Влияние маркетинга на финансовые результаты
Фирма, базирующая свою деятельность на принципах маркетинга, разрабатывает программу по новым товарам, производство и сбыт которых она намечает осуществить в результате маркетинговых исследований рынка.
Маркетинг представляет собой процесс, целью которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателей. Не пытайтесь сбывать то, что вам удалось выпустить, а производите то, что у вас безусловно будет куплено – вот основополагающий принцип маркетинга. Другими словами, работа предприятия на принципах маркетинга меняет философию производителя товаров или поставщика услуг. Вместо производства продукции в возможно большем объёме, не думая о продаже её потребителю, надо суметь экономично произвести такой объём продукции, который обязательно будет реализован.
Опыт зарубежных фирм свидетельствует, что успех на рынке продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от использовании маркетинга, ориентированного на установленный платёжеспособный спрос, т.е. на потребителя.
Сбытовая деятельность в маркетинге состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются.
Схематично концепцию сбыта и маркетинга можно выразить следующим образом.
Концепция сбыта:
Товары→Сбыт и стимулирование продажи→Получение прибыли за счёт увеличение объёма продаж.
Концепция маркетинга:
Потребители→Интегрированный маркетинг→Получение прибыли путем удовлетворения потребностей покупателя.
При маркетинге достижение целей производства происходит через оценку и удовлетворение требований потребителей. Маркетинг создаёт условия для выхода на рынок.
Основные принципы маркетинга:
- всеобщая нацеленность, т.е. ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей;
- надо знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар;
-максимально приспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования предприятия. Выпускать такой товар, который ждет потребитель, т.е. производить то, что продается;
-воздействовать на рынок на потребительский спрос с помощью всех доступных средств для его формирования необходимых для предприятия направлениях;
- развивать и поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований, технических и хозяйственных проблем и в первую очередь по совершенствованию и повышению качества продуктов и услуг;
- организовать доставку товаров в таких количествах, в такое время и в такое место, которое больше всего устраивало бы конечного потребителя;
- обеспечить целевое управление процессом: научные разработки – производств – реализация – послепродажное обслуживание;
- не опаздывать с выходом на рынок новой, особенно высоко качественной продукции;
- разбивать рынок на относительно однородные группы потребителей (осуществлять сегментацию рынка); ориентироваться на те сегменты, в которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями; выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом покупателей и их потребностями;
- завоевывать рынок товарами наивысшего качества и надежности;
- добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышений технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих услуг;
- оказывать помощь и содействие торговым посредникам, обеспечивать их складами готовой продукции, помогая в решении технических проблем и обучении персонала;
- ориентировать стратегии маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка,;
- использовать в максимально возможной мере организацию управления по товарному принципу, что способствует приобретению персоналом высокопрофессиональных навыков управления производством и сбытом конкретных видов продукции, повышает ответственность руководителей за работу на отдельных товарных рынках.
Главное в маркетинге – целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности. Цель маркетинга – обеспечение высокой рентабельности производства и реализации производственных товаров.
Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов. Целевая ориентация и комплексность маркетинга – это слияние в один поток всех составляющих в маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах, как правило, на 5 -7 лет.
Лекция №10.