Анализ подходов к оплате труда на примере оплаты труда автослесаря.
Согласно представленным документам в приложениях 1 и два на предприятии СООО "Автомобильный дом"Энергия ГмБх" несет собой цель по усилению материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда, повышению качества работ и выполнения производственных планов РЦГ.
Работник обязан сдать экзамен, по итогам которого каждому работнику присваивается тарифный разряд, соответствующий его образованию, званию и сложности выполняемых работ.
Все виды работ делятся на четыре категории:
1 Категория: ТО автомобилей, несложные работы по замене неисправных деталей.
2 Категория: слесарный ремонт средней сложности, который требует регулировочных работ не требующие спец. оборудования и частичной разборки агрегатов.
3 Категория: слесарный ремонт высокой сложности, который требует разборки и регулировки агрегатов при помощи спец. инструмента, снятие и регулировка агрегатов рулевого управления.
4 Категория: диагностические и регулировочные работы с использованием спец. оборудования, замена частей электронных систем, ремонт, электрической проводки, диагностические работы ДВС и замена узлов и агрегатов ДВС.
Расчет по выполнению норма часа, для каждого вида работ, произведен на заводе "Даймлер АГ", что приведено в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Квалификационный разряд | Категория сложности работы | |||
Техник | 4э |
Слесарь 6-го разряда обязан выполнять работы 4 категории, а при их отсутствии 4,3,2,1 категорий.
Слесарь 5-го разряда обязан выполнять работы 3 категории, а при их отсутствии 2,1 категории.
Слесарь 4 разряда обязан выполнять работы 2 категории, а при их отсутствии 1 категории.
Слесарь 3-го разряда обязан выполнять работы 1 категории.
Тариф выполнения работ, выполненных слесарем/техником назначается согласно таблице в зависимости от квалификационного разряда сотрудника и категории сложности выполненной работы.
Работникам РЦГ устанавливаются сдельные расценки согласно таблице 2.7.
Таблица 2.7
Наименование | 4Э | ||||
Часовая тарифная ставка, руб. | 10,38 | 11,49 | 13,26 | 20,99 | 24,30 |
На предприятии СООО "Автомобильный дом "Энергия ГмБх"
установлена сдельная система оплаты труда, котораяпредполагает расчет общей заработной платы за месяц по выражению:
Озпм=(ЧТС1*tн1)+(ЧТС2*tн2)+ (ЧТС3* tн3)+(ЧТС4* tн4)+(ЧТС4э* tн4э) (2.1)
где Озпм - общая заработная плата за истекший месяц.
ЧTCп – часовая тарифная ставка руб./час. по данной категории;
tнп – норма часы выполненные работником в течении месяца по данной категории.
Так же присутствуют прочие выплаты:
· денежные выплаты поощрительного характера, призванные стимулировать работников к достижению более высоких результатов в труде.
· доплата по обслуживанию автомобиля клиента за пределами города Минска в размере 20% от стоимости 1-го км при выезде для оказания технической помощи за каждый км пробега.
· доплата при оказании услуг обслуживанию автомобилей клиента в пределах города Минска, составляет 13 руб. за 1 км.
· оплата рабочих дней по графику во время командировок в связи с обучением производится из размера средней заработной платы работника за предыдущие два месяца.
· оплата за работу в выходной день по графику производится в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь.
Выплата заработной платы производится два раза в месяц:
- 25-го числа отчетного месяца, аванс.
- 10-го числа месяца, следующего за отчетным, окончательный расчет.
В качестве примера рассмотрим расчет заработной платы работника Лазука Д.В..Норма выработки за ноябрь месяц работника составила 138 часов (выработка по категориям представлена в таблице 2.8), при этом он отработал фактически 168 часов рабочего времени.
Таблица 2.8
Наименование категории. | 4Э | ||||
Часовая тарифная ставка | 10.38 | 11,49 | 13,26 | 20,99 | 24,30 |
Выработка часов по категориям | 65,4 | 30,3 | 25.1 | 17.8 |
Его заработная плата вычислялась по формуле (2.1) работником в течении месяца по данной категории.
Следовательно Озпм = (10.38*65,4) + (11.49*30.3) + (13.26*25.1) +
(20.99*17.8) + (24.3*0) =1733.447 р.
Так же мы можем проанализировать уровень зарплаты на протяжении полутора лет в таблице 2.9
Таблица 2.9
Месяц | Январь 2015 | Февраль 2015 | Март 2015 | Апрель 2015 | Май 2015 | Июнь 2015 | Июль 2015 | Август 2015 | Сентябрь 2015 |
Зарплата | 602р. | 610р. | 745р. | 793р. | 800р. | 1036р. | 1189р. | 1098,4р. | 1345р. |
Месяц | Октябрь 2015 | Ноябрь 2015 | Декабрь 2015 | Январь 2016 | Февраль 2016 | Март 2016 | Апрель 2016 | Май 2016 | Июль 2016 |
Зарплата | 987р. | 1311р. | 734р. | 627р. | 621р. | 752р. | 801р. | 900р. | 1108р. |
График 2.1
Выводы: проанализировав данные из таблицы 2.8 и графика 2.1 мы можем понят, что работа слесаря по ремонту автомобилей имеет сезонный характер. Основное проседание уровня заработной платы приходится на зимний период времени. Это связанно в первую очередь тем, что 1).во многих странах Европы на зимний период времени приходятся рождественские и новогодние праздники и отпуска (Россия, Германия и т.д.), в Беларуси многие предприятия и фирмы так же предоставляют, в начале января, своим сотрудникам отпуск, что ведет за собой уменьшение поставок продукции и уменьшение международных перевозок, что в свою очередь ведет к уменьшению износа транспортных средств, 2). многие водители, жалея свои машины, оставляют их на стоянках и в гаражах, боясь, что погодные условия и химические препараты могут нанести вред кузову и прочим агрегатам транспортного средства и так же они предпочитаю меньше совершать поездки боясь попасть в аварии из за погодных условий.
Все это ведет к уменьшению обращений клиентов на предприятие, а так как в СООО "Автомобильный дом"Энергия Гмбх" существует сдельная оплата труда, в результате этого уровень зарплаты автослесаря падает, что ведет к снижению уровня жизни и социальной незащищенности работника.
Во избежание в будущем подобных сезонных колебаний зарплат работников, в зимние месяцы можно порекомендовать проводить акции по уменьшению стоимости за ремонт, а так же на запасные части и расходные матерьялы транспортных средств.
Глава 3 Совершенствование оплаты труда СООО "Автомобильный дом"Энергия ГмБх"
Проведя анализ работы ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» можно сделать вывод, что рабочий процесс организован на высоком уровне, сервис предоставляет широкий спектр услуг, специалисты сервиса выполняют свою работу качественно. Тем не менее, руководителю сервиса можно принять ряд мер, которые, помогут повысить эффективность работы ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ».
Главным мотивом в увеличению производительности труда, а так же в стимулировании работников повышать свою квалификацию, вследствие чего повысится качество предоставляемых услуг, является оплата труда. Я считаю что следует пересмотреть сдельные расценки по категориям.
В настоящее время существуют следующие расценки (представлены в таблице 3.1) для слесаря по ремонту автомобилей РЦГ.
Общее количество часов выработки за ноябрь месяц по цеху составило 1375 ед. Из них:
481,25 по 1-й категории;
412,5 по 2-й категории;
275 по 3-й категории;
137,5 по 4-й категории;
68,75 по 4Э категории.
В результате общий заработок составил по категориям:
1-я 4995,375 р.,
2-я 4739,625 р.,
3-я 3646,5 р.,
4-я 2886.125 р.,
4Э-я 1670.625 р.
Всего заработано 17938,25 р.
Таблица 3.1
Наименование | 4Э | ||||
Часовая тарифная ставка, руб. | 10,38 | 11,49 | 13,26 | 20,99 | 24,30 |
Однако при проведении опросов, проводимых в течении последних полутора лет среди клиентов, было выяснено, что для клиента предпочтительнее обслуживание поломок по более высоким категориям, за которые они готовы платить более охотно. Многие постоянные клиенты стали таковыми благодаря более сложному ремонту, проводимому на СТО.
Так же прибыль отдела запасных частей в 70% случаев продажи запчастей пришлась на 3, 4 и 4Э категории.
В результате этого я пришел к выводу, что необходимо повысить оплату норма часа для категорий с более сложным видом работ, таких как 3,4,4Э. Уменьшить норма час для работ с более легким видом работ 1,2 (как представлено в Таблице 3.2).
Таблица 3.2
Наименование | 4Э | ||||
Часовая тарифная ставка, руб. | 9,5 | 10,5 | 15,1 | 21,3 | 3,1 |
Это будет стимулировать автослесарей предприятия к повышению своей квалификации (разряда), что приведет к увеличению работников, которые могут обслужить клиента по высоким категориям ремонта. В следствии чего СТО может "переманить" непостоянных клиентов у конкурентов.
Вторым изменением, которое я хочу предложить, это поменять сдельную труда на сдельно премиальную на примере слесаря по ремонту автомобилей Лазука Д.В.(в последующем работник). Норма выработки за ноябрь месяц работника составила 138 часов (выработка по категориям представлена в таблице 3.3), при этом он отработал фактически 168 часов рабочего времени.
Его заработная плата вычислялась по следующему выражению:
Озпм=(ЧТС1*tн1)+(ЧТС2*tн2)+(ЧТС3*
tн3)+(ЧТС4* tн4)+(ЧТС5* tн4э) (3.1)
где Озпм - общая заработная плата работника за истекший месяц;
ЧTCп – часовая тарифная ставка руб./час. по данной категории;
tнп – норма часы выполненные работником в течении месяца по данной категории.
Таблица 3.3
Наименование категории. | 4Э | ||||
Часовая тарифная ставка | 10.38 | 11,49 | 13,26 | 20,99 | 24,30 |
Выработка часов по категориям | 65,4 | 30,3 | 25.1 | 17.8 |
Следовательно Озпм = (10.38*65,4) + (11.49*30.3) + (13.26*25.1) +
(20.99*17.8) + (24.3*0) =1733.447 р.
Я предлагаю ввести премию работникам цеха, норма выработки которых будет составлять не менее 80% от фактически отработанного времени, при этом они обязаны будут заработать не менее 90 норма часов. Премия будет составлять 10% от заработной платы работника за истекший месяц. И будет вычисляться соответственно по выражению:
Озпсп= Озпм +Пзвн (3.4)
где Озпсп - общая заработная плата работника с премией за истекший месяц;
Озпм - общая заработная плата работника за истекший месяц;
Пзвн - премия работника при выполнении условий работодателя.
Пзвм вычисляется по выражению:
Пзвн = (Озпм \100)*10 (3.5)
где Пзвн - премия работника при выполнении условий работодателя;
Озпм - общая заработная плата работника за истекший месяц.
Пзвн=(1733.447\100)*10=173.35
Озпсп=1733.447+173.35=1906.797
Эта мера будет стимулировать работников к повышению выработки за месяц и к увеличению прибыли предприятия.
Считаю, что внедрение указанных выше мер поможет повысить эффективность производительности труда, качества предоставляемых услуг и выполненных работ и увеличит клиентскую базу ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ».
Исходя из выше перечисленного можно сделать выводы, что в настоящее время на предприятии СООО "Автомобильный дом"Энергия ГмБх" существует не самая совершенная оплата труда работников, которая не в полной мере выполняет стимулирующую функцию, при которой работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации для получения большего заработка, т.к. более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятия же заинтересованы в более высококвалифицированных кадрах для повышения производительности труда, улучшения качества продукции.
Так же данная оплата труда плохо влияет на конкурентоспособность предприятия на рынке труда, когда при прочих равных условиях есть вероятность того, что работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят, за сложный ремонт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Она является основным элементом отношений работника и работодателя. Имеет множество функций (стимулирующая, регулирующая, воспроизводственная, социальная, статусная, формирования платежеспособного спроса, производственно-долевая.).
Так же к оплате труда имеется разные формы и системы подходов:
· Тарифная фот:
-повременная фот (простая, повременно-премиальная системы).
-сдельная фот (простая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно сдельная, аккордная системы).
· Бестарифная фот.
Оплата труда может состоит из основной части (заработной платы), а так же из стимулирующих (премий, тринадцатых зарплат и т.п.) и компенсационных выплат (оплата больничных и т.д.).
Так же существуют причины различий в оплате труда: уровень квалификации, знаний и опты работника; спрос и предложение на рынке труда; конкуренция или монополия на рынке труда.
Формы оплаты труда:
· денежная
-наличная
-безналичная
· натуральная, выдача зарплаты производимой продукцией (не более 20% от всей зарплаты).
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
· Номинальная зарплата- сумма денежных средств, полученных за отработанное время или производство продукции.
· Реальная зарплата - количество товаров и услуг которое можно приобрести за номинальную заработную плату.
Так же существует минимальный размер зарплаты. Минимальная зарплата – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях труда при выполнении установленной нормы труда.
Размер зарплаты , порядок установления и условия повышения определяются законодательством.
На данный момент в СООО "Автомобильный дом"Энергия ГмБх" господствует линейно-штабная организационная структура. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (отделы, цеха), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций.
Проанализировав данные из таблицы 2.8 и графика 2.1 мы можем понят, что работа слесаря по ремонту автомобилей имеет сезонный характер. Основное проседание уровня заработной платы приходится на зимний период времени. Это связанно в первую очередь тем, что 1).во многих странах Европы на зимний период времени приходятся рождественские и новогодние праздники и отпуска (Россия, Германия и т.д.), в Беларуси многие предприятия и фирмы так же предоставляют, в начале января, своим сотрудникам отпуск, что ведет за собой уменьшение поставок продукции и уменьшение международных перевозок, что в свою очередь ведет к уменьшению износа транспортных средств, 2). многие водители, жалея свои машины, оставляют их на стоянках и в гаражах, боясь, что погодные условия и химические препараты могут нанести вред кузову и прочим агрегатам транспортного средства и так же они предпочитаю меньше совершать поездки боясь попасть в аварии из за погодных условий.
Все это ведет к уменьшению обращений клиентов на предприятие, а так как в СООО "Автомобильный дом"Энергия Гмбх" существует сдельная оплата труда, в результате этого уровень зарплаты автослесаря падает, что ведет к снижению уровня жизни и социальной незащищенности работника.
Во избежание в будущем подобных сезонных колебаний зарплат работников, в зимние месяцы можно порекомендовать проводить акции по уменьшению стоимости за ремонт, а так же на запасные части и расходные матерьялы транспортных средств.
Исходя из перечисленного в 3 главе можно сделать выводы, что в настоящее время на предприятии СООО "Автомобильный дом"Энергия ГмБх" существует не самая совершенная оплата труда работников, которая не в полной мере выполняет стимулирующую функцию, при которой работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации для получения большего заработка, т.к. более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятие же должно быть заинтересовано в более высококвалифицированных кадрах для повышения производительности труда, улучшения качества продукции.
Так же данная оплата труда плохо влияет на конкурентоспособность предприятия на рынке труда, когда при прочих равных условиях есть вероятность того, что работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят, за сложный ремонт.