Определение объемов и источников инвестиций
Вы должны составить список всех затрат, необходимых для начала реализации проекта. Данный список нужен ТОЛЬКО для Вас в саму форму проекта его не вставляем. Определите, откуда Вы будете получать инвестирование (кредитор, инвестор, вложение собственных средств, получение субсидирования). Данный список можно сделать в виде следующей таблицы.
Таблица вспомогательная №1
Наименование инвестиций | Сумма инвестиций | Источники инвестиций |
Пример
Наименование инвестиций | Сумма инвестиций, руб. | Источники инвестиций |
Оргтехника и мебель (нужно расписать) | грант | |
Расходные материалы | (собственные средства) | |
Программное обеспечение | грант | |
Аренда помещения (6 мес.) | грант | |
Методическая литература | грант | |
Реклама | 12800(грант)+43600 (собственные средства) | |
Коммуналка и зарплата в 1 месяц | (собственные средства) | |
Итого |
Итого: объем инвестиций = 400 000 руб., из них:
Собственные средства = 33000+43600+23400 = 100000 руб.
Грант (субсидия) = 300000 руб.
Если необходим кредит, его тоже необходимо учесть в объеме инвестиций. Необходимо отразить его в табл.1.1 и таблицу 1.2 расписать по поступлениям кредита и выплатам по основному долгу и процентам.
Необходимо уточнить банк или лизинговую компанию, в которой будете получать заемные средства, узнать условия кредитования (ставки и сроки), запросить график погашения платежей с учетом первоначального взноса или без его отсутствия.
Полученные данные переносим в таблицы 1.1. и 1.2. формы бизнес - проекта.
ПАРАМЕТРЫ ПОТРЕБНОСТИ В СОБСТВЕННЫХ, ЗАЕМНЫХ И СРЕДСТВАХ СУБСИДИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1. Источники инвестиций для начала реализации бизнес-проекта (руб.) (пример)
№ п/п | ||
1. | Общая стоимость затрат, необходимых на реализацию проекта, всего | 620000 (сумма 1.1-1.3) |
1.1. | Из них за счет собственных средств | |
1.2. | Потребность в заемных средствах (кредите) (графа 9 строки 4 таблицы 1.2.) | |
1.3. | Потребность в субсидии для начинающих предпринимателей |
1.2. Характеристики потребности в заемных средствах (кредите) (руб.)
№ п/п | Вид заимствования | по кварталам 2014 | Всего | |||||
1. | Кредит привлечен (планируется привлечь) в _______ (наименование финансово-кредитной организации) под % годовых, сроком на _ года | |||||||
1.1. | Поступление кредитных средств | |||||||
1.2. | Выплаты основного долга и процентов по кредиту | |||||||
2. | Лизинг привлечен (планируется привлечь) в ________ (наименование лизинговой компании), сроком на ____ . | |||||||
2.1. | Поступление объектов лизинга, за исключением первоначального взноса и выплат по лизинговым платежам | |||||||
2.2. | Выплаты по первоначальному взносу за объекты лизинга всего | |||||||
2.3. | Выплаты по лизинговым платежам, за исключением первоначального взноса | |||||||
3. | Займ привлечен (планируется привлечь) у _______ (наименование субъекта, представившего займ), сроком на _____. | |||||||
3.1. | Поступление займов | |||||||
3.2. | Выплаты основного долга и платы за использование займов. | |||||||
4. | Итого поступление заемных средств (стр.1.1.+стр.2.1.+стр.3.1.) | |||||||
5. | Итого выплаты за использование заёмных средств (стр.1.2+стр.2.2.+стр.2.3.+стр.3.2.) |
Технико-экономическое обоснование проекта
Технико-экономическое обоснование проекта (резюме): (МАКСИМУМ 2 СТРАНИЦЫ, заполняем после всех экономических расчетов)
Описание бизнеса
Начинаем со слов: «Данный бизнес-проект предполагает открытие … бизнеса»
Ø Укажите наименование предприятия, организационно-правовую форму (ООО, ИП), географическое положение и т.д.
Ø Укажите учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
Ø Кратко опишите основной вид деятельности предприятия
Ø Если у Вас разработана миссия, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия можете вставить в ТЭО.
Актуальность и обоснование БП
Ø Обозначить существующую на данный момент проблему (отсутствие или недостаток социально-значимых продуктов, товаров или услуг в вашем городе, районе, селе…). Укажите потребности рынка, которые требуют удовлетворения, потребности населения или предприятий.
Ø Показать, как Ваш бизнес может решить данную проблему. Привести результаты исследований, опросов проведенных вами или взятых из других источников, подтверждающих значимость выбранного Вами вида предпринимательской деятельности, его актуальность. Покажите методы удовлетворения потребностей. Нужно ответить на вопрос: что я могу предложить для решения проблемы? Почему мой бизнес будет востребован?
Ø Продумайте близость источников сырья, рабочей силы, инфраструктуры (транспортной, коммунальной и т.д.), близость к рынкам сбыта.
Описание товарной политики и сбытовой политики:
Ø Опишите Ваш товар или услугу. Постарайтесь представить, как выглядит Ваш товар в глазах покупателей: дизайн, свойства, упаковка, качество, доступность и удобство, гарантии, дополнительный сервис (гарантия, ремонт, оформление в кредит, установка, обслуживание, наличие сертификатов и лицензий).
Ø Опишите, что получит покупатель за свои деньги - потребительские характеристики продукции (услуги) и их преимущества перед конкурентами.
Ø Опишите Вашего конечного потребителя (это физические лица В2С (возраст, пол, уровень дохода, особенности) или юридические лица В2В (род деятельности)). Если уже есть конкретные покупатели, укажите их наименование. Опишите различные группы покупателей для каждого продукта.
Ø Укажите основной ассортимент предлагаемых Вами товаров или услуг для различных сегментов покупателей.
Ø Покажите Ваши конкурентные преимущества, приведите выводы позиционирования товара или услуги.
Если есть образцы, фотографии, всё вставляйте в приложения кбизнес - проекту, в резюме делаете только ссылку на эти приложения.
Ø Как и через кого собираетесь продавать Вашу продукцию/услугу? Почему выбрали именно эти каналы? Укажите конкретные мероприятия по продвижению.
Ø То есть должна быть выстроена логическая цепочка: Какой товар или услуга у меня есть? – Кому я это продаю/предлагаю? – Как я это буду делать? Как буду продвигать свой товар?
Выводы по анализу рынка
Ø Укажите Ваших конкурентов (укажите полное название ООО или ИП, в какой области они с Вами конкурируют, почему Ваши товары или услуги лучше?) Укажите их сильные и слабые стороны.
Ø Укажите Ваших поставщиков (укажите полное название ООО или ИП, что поставляют, почему выгодно работать с ними? (если уже есть договоренности с конкретными поставщиками, вставьте договора поставки в приложение к бизнес плану и напишите об этом в ТЭО).
Характеристика инициатора проекта (факторы успеха)
Ø Здесь необходимо показать, что у Вас достаточно опыта и знаний для начала предпринимательской деятельности и реализации Вашего бизнес проекта. Укажите Ваше образование, имеющийся опыт работы, дополнительные знания и навыки, полученные в процессе переобучения или повышения квалификации. Нужно обязательно отразить, если у Вас есть договоренности об аренде, закупке оборудования, есть производственные мощности, оформлены сертификаты и лицензии, необходимые для реализации проекта, может уже вложены свои средства. Возможно, есть партнеры, которые более опытные в данной сфере, у которых есть первоначальный капитал. Возможно, у Вас есть договоренности и поддержка администрации, клиентская база. Покажите себя с лучшей стороны!
Перспективы бизнеса
Ø Опишите Ваше видение на развитие бизнеса, в ближайший год, в ближайшие 3-5 лет. Нужно показать, что Вы видите все возможные пути развития ситуации, Вы оцениваете риски и видите возможности.
Значимость проекта
1. Покажите инновационную значимость Вашего проекта/товара/услуги (что нового для Вашего населенного пункта, района, региона, страны Вы можете предложить)
2. Покажите социальную значимость Вашего проекта/товара/услуги:
· нужно написать, сколько Вы берете работников в начале реализации проекта, затем указать увеличение численности по годам! Здесь Вы должны доказать, что Ваш бизнес улучшит социальную обстановку в Вашем районе – обеспечит занятость населения.
· нужно написать, сколько составит среднемесячная заработная плата сотрудников в начале реализации проекта, затем показать динамику по годам! Здесь Вы должны доказать, что Ваш бизнес будет способствовать росту уровня жизни населения в Вашем районе.
· нужно показать, что Вы будете производить социально-значимые продукты или услуги, которые позволят населению экономить время, получать более качественные или дешевые продукты.
3. Покажите экономическую значимость Вашего проекта/товара/услуги. В этот раздел Вы вставляете следующие показатели избизнес - плана:
Ø Объём планируемой выручки за 3 года реализации проекта (можно расписать по годам, показать динамику). Таблица 2.3.
Ø Объём затрат на реализацию проекта. Таблица 2.6
Ø Потребность в инвестициях, сумму инвестиций (собственные средства+заемныйкапитал+субсидия)
Ø Показатели чистой прибыли за 3 года реализации проекта (можно расписать по годам, показать динамику). Пункт 3.1.
Ø Индекс доходности. Пункт 3.2.
Ø Срок окупаемости. Пункт 3.3.
Эти показатели должны доказать, что Ваше предприятие будет рентабельным и окупит вложенные инвестиции за разумный срок!
4. Покажите бюджетную эффективность:
Ø Период возврата субсидии в виде налоговых и неналоговых платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Вы должны доказать, что выделяемая субсидия на начало деятельности вернется в бюджет за период реализации проекта в виде налоговых и неналоговых платежей
Ø Период возврата субсидии в виде налоговых и неналоговых платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды (пункт 3.4.)
Характеристика планируемых затрат на запрашиваемую субсидию (таблица 2.1)
Здесь Вы должны обосновать необходимость получения гранта, и расписать требуемые суммы:
ü 300 000 руб. – те, кто идет на грант;
Суммы должны быть расписаны предельно корректно, поскольку по ним Вы будете отчитываться!!!
Итоговая сумма в таблице не должна превышать 300000 руб.
Еще раз подумайте, какое оборудование, работы, материалы Вам необходимо закупить на свои средства (чтобы Вы могли подтвердить расходы собственных средств), и на, что Вы будете тратить грант, учитывая, что грантовые деньги имеют строго целевое назначение (их можно тратить только на направления, которые указаны в Постановлении). Согласно календарному плану, посмотрите, какие затраты первичны, а какие нет, если работать начинаете без гранта, то будьте внимательны при отнесении расходов. Обратите внимание: сначала вложили свои деньги (на что потратили, подумайте, что купить в первую очередь, зная, что в дальнейшем у Вас поступит грант), получили грант – несете новые расходы (на что?).
Пример:
N п/п | Наименование затрат | Цена за единицу, (руб.) | Количество | Сумма, (руб.) |
1. | Приобретение основных и оборотных средств | |||
1.1. | Приобретение автомобиля "Соболь" (оплата части стоимости) | |||
2. | Оплата расходов по разработке проектно-сметной документации | Х | ||
3. | Оплата стоимости аренды помещения, используемого для осуществления предпринимательской деятельности | Х | ||
4. | Приобретение и оплата услуг по сопровождению программного обеспечения | Х | ||
5. | Приобретение методической и справочной литературы | Х | ||
6. | Оплата расходов на получение лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации | Х | ||
7. | Оплата расходов на получение патента и (или) свидетельства о регистрации авторских прав | Х | ||
8. | Изготовление и (или) размещение рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах) | Х | ||
9. | ИТОГО | Х | Х |
Планируемые показатели производства и реализации продукции
Таблица 2.2. - это исходная точка расчета всего бизнес проекта, её нужно заполнять предельно внимательно и вносить туда актуальные и просчитанные результаты.
Для этого предварительно необходимо разработать производственный план проекта.
При формировании производственной программы важно учитывать следующие параметры:
1. Проблемы с транспортной доступностью, доставкой сырья, оборудования.
2. Условия работы с поставщиками (под реализацию, под отгрузку), требования к реализации продукции.
Если у Вас уже есть договоры с поставщиками или контрагентами - приложите их к БП.
3. Потребность в сырье и оборудовании.
Необходимо рассчитать какой объем продукции Вы сможете выпускать на имеющихся мощностях и какое количество оборудования Вам нужно закупить для выполнения производственной программы.
Столбец 3 «Наименование продукции»– здесь прописываем весь ассортимент (все виды услуг, ассортимент товаров)
Столбец 4 «Единица измерения»– единицей измерения может быть шт., литры, куб.м. и т.д.
Столбец 5 «Объем реализации»- здесь необходимо учесть брак, порчу, а также товарные запасы. Не всю произведенную продукцию Вы сможете сразу же продать. Необходимо рассчитать сколько из произведенной продукции Вы сможете реализовать. Возможно, реализация будет составлять 90-95 % выпуска продукции
Столбец 6 «Цена»- цена должна быть обоснованной и конкурентоспособной. Учитывайте цены конкурентов, себестоимость продукции.
Столбец 7 «Выручка от реализации продукции»= объем реализации (Столбец 5 Х Цена реализации (Столбец 6)
Планируемые показатели реализации продукции (работ, услуг) (пример)
№ п/п | Кварталы/ Годы | Наименование продукции (работ, услуг): | Ед. изм. | Показатели реализации | ||
Объем реализации (ед.) | Цена реализации (руб./ед.) | Выручка от реализации (руб.) | ||||
1/2014 | Перевозка грузов на автомобиле | тонн | ||||
1. | Всего за 1/2014 | |||||
2/2014 | Перевозка грузов на автомобиле | тонн | ||||
Всего за 2/2014 | ||||||
3/2014 | Перевозка грузов на автомобиле | тонн | ||||
3. | Всего за 3/2014 | |||||
4/2014 | Перевозка грузов на автомобиле | тонн | ||||
4. | Всего за 4/2014 | |||||
Перевозка грузов на автомобиле | тонн | |||||
5. | Всего за 2015 | |||||
Перевозка грузов на автомобиле | тонн | 345,6 | ||||
6. | Всего за 2016 | |||||
7. | Итого |
Обоснование расчетной части показателей реализации продукции (работ, услуг) (не более 2-х страниц)*
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
* Обоснование должно включать в себя следующие разделы: (берем из раздела Маркетинга)
а) исследование конъюнктуры рынка:
Ø Провести анализ конкурентов, сильных и слабых сторон конкурентов, цен на продукт.
Ø Определить емкость рынка и оценить Вашу долю рынка (потенциальную или реальную). Т.е. если емкость рынка товаров 100% (в денежном эквиваленте – 10 000 000 руб.), весь рынок продукции между собой делят 5 организаций в разных соотношениях (30%, 40%, 15%, 10%, 5%), то нужно оценить, сколько это примерно в денежном эквиваленте. Это соответственно 3000000, 4000000, 1500000, 1000000, 500000 рублей.
Ø Изучить потребителей и покупательскую способность. Какой сегмент покупателей будет приносить Вам самые большие доходы, в каком сегменте стоит еще провести стимулирующие мероприятия. Показать, какой товар, Ваша «дойная корова», а какой «звезда» или «вопросительный знак», т.е., что сейчас приносит деньги, а на что Вы делаете ставку в будущем.
б) планирование ассортимента:
Ø Объяснить, почему именно такой товар решили производить, описать увеличение ассортимента в будущем, какие предпосылки для этого есть.
Ø Здесь нужно указать, есть ли сезонное влияние на Ваш товар или услугу, если да, то, как Вы будете планировать Ваш ассортимент в сезонные колебания.
Ø Возможно, в начале проекта Вы начнете работать с одним видом товаров, а дальше будете развивать новую линейку и откажетесь от первоначального варианта.
в) оценка конкурентоспособности:
взять из анализа товарной политики (позиционирование товара, по каким параметрам Ваш продукт имеет конкурентное преимущество;
г) планирование цены:
Ø объяснить формирование цены: затратный способ (постоянные и переменные издержки), с оглядкой на конкурентов, на основе эксклюзивности;
Ø Нужно учесть рост инфляции в последующие годы
Ø Какие цены Вы установите на продукцию (выше или ниже конкурентов, почему?). Когда закладывали цену, учитывали труднодоступность местности, плотность населения, наличие конкурентов?
д) прогнозирование величины продаж:
Ø Объяснить, как рассчитали объемы реализации: т.е. показать, сколько единиц продукции продается в день, в неделю, в месяц, в квартал в начале проекта. Т.е. Вы должны показать Ваши продажи (прогнозировать спрос на Вашу продукцию в первую очередь по пессимистическому прогнозу), затем объяснить на основании чего объемы были повышены или снижены.
Ø Объемы продукции могут меняться в зависимости от сезонности.
Ø Также Вы можете в последующие периоды закупать новое оборудование, нанимать дополнительных работников, что по итогу должно повысить объемы реализации.
Ø Вы должны учесть Ваше развитие, Вас постепенно начнут узнавать и пользоваться Вашим продуктом, что тоже отразиться на объеме продаж
е) портфель заказов:
Ø текущие заказы на год (какие заказчики или потребители уже есть, может уже были выполнены работы для какого-то или кто-то уже покупал Ваш товар). Напишите, на какую сумму Вы получили заказы;
Ø среднесрочные заказы на 1 - 2 года (аналогично, пропишите Ваши потенциальные заказы, их сумму);
Ø перспективные заказы на период более 2 лет (опишите Ваших потенциальных Заказчиков, какой объем реализации они могут Вам обеспечить).
Текущие заказы по возможности подкрепляются копиями договоров.
Планируемые показатели поступления доходов (таблица 2.3)
Данная таблица показывает все поступления в организацию за 3 года в виде выручки, инвестиций и прочих поступлений.
Начинаем заполнять со строки 1.2. Из таблицы «Вспомогательная №1» берем сумму вложений собственных средств, учитывая период, в котором они будут вложены.
Аналогично делаем по заемным средствам и грантовым. Заполняем соответствующие суммы в периодах, в которых они поступят.
Пример заполнения:
№ | по кварталам 2014 | Итого | ||||||
стр. | ||||||||
Планируемые доходы, | ||||||||
в т.ч.: | ||||||||
1.1. | выручка от | |||||||
реализации | ||||||||
продукции (работ, | ||||||||
услуг) | ||||||||
(строки 1- 7 графы 7 табл.2.2.) | ||||||||
1.2. | Поступление собственных средств | |||||||
1.3. | Поступление заемных средств | |||||||
1.4. | Поступление субсидии для начинающих предпринимателей | |||||||
1.5. | Иные поступления |
* сумма граф 3-8 по строке 1 должна соответствовать сумме строк 1.1.-1.5. по графе 9
Налоговое окружение (таблица 2.4)
* | Название налога | База | Период | |
Ставка % | ||||
УСН | доход - расход | квартал | 15 (10) | |
УСН | доход | квартал | ||
Патент | ... | ... | ||
ЕНВД | ... | ... | ... | |
ЕСХН | … | … | … | |
Общая система налогообложения | … | … | … |
* отметить нужный пункт V
Расшифровка расчетов указанной системы налогообложения на период
реализации бизнес-проекта.
Заполняете только те строки, которые относятся к Вашей организации. Если работает по УСН 6 %, значит, заполняете только эту строку.