Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов

Орган дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный, суд вправе в соответствии c процессуальным законодательством Российской Федерации поручить аудитору или, аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов:

· возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;

· принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;

· дела, подведомственного арбитражному суду.

Будут ли аудиторы содействовать правоохранительным органам?

Использование аудита правоохранительными органами предполагает, прежде всего, оказание содействия судьям, органам дознания, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Это, в частности, объясняется тем, что одним из квалификационных требований к аудитору является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании и наличие стажа по экономической или юридической специальности (ч. 2 ст. 15 Закона № 119-ФЗ).

Привлечение правоохранительными органами аудитора в качестве специалиста обусловлено, прежде всего, наличием у него специальных экономических знаний, т.к. юридическими знаниями и практическим стажем в большей мере обладают сами дознаватели, следователи, прокуроры и судьи.

Несмотря на то, что аудитор в соответствии со своей квалификацией может приглашаться как специалист в области бухгалтерского учета, его положение не соответствует квалификации эксперта-бухгалтера, который проходит не только специальную подготовку, получает соответствующую квалификацию эксперта-бухгалтера, но и обладает более широкими познаниями в области как процессуального, так и специального законодательства. (Положение об организации подготовки и повышении квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, утвержденное Приказом Минюста России от 15 июня 2004 г. № 112).

Аудит как форма использования специальных бухгалтерских знаний может использоваться в правоприменительной практике, и такие возможности вытекают из действующего законодательства.

Так, органам расследования преступлений, совершаемых в сфере экономики, необходимо иметь в виду, что одним из источников информации об обстоятельствах совершенного преступления все же могут служить результаты аудиторской деятельности (аудиторские заключения), которые являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Закон № 119-ФЗ регламентирует проведение обязательного ежегодного аудита (ст. 7). Данное обстоятельство может помочь правоохранительным органам при сборе документальной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, с которой были связаны противоправные деяния подследственных лиц.

При этом органу расследования, кроме информации, полученной из контролирующих органов, следует произвести выемку документов (аудиторское заключение, приложения к нему, рабочую документацию), относящихся к расследуемому периоду, в аудиторской организации или у индивидуального аудитора, которые обязаны их хранить.

В соответствии с ч. 3 ст. 183 УПК РФ выемка предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну, производится органом расследования с санкции прокурора.

Кроме того, при расследовании экономических преступлений аудиторы могут привлекаться в качестве специалистов для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств как лица, обладающие специальными экономическими знаниями. При этом в отношении них соблюдаются требования ст. 71 УПК РФ, а также ч. 1 ст. 12 Закона № 119-ФЗ.

Более широкому использованию возможностей аудита может способствовать внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" относительно взаимодействия с правоохранительными органами в процессе расследования преступлений, что будет способствовать эффективному решению задач правовой политики российского государства и защите экономических прав граждан.


Наши рекомендации