Вопрос 1. Понятие и признаки государства и права. Предназначение государства и права в современных условиях
CОВРЕМЕННОЙ OF MODERN ЭКОНОМИКИ ECONOMY
Министерство образования Российской Федерации
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
СТУДЕНТУ - ВЫПУСКНИКУ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
(ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ)
Автор-составитель: Виноградов А.В.
Москва -2007
Вопрос 1. Понятие и признаки государства и права. Предназначение государства и права в современных условиях.
Государство и право есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации.
Процесс становления государства и права имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Общество — это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Общество возникло примерно 3-4,5 млн. лет назад. Государство возникло намного позже, примерно 5-6 тысяч лет назад.
Причины возникновения государства:
• Необходимость совершенствования управления
усложняющимся обществом, что связано с развитием экономики,
ростом численности населения, разделением общества на классы и
т.п.
• Необходимость организации крупных общественных работ
(строительство ирригационных систем, дорог, водопроводов и проч.).
• Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых
классов и социальных групп.
• Необходимость поддержания в обществе порядка, в том числе
и правопорядка.
• Необходимость ведения завоевательных и оборонительных
войн.
Причины, или условия формирования государственности заложены в самих общественных отношениях. Первоначально, на заре возникновения, социальная организация основывалась на присваивающей экономике (охота, рыболовство и собирательство, т. е. на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые находил у природы.
Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой «неолитической революции» начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей.
Овладение культурой земледелия, скотоводства и обработки металла дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), т. е. начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесла, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности.
Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество.
Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В результате в механизме регулирования общественных отношений особую роль занимает государство, которое представляет собой организацию политической власти, содействующей преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определённой территории.
Государство — это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.
Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство — это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.
В публичном смысле государство — универсально значимая власть, призванная охранять права и свободы личности, обеспечивать безопасность граждан и общества в целом, устанавливать законность и правопорядок.
В функциональном смысле государство — способ регулирования и упорядочения общественных отношений.
Назначение и сущность государства состоят в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти — охрана прав и свобод гражданина, обеспечение гражданского мира и согласия.
Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.
1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права. Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.
2. Наличие определенной территории, т. е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится подданными или гражданами данного государства. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т. д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.
3.Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени.
Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками.
Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью.
Во-вторых, публичная власть является представительной, осуществляет свою деятельность от имени народа.
В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти — признание народом права управлять им и согласия подчиняться этой власти. Необходимо отличать легитимность власти от её легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.
4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально незащищенных слоев населения.
5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.
Верховенство государственной власти внутри страны означает:
• во-первых, распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
• во-вторых, признание общеобязательными только установленных государством правил поведения и обеспечение их системой юридических гарантий;
• в-третьих, возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.
Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.
Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет — источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.
Следовательно, государственный суверенитет — это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.
На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях — рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского Союза рамками права Европейского Союза.
6. Система права. Государство — это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.
Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и политических условиях. С появлением государства формируются правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, более конкретные, в отличие от старых).
Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим правилам.
Право существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало правила поведения — обычаи, сложившиеся в силу принадлежности члена общества к данному коллективу, неотделимости от него отдельного индивида.
Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в которых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех (неравенство как возможная форма взаимоотношений между людьми вообще не осознавалось); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда и т.п.
Обычаям было чуждо деление на права и обязанности, они воспринимались как долг, т.е. общественное требование, осознанное каждым членом коллектива в качестве личной задачи. Личное и общественное в обычае — единое целое. Обычаи охранялись запретами — табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, могло повлечь гнев богов. Поэтому обычаи были неразрывно связаны с религиозными представлениями.
Новые обычные нормы, возникающие в период разложения первобытнообщинного строя, противоположны духу примитивного социального равенства, свойственного старым обычаям, они пробивают брешь в родовом строе, утверждают дух фактического неравенства. Например, нормы обычаев, защищающие кредитора против должника, повсеместно принимались органами родовой организации еще до того, как возникло государство. Основная масса норм первобытнообщинного строя утрачивала свою силу, Так как она отражала естественно сложившуюся коллективность, переставшую существовать с возникновением классов. Часть норм приспосабливалась к интересам имущего меньшинства. Даже при сохранении формы обычая его существо в корне менялось. Например, в талионе «око за око», «зуб за зуб») была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, означающее классовое неравенство.
Обычаи, санкционированные государством, становились обычным правом.По мере того как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие нормы, содержащиеся в обычном праве, нормами своей законодательной деятельности. Поэтому только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писаными законами государства.
Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем — предписания, защищающие интересы политических сил, находящихся у власти, санкционирующие социальное неравенство людей. Таким образом, наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, являясь воплощением воли государства, политики сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.
Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали норм общественных объединений) присущими только ему специфическими признаками.К их числу относятся:
Общеобязательность — право является единственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства.
Формальная определенность — нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей.
Обеспеченность исполнения принудительной силой государства.
Многократность применения — нормы права обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество раз.
В современном обществе право и государство неразделимы, взаимосвязаны, взаимообусловлены. Они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.
Долгое время в России господствовала позиция, по которой главенство отдавалось государству (этатистский подход). О значении права для государства говорили в основном в смысле использования законов для осуществления государственных функций. В последние годы акцент делается на роли права по отношению к государству. Отсюда приобрела значение теория и практика построения правового государства.
Правовое государствомыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Поэтому формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности.
Завершение создания правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с повышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.