государством на индивидуальные социальные счета; предоставить потребителям право выбирать услуги в пределах определенного перечня у любых государственных (муниципальных) и негосударственных организаций, имеющих лицензию на их предоставление;
4) развивать формы соединения ресурсов государства с частными благотворительными ресурсами в обеспечении социального обслуживания нуждающихся;
5) обеспечить прозрачность при распределении бюджетных ассигнований и средств благотворительных организаций;
6) создать систему оценки качества предоставления социальных услуг государственными (муниципальными) и негосударственными организациями и систему оценки эффективности расходования бюджетных средств в социальном обслуживании.
Реализация этих мер будет стимулировать повышение качества предоставляемых услуг и структурные изменения в системе социального обслуживания, в частности замещение относительно более затратного стационарного обслуживания менее затратным предоставлением услуг в дневных стационарах и на дому.
Контрольные вопросы
1. Измерение результатов социального обслуживания представляется чрезвычайно сложным. Означает ли это бессмысленность постановки вопроса о сопоставлении затрат и результатов в этой сфере?
2. Какие представления о социальной справедливости обусловливают участие государства в финансировании и предоставлении социальных услуг?
3. Согласны ли вы с утверждением, что лучший для государства способ исправления неравенства в получении социальных услуг – не вмешиваться в предоставление таких услуг, а перераспределять доходы в пользу неимущих? Аргументируйте свою позицию.
4. Сравните преимущества и недостатки государственных учреждений и негосударственных благотворительных организаций в предоставлении социальных услуг престарелым, инвалидам и др.
5. В какой мере элементы рыночного механизма приемлемы для использования в общественной системе социального обслуживания? Есть ли существенная разница в этом отношении между стационарным социальным обслуживанием и обслуживанием на дому?
Литература
Основная
Пантелеева Т.С., Червякова ГА. Экономические основы социальной работы. М: Владос, 1999.
Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 117-133.
Дополнительная
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1998.
Flinn R., Pickard S., Williams G. Contracts and the Quasi-market in Community Health Services // Journal of Social Policy. 1995. Vol. 24. N 4. P. 529-550.
Kobayashi R. Developing Health and Long Term Care for a More Aged Society // Family, Market and Community. Equity and Efficiency in Social Policy / Social Policy Studies. N 27. Paris: OECD, 1997. P. 189-205.
Social policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Vickerstaff. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 1999. P. 344-376.