Учредители хозяйственного общества – граждане (физические лица) и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении
После государственной регистрации общества (юридического лица) учредители становятся участниками хозяйственного общества
Участниками являются также лица, которые получили право собственности на долю в уставном фонде уже в действующем обществе (т.е. купили, получили в дар, наследство, правопреемство и т.п.)
Не вправе быть участниками хозяйственных обществ государственные органы, органы местного управления и самоуправления (если иное не будет установлено законодательством)
Хозяйственные общества создаются в следующих формах:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Открытое акционерное общество (ОАО)
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Эти формы коммерческих организаций самые популярные в предпринимательской деятельности и их аббревиатуры ООО, ОДО, ОАО, ЗАО широко известны, поэтому остановимся подробнее на правовых характеристиках этих форм.
Кроме ГК деятельность ООО, ОДО, ОАО, ЗАО регулируется специальным законом «О хозяйственных обществах» (далее закону), который подробно регулирует порядок их создания и деятельности, а также направлен на обеспечение защиты прав и интересов участников обществ и самих обществ.
14. Унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения как юридические лица
Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.
В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования)
УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).
Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления(ст. 296 ГК).
Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.
Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).
Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.
Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое Закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного Закона участниками общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие участники ни при каких обстоятельствах не могут являться членами общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.
15. Реорганизация и ликвидация юридического лица.
Реорганизацияюридического лица означает существенное изменение правоположения юридического лица в случаях выделения, присоединения и преобразования и прекращение юридического лица в случаях слияния и разделения.
Виды реорганизация юридического лица:
1. слияние, когда два или большее количество юридических лиц объединяются в одно юридическое лицо;
2. присоединение, когда одно юридическое лицо поглощает другое и само продолжает функционировать;
3. разделение, когда одно юридическое лицо в результате деления образует несколько новых юридических лиц, а изначально существовавшее юридическое лицо перестает существовать;
4. выделение, при котором из юридического лица выделяется еще одно юридическое лицо, причем изначально существовавшее юридическое лицо продолжает существовать; такой вид реорганизации наиболее часто применяется при выделении юридического лица в случае обособления филиала юридического лица;
5. преобразование, при котором юридическое лицо переходит из одной правовой формы в другую.
Выделяют два вида реорганизации юридического лица: добровольную и принудительную.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Принудительное выделение или разделение юридического лица производится судом по инициативе антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс составляются после проведения инвентаризации, поскольку на момент реорганизации юридического лица должны быть получены полные сведения о составе имущества юридического лица и его счетах.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и предоставляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
При реорганизации юридического лица должны быть гарантированы права его кредиторов.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
2. по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, атакже в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Различают добровольную и принудительную ликвидацию (в добровольном порядке не могут быть ликвидированы фонды), среди оснований ликвидации выделяют общие и специальные. Общие основания относятся ко всем видам юридических лиц, специальные – к отдельным юридическим лицам и содержатся в Особенной части корпоративного права РФ.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Эта обязанность вытекает из необходимости обеспечения гласности при осуществлении ликвидации юридического лица, поскольку при ликвидации юридического лица могут быть затронуты интересы очень широкого круга лиц. При ликвидации юридического лица необходимо по возможности исключить нарушения прав третьих лиц и интересов самого юридического лица и его учредителей.
Непосредственно организационными моментами ликвидации юридического лица занимается ликвидационная комиссия и ликвидатор.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
16. Некоммерческие организации как юридические лица.
В соответствии с ГК РФ все организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли, вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно-полезные цели.
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательно определяются в Федеральном законе от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
В пункте 1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях закреплено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно пункту 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:
- потребительский кооператив;
- общественные или религиозные организации (объединения);
- учреждения;
- благотворительные и иные фонды;
- другие формы, предусмотренные законом.
Пункт 3 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях дает следующий перечень форм некоммерческих организаций:
- общественные или религиозные организации (объединения);
- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества;
- некоммерческие партнерства, учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- социальные, благотворительные и иные фонды;
- ассоциации и союзы;
- другие формы, предусмотренные законом.
При этом законодатель закрепляет не исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, поэтому в Российской Федерации допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом).
Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, а также в достижении общественно-полезных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие.
Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Перечень также не является исчерпывающим. Каждая из перечисленных или подобных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, общая цель всегда одна и ее можно смело назвать социальной. Важно заметить при этом, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Потребительский кооператив.
В соответствии с пунктом 1 статьи 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Потребительский кооператив не предполагает обязательного личного участия в его делах. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах.
Общественные или религиозные организации (объединения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они также являются некоммерческими юридическими лицами, и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Фонды.
Фонды представляют собой относительно новый вид некоммерческих юридических лиц, успевший широко распространиться в имущественном обороте современного российского общества.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Особенностью фонда и отличием этой организационно-правовой формы является то обстоятельство, что эта организация не основана на членстве участников и последние не обязаны участвовать в ее деятельности, и поэтому лишены возможности прямо участвовать и в управлении делами. Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества, но при этом в целях исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета, контролирующего деятельность фонда и его должностных лиц, во-вторых, фонд обязан публично вести свои имущественные дела (статья 118 ГК РФ).
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.
Учреждения.
Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами - собственниками.
Учреждение - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (оно закреплено за учреждением на праве оперативного управления (статья 296 ГК РФ)).
Ассоциации и союзы.
Ассоциации и союзы - это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя создаваться они могут как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Из содержания статьи 121 ГК РФ следует, что не допускается одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций.
Ассоциации и союзы как коммерческих, так и некоммерческих организаций создаются для целей координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов, причем исключительно на добровольной основе. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность, сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять одновременно в нескольких ассоциациях и союзах.
17. Понятие, процедуры, юридические последствия банкротства
Различают банкротство организации (юридического лица) и гражданина, например индивидуального предпринимателя (физического лица).
Банкротство представляет собой один из видов ответственности юридического лица за неудовлетворительные итоги его финансовой деятельности.
Отношения, связанные с банкротством, регулируются ГК РФ, Законом о банкротстве, а также международными договорами в сфере банкротства.
Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Банкротство состоит из нескольких процедур. При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
1. наблюдение;
2. финансовое оздоровление;
3. внешнее управление;
4. конкурсное производство;
5. мировое соглашение.
Признаками банкротства и его основаниями являются:
1. наличие денежного обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей;
2. неисполнение этих обязательств в течение трех месяцев со дня, когда они должны быть исполнены.
Процедура банкротства производится с участием арбитражного суда. Для того чтобы избежать противоречий в оценке некоторых принципиально значимых понятий для процедуры банкротства, законодательство РФ, в частности Закон о банкротстве, предусматривает нормативное определение многих понятий, связанных с банкротством.
Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве.
Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
В отношениях, связанных с банкротством, позиции «должник» и «кредитор» не только указывают на стороны гражданского договора, они характеризуют в данном случае в первую очередь стороны процедуры банкротства, раскрывают сущность института банкротства. В гражданско-правовых договорах кредитор всегда противостоит должнику, при осуществлении банкротства такое противостояние больше не регулируется диспозитивными нормами, в силу вступают нормы о банкротстве, которые главным образом носят императивный характер.
Руководителем должника признается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Последствия банкротства
На основании решения арбитражного суда о признании юр. лица банкротом осуществляется продажа его имущества, включенного в конкурсную массу. Денежные средства, вырученные от продажи имущества юр. лица, а также имевшиеся в наличии, вносятся в депозит арбитражного суда и используются затем для покрытия расходов, связанных с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 211 Закона о банкротстве.
Важнейшим последствием объявления юр. лица банкротом является освобождение его от обязательств, в том числе и не погашенных в связи с недостатком средств, вырученных от продажи имущества юр. лица. Согласно п. 1 ст. 212 Закона о банкротстве после расчетов с кредиторами юр. лица, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедуры признания банкротом. .
18. Особенности банкротства отдельных категорий должников
Действующее законодательство о банкротстве устанавливает некоторые особенности, с которыми осуществляются процедуры банкротства ряда категорий организаций – должников.