Финансы. Государственный бюджет. Внебюджетные фонды
ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
финансы. Государственный бюджет. Внебюджетные фонды
В процессе экономической деятельности у отдельных предпринимателей, в отраслях, в сферах и в народном хозяйстве страны в целом образуются различные денежные фонды (средства). Система образования, распределения и использования этих денежных фондов для обеспечения расширенного (нормального) воспроизводства называется финансами.
Термин «финансы» с латыни означает «платеж», «доход». Впервые его начали использовать торговцы в средневековой Италии, в дальнейшем этот термин стал применяться для обозначения денежных ресурсов.
Совокупность денежных (экономических) отношений, возникающих между государством и производственными структурами, государством и регионами, государством и слоями населения - физическими и юридическими лицами - по поводу движения денежных ресурсов, представляет собой финансовые отношения.
Следует отметить, что не все денежные отношения являются финансовыми. К ним не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен. Например, розничный товарооборот, оплата транспорта, бытовых, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег.
Финансовые отношения и обслуживающие их специальные учреждения (Министерс'тво финансов, банки, казначейства, налоговые службы) в единстве образуют финансовую систему государства. Материальной основой финансов является производство. В современных условиях финансы - это совокупность централизованных, государственных фондов денежных средств, денежных фондов домохозяйств, предприятий-фирм, отраслей и сфер.
Различают следующие виды финансов: финансы населения, финансы предприятий-фирм, финансы отраслей, финансы сфер и финансы государства. Финансы предприятий-фирм являются основой всех видов финансов.
Финансы населения образуют доходы отдельных граждан и семей. Финансы предприятий-фирм, отраслей и сфер формируются за счет прибыли и различных поступлений.
Финансы государства являются централизованными финансами, а других - децентрализованными финансами.
Совокупность социально-экономических мер государства
по использованию централизованных денежных ресурсов есть
финансовая политика государства. Она выполняет мобилизационные, распределительные и контрольные функции.
Мобилизационная функция проявляется в поступлении денежных средств на государственные нужды, которые существенно влияют на развитие общества.
Распределительная функция связана с перемещением доходов из сферы производства в иные сферы хозяйствования. Государство распределяет и перераспределяет ВВП и НД в интересах задач, стоящих перед обществом.
Контрольная функция заключается в том, что финансовый контроль и государственный аудит направлены на обеспечение динамичного развития государственного и частного предпринимательства.
Финансовая система состоит из двух частей: "Государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный (федеральный) бюджет - главное звено финансовой системы, являющееся централизованным фондом денежных средств, находящихся в распоряжении правительства. Он выступает как финансовый план, состоящий из доходов и расходов. Через него распределяется до 40% национального дохода.
К доходам относятся налоги (прямые и косвенные), проценты по кредитам, доходы от прибыли предприятий, от приватизации, от ценных бумаг, госпошлины, гербовый сбор и т.д. Главным источником госбюджета являются налоги. Они составляют до 85% всех доходов, а остальные - неналоговые (дивиденды, доходы от сдачи в аренду и т.д.).
К расходам относятся затраты на содержание аппарата госуправления, на вооружение, госзакупки товаров и услуг, на образование, здравоохранение, социальные пособия, на инновационные технологии, выплаты по госдолгу, предоставление кредитов и т.д.
Расходы носят целевой и безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием. Основное требование к бюджету - сбалансированность, т.е. равенство доходной и расходной частей.
Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений есть бюджетная система.
Структура бюджетной системы любой страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. Двухъярусную структуру - государственный и местный бюджет - имеют страны с унитарным устройством. США, ФРГ и Россия, являющиеся странами федерального устройства, имеют трехъярусную бюджетную структуру: государственный, региональный (субъектов РФ или штатов) и местный (бюджет земли).
В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:
- федеральный бюджет;
- 21 бюджетов субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;
- около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно. Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства.
Следовательно, государственный бюджет является не только бюджетом центрального (федерального) правительства, но и представляет собой совокупность всех уровней государственных и административно-территориальных властей. Задачей всех бюджетов является реализация экономических функций государства. Все виды бюджета состоят из доходной и расходной частей.
В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть административно-территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы - это налог на имущества предприятий, местные налоги, налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д. Они поступают в соответствующие бюджеты.
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов.
Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета.
Субвенции - средства строго целевого назначения, передаваемые в нижестоящие бюджеты.
Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.
К бюджету государства относятся также различные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет. Эти фонды находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. В России существует более 30 государственных внебюджетных фондов, образованных за счет целевых отчислений, а в США насчитывается более 800_ подобных фондов. К ним относятся: федеральный дорожный фонд, фонд развития таможенной системы, фонд развития налоговой системы и налоговой службы, фонд борьбы с преступностью, экологический фонд и т.д. Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования образуют единый социальный фонд.
Все эти целевые фонды с госбюджетом РФ образуют консолидированный государственный фонд денежных средств РФ.
Такие фонды расширяют возможности вмешательства государства в происходящие социально-экономические процессы, минуя бюджет и парламентский контроль. Следовательно, посредством внебюджетных средств государство сглаживает остроту бюджетного дефицита и стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.
19.2. Государственныйдолг и его виды
Соотношение доходов и расходов характеризуется понятием бюджетного дефицита и бюджетного излишка.
Бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами. Обратная ситуация - превышение доходов над расходами - есть бюджетный излишек (профицит).
Бюджетный дефицит по международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Он покрывается внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг (облигаций), ужесточением налогообложения, займов у внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд страхования, фонд занятости), а также эмиссией денег, что может привести к инфляции.
Впервые существование бюджетного дефицита у нас было признано в 1989 г. (127 млрд р.). До 1995 г. главным источником финансирования бюджетного дефицита были кредиты Центробанка, затем для покрытия дефицитов госбюджета начали использовать механизм внутренних займов населения и коммерческих банков через продажу краткосрочных и долгосрочных облигаций и казначейских обязательств. Также были начаты операции по продаже золотых слитков с выдачей соответствующих сертификатов. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета явились выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центробанк РФ).
Накапливающиеся каждый год дефициты бюджета в совокупности образуют государственный долг. В зависимости от срока погашения государственный долг делится:
•на основной (долгосрочный долг) - 5 лет и свыше. При этом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть представлена к оплате до истечения оговоренного срока;
• текущий - до 1 года. При этом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
С учетом размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг - это займы государства у населения в форме продажи государственных ценных бумаг (облигаций), государственных казначейских векселей, кредитов Центробанка правительству и т.д. В России внутренний долг возрос до 25.6% ВВП. Покрытие государственного внутреннего долга осуществляется за счет госбюджета и путем выпуска государственных ценных бумаг.
Внешний государственный долг - это -одалживание денег у других государств и международных финансовых организаций (МВФ, Мировой банк, Парижский клуб, Лондонский клуб). У России внешний долг составляет примерно 150 млрд долл., а задолженность иностранных государств России - более 140 млрд долл. Это в основном развивающиеся страны. После реструктуризации из 60 стран-должников у нас осталось 10. Крупнейшие из них: Куба - 28 млрд долл., Монголия - 18, Вьетнам - 17, Индия - 16, Сирия - 11 млрд долл. и т. д.
Следует отметить, что во всем мире считается нормальным явлением, когда дефицит бюджета составляет около 3%ВВП. Он должен покрываться за счет внутренних и внешних источников.
Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов РФ возложено на центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ.
Погашение государственного долга и процентов по нему проводится или путем рефинансирования - путем выпуска новых займов, чтобы рассчитаться по облигациям "старых займов, или путем конверсии и консолидации.
Конверсия - изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов или превращение займа в долгосрочные иностранные инвестиции. В данном случае иностранные кредиторы должны приобрести недвижимость или участвовать в совместном вложении капитала и т. д. В итоге в стране увеличивается иностранный капитал без поступления в страну денежных ресурсов.
Консолидация - изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства переходят в долгосрочные и среднесрочные при взаимном согласии заемщика и кредитора.
19.3. Налоги: сущность, принципы, функции и способы изъятия
В условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает роль налогов.
Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги составляют основную долю госбюджета (в развитых странах до 90%). Еще до К.Маркса была теоретически доказана необходимость взимания налогов в любом обществе. Они оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, т. е. используются государством на его нужды и являются безвозмездными.
Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. Имущество или доход, подлежащие налогообложению, являются объектами налога. Субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано уплатить налоги. Источник налога - доход, из которого выплачивается налог. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Она определяется в виде твердой ставки (на тонну, штуку, партию товара и т.д.), процента (налоговая квота), прогрессивной ставки, растущей по мере возрастания дохода, регрессивной, снижающейся по мере роста дохода.
Объект налога - доход или имущество с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.).
Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налоги.
Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога.
Система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством называется налогообложением.
Важнейшими принципами налогообложения являются:
• единые налоговые ставки для субъектов независимо от вида деятельности;
• равнонапряженность налогового изъятия;
• гибкость;
• открытость и гласность в использовании налогов;
• адресность и целевой характер;
• отсутствие двойного налогообложения, однократность налогообложения;
• стабильность, простота, доступность и определенность;
• обязательность санкций за неуплату;
• заблаговременность установления;
• учет национальных и территориальных интересов;
• учет иностранного опыта.
Налоги выполняют три функции: фискальную, социальную и экономическую (регулирующую, стимулирующую, распределительную).
Фискальная функция является основной. Государство из налогов формирует денежные фонды для содержания госаппарата, армии, развития науки и техники, защиты окружающей среды и т.д.
Социальная функция - это поддержка пожилых, детей, больных граждан и т. д.
Экономическая функция - это воздействие налогов на развитие производства и социально-экономические процессы в стране: предоставление некоторых льгот малому бизнесу, фермерским _хозяйствам и т. д. В этой функции проявляются регулирующая, стимулирующая и распределительная роли налогов.
Налоги взимаются следующими способами: кадастровым, на основе декларации и у источника.
Кадастровый способ (от слова «кадастр» - таблица, справочник) - это взимание налога дифференцированно по объектам по определенному признаку, что указывается в специальных справочниках. При этом величина налога не зависит от доходности объекта (например, налог на владельцев транспортныхсредств).
Взимание налога на основе декларации осуществляется по Документу, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Примером может служить налог на прибыль.
Источника взимание налога производится до получения —дохода, и получателю дохода этот доход поступает уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических и юридических лиц (налог на прибыль (доход) предприятий).
Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги, взимаемые с конкретного физического или юридического лица. Это налоги на доходы и имущество. К ним относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль, налоги на землю, дом, налоги на перевод капиталов за рубеж и т. д.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Они устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. К ним относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины на наследство, на сделки с недвижимостью, с ценными бумагами. При этом цена товара или услуги растет.
НДС взимается во всех странах мира, кроме Австралии, США и Швеции. При этом его уровень по отдельным странам не превышает 25%.
Фактически НДС - это налог на потребителей. Он взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров. В условиях свободных цен ничто не мешает продавцам компенсировать НДС за счет роста цен. В России НДС введен с 1 января 1992 г. и охватывает практически все виды товаров и услуг. При этом на продукты питания и детские изделия НДС установлен до 10%, а по остальным товарам, работам и услугам - 20%.
Акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон его охвата невелик – это винно-водочные изделие,пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия/меха и т.д. После
изъятия акциза оставшаяся прибыль в цене должна обеспечитьпредприятию не менее 25% рентабельности.
Налоги поступают в центральный федеральный и местные бюджеты по установленным правилам. Наиболее высокие налоги в Скандинавских странах и Швейцарии.