Организация и роль финансового менеджмента на предприятии
В зависимости от масштаба, формы собственности и разнообразия видов деятельности предприятия его система управления финансами может иметь достаточно сложную структуру.
Особенности формирования и условия получения финансовых ресурсов, направления и методы их распределения могут значительно различаться в зависимости от:
♦ масштабов хозяйственной деятельности;
♦ стадии жизненного цикла развития предприятия;
♦ организационно-правовых форм ведения бизнеса и т. д.
Учитывая масштабы деятельности (объем выпускаемой и
реализуемой продукции, вложенного капитала, число работников и т. п.), выделяют крупные, средние и малые предприятия. Размер предприятия оказывает непосредственное влияние как на требуемые объемы финансовых ресурсов и разнообразие финансовой деятельности, так и на организационные формы реализации финансового управления, а также уровень его специализации.
По стадии развития, или фазе жизненного цикла, выделяют предприятия, проходящие пору «рождения», «роста», «зрелости» и «старения». В зависимости от стадии развития предприятия будут иметь различные потребности в финансировании, возможности привлечения капитала, уровни риска и т. д. На стадиях «рождения» и «роста» предприятиям требуются значительные объемы финансовых ресурсов. Такие предприятия осуществляют агрессивную финансовую политику по привлечению денежных средств, реинвестируют полностью или большую часть полученных доходов обратно в бизнес. В то же время на стадиях «зрелости» и «старения» потребности в финансовых ресурсах стабилизируются на некотором уровне, при этом большая часть из них может покрываться за счет собственных средств. Учет и понимание особенностей стадии развития конкретного предприятия позволяют более эффективно организовать и осуществлять управление его финансами.
Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных организационно-правовых формах. Выбор организационно-правовой формы юридического лица тесно связан с устанавливаемой собственниками и менеджментом компании стратегией развития, источниками и формами привлечения инвестиций, планами реинвестирования и распределения доходов, задачами управления.
Несмотря на разнообразие форм организации и ведения бизнеса, существующих в отечественной и зарубежной практике, все они являются разновидностями и могут быть отнесены к одной из следующих:
♦ единоличное владение
♦ товарищество, или партнерство
♦ акционерное общество, или корпорация
С экономической точки зрения главными различиями между основными юридическими формами предпринимательской деятельности являются:
♦ распределение дохода;
♦ ответственность по обязательствам;
♦ распределение рисков;
♦ осуществление контроля над бизнесом;
♦ передача прав собственности;
♦ способность привлекать финансовые ресурсы.
Единоличное владение, как следует из названия, является собственностью одного лица и неотделимо от владельца. Активы, обязательства и доходы такой фирмы являются активами, обязательствами и доходами ее владельца. Финансирование возможно либо из собственных средств владельца, либо за счет средств, которые он получает от третьих лиц. Владелец отвечает своим имуществом по всем обязательствам своей фирмы, несет все возможные риски, т. е. ответственность его неограниченная. Единоличное владение прекращается со смертью владельца.
Партнерство отличается от единоличного владения только более широким кругом владельцев. Партнеры, как и единоличный владелец, несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Партнер не может передать свою долю владения другому лицу без согласия остальных партнеров. Если один из партнеров умирает или решает оставить фирму, она должна быть реорганизована. Финансирование партнерства осуществляется либо из собственных средств партнеров, либо за счет займов.
Корпорация, в отличие от других форм организации, характеризуется тем, что ее владельцы (акционеры) несут ограниченную ответственность по ее обязательствам. Ответственность владельцев ограничена суммами, которые они внесли в капитал корпорации путем приобретения определенного числа ее акций. При этом собственники (акционеры) обычно не участвуют непосредственно в деятельности корпорации и не принимают управленческие решения. Управление осуществляют профессиональные менеджеры, которых нанимает совет директоров или правление, выбранное акционерами.
Вследствие разделения собственности и управления корпоративная форма обладает рядом преимуществ. Доля капитала, представленная акциями, может быть легко передана от одного собственника к другому, и поэтому срок ее существования фактически неограничен. Корпорация может наращивать свой капитал путем выпуска новых акций, при этом число ее акционеров может быть достаточно велико. Как правило, корпорациям со значительным объемом собственного капитала гораздо проще привлекать дополнительные финансовые ресурсы в форме займов.
Платой за все эти преимущества являются недостатки корпоративной формы организации бизнеса:
♦ сложность учреждения и регистрации, более строгое регулирование деятельности со стороны законодательства;
♦ двойное налогообложение (налогом облагаются как прибыль корпорации, так и доходы собственников в виде дивидендов и прироста капитала в случае продажи акций);
♦ возможность поглощения или потери контроля над бизнесом в результате покупки контрольного пакета акций;
♦ проблема агентских отношений.
Несмотря на указанные недостатки, корпоративная форма является наиболее приемлемой и эффективной для большинства средних и крупных предприятий.