Простой расчет суммы покрытия и анализ продуктовых групп


Таблица 18


Продуктовая группа А В С Сумма
тыс. ДМ % тыс ДМ % тыс. ДМ % тыс ДМ V.
Выручка от реализации - переменные затраты 500 300 100 60 300 150 100 50 100 70 100 700 900 520 100 58
= Сумма покрытия
- Постоянные затраты            
= Прибыль (производственный результат)            

Для того чтобы получить информацию о выгодности отдель­ных видов продукции, следует образовать продуктовые группы с учетом структуры затрат на продукцию. В рамках отдельной про­дуктовой группы они имеют примерно одинаковый характер изме­нения в производстве и/или сбыте.

Поскольку на отдельные продукты относят только переменные атраты, логично запасы готовой продукции и незавершенное про-зводство оценивать тоже только по величине переменных затрат, аким образом, постоянные затраты в оценке запасов готовой про-укции и незавершенного производства не учитываются.

В табл. 19 видна ранжированная последовательность продук-овых групп. Степень выгодности отдельных продуктовых групп оказывает величина суммы покрытия в процентах от выручки. 1родуктовая группа с самыми высокими значениями суммы пок-ытия в процентах от выручки имеет ранг, равный единице. За ей следуют другие продуктовые группы.

Таблица 1 9 Ранжирование продуктовых групп

Продуктовые группы Сумма покрытия, %
1.В 2 А ЗС 50 40 30

Показатель суммы покрытия в процентах от выручки являет-я вспомогательным инструментом принятия решений, ориенти-юванным на рынок. Если форсировать продажу продуктов с бо-iee высокими значениями сумм покрытия в процентах от выруч-и, то предприятие получит более высокие суммы покрытия, а начит, и более высокую прибыль. Поэтому удельный показа-ель суммы покрытия, выраженный в процентах, -важный регу-1ирующий параметр на предприятии. Планирование производ-тва и сбыта должно ориентироваться на этот критерий, чтобы >ыл достигнут оптимальный производственный результат.

С точки зрения маркетинга интерес представляют еще и дру-ие критерии, лежащие в основе группировки показателей. С целью овершенствования управления сбытом следует определять сле-1ующие суммы покрытия:

1) по клиенту;

2) на одного торгового представителя;

3) на километр пробега автотранспорта;

4) по региону сбыта;

5) на один машино-час работы оборудования;

6) на единицу загрузки узкого места.

Выводы

Если продвигать на рынок продуктовые группы, имеющие более высокие значения удельной суммы покрытия в про­центах от выручки, то накопленная величина всех сумм покрытия возрастает быстрее, чем при продвижении про­дуктовых групп, имеющих более низкие значения удель­ной суммы покрытия в процентах от выручки Этот вывод важен так потому, что от накопленной величины всех сумм покрытия зависит, насколько быстро в течение хозяйствен­ного года могут быть покрыты постоянные затраты пред­приятия Как мы уже установили при анализе величин в точке безубыточности, только в таком случае возможен пе­реход предприятия в зону прибыли

Простой расчет суммы покрытия и анализ продуктовых групп - student2.ru 5.3. ПОЧЕМУ БОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

При простом расчете сумм покрытия все постоянные затраты объединяются в общий блок. Практика, однако, показала, что часть постоянных затрат можно соотнести со специальными базовыми величинами. Поэтому в блоке постоянных затрат выделяют не­сколько уровней.

Мы будем различать до пяти уровней постоянных затрат:

1) по продуктам;

2) по группам продуктов;

3) по местам возникновения;

4) по подразделениям;

5) по предприятию в целом.

Однако разделение постоянных затрат на пять уровней тре­бует больших усилий. На мелких и средних предприятиях доста­точно использовать две группы постоянных затрат, чтобы улуч­шить процесс принятия решений.

В этом случае мы разделяем постоянные затраты на специ­альные и общие. Специальные постоянные затраты могут быть прямо распределены на отдельные группы продуктов. К ним от­носятся, например, постоянные затраты отделов маркетинга и сбыта, производства и материально-технического обеспечения.

Специальные постоянные затраты определяются для всех групп продуктов в соответствии с использованными мощностями. В качестве базового показателя в производстве служат нормо-часы, а в других подразделениях - время, затраченное по отдель­ным группам продукции. Базовым показателем может быть также вес произведенных продуктов в килограммах.

Общие постоянные затраты не имеют прямой связи с отдель­ными продуктовыми группами. К ним относятся, например, посто­янные затраты на управление предприятием - затраты финансо­во-экономических служб, отдела контроллинга, администрации.

Общие постоянные затраты учитываются только в графе сум­мирования. Поскольку не существует прямой связи постоянных затрат с отдельными группами продукции, то не делается и по­пытка соотнести эти затраты с данными группами

Двухступенчатый расчет сумм покрытия в комбинации с анали­зом продуктовых групп представлен в табл. 20. Здесь выделены две суммы покрытия. Вычитая переменные затраты из выручки от продаж, получаем сумму покрытия 1. Затем величины суммы пок­рытия 1 отдельных продуктовых групп уменьшаем на величины спе­циальных постоянных затрат, что дает в результате сумму покры­тия 2 по отдельным группам продуктов, которая является еще од­ним важным регулятором для руководства и менеджеров предпри­ятия. Из общей суммы покрытия 2 вычитаются общие постоянные затраты, что дает в итоге производственный результат, или при­быль. Поскольку данные краткосрочного расчета должны быть взя­ты из системы расчетов затрат и результатов, а не из финансовой бухгалтерии, лучше говорить о производственном результате.

Таблица 20

Наши рекомендации