Развитие законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Значение Гражданского кодекса в регулировании предпринимательской деятельности
Социально-экономические изменения, происходящие в СССР в конце 80-х гг. XX в., способствовали принятию законов, в соответствии с которыми отдельным субъектам предоставлялась возможность осуществлять особую хозяйственную деятельность. Данное законодательство явилось правовой основой дальнейшего развития и совершенствования предпринимательской деятельности.
В 1986 г. принимается Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности"*(70), в соответствии с которым названный вид деятельности допускается в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видов деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Закон разрешал заниматься индивидуальной трудовой деятельностью только в свободное от основной работы время, а также домохозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся, не занятым в общественном производстве.
Законодательно пересматривалась роль предприятий в экономической деятельности. Так, 1 января 1988 г. вступает в силу Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)"*(71), который определяет экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений), предусматривает усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
В этом же году вводится в действие Закон СССР "О кооперации в СССР", который определяет экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и т.д.
В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР утверждает "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде"*(72), в соответствии с которыми трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником государственного предприятия (объединения). Арендатор получал право выкупа арендованного имущества и преобразования по решению трудового коллектива арендного предприятия в кооператив, акционерное общество или иной вид коллективного предприятия в соответствии с действующим законодательством.
В 1990 г. принимаются Законы "О собственности в СССР"*(73), "О предприятиях в СССР"*(74). Первый закон устанавливал, что в СССР может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, а также смешанных форм собственности. Второй - закреплял виды предприятий, которые вправе были осуществлять производственную деятельность, направленную на получение прибыли: индивидуальные и семейные, коллективные, государственные предприятия и т.д.
24 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР "О собственности в РСФСР", а 25 декабря 1990 г. Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"*(75).
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" воссоздал организационно-правовые формы юридических лиц, существовавшие в России до революции, впервые в ст. 2 дал понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательской признавалась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется ее субъектами на свой риск и под имущественную ответственность в тех пределах, которые очерчены организационно-правовой формой предпринимательства.
Этим же нормативным правовым актом устанавливалась также другая форма предпринимательства - индивидуальное (семейное) частное предприятие.
Физические лица получают особый статус предпринимателей и становятся участниками хозяйственного оборота после того, как в Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" устанавливается, что собственность граждан не носит потребительского характера, а может активно использоваться в производственно-хозяйственных целях. Статьей 2 указанного Закона предусматривалось, что собственник может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом, и что результаты хозяйственного и иного использования имущества, включая произведенную продукцию, принадлежат собственнику этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором собственника с другим лицом.
Неспособность Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. регулировать новые экономические отношения и отсутствие проекта нового гражданского кодекса, обеспечивающего адекватное правовое регулирование формирующихся рыночных отношений, привело к тому, что законодатель был вынужден на переходный период принять Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик*(76), в которых были закреплены такие права гражданина, как право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью, право создавать самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями юридические лица.
Отсутствие четкой единой государственной политики в области регулирования предпринимательских отношений приводила к тому, что принимались противоречащие друг другу нормативные правовые акты. Так, 31 декабря 1990 г. принимается Закон СССР "Об усилении ответственности за спекуляцию, за незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле"*(77), но уже Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. из Уголовного кодекса РСФСР исключаются ст. 153 и 154, предусматривающие ответственность за спекуляцию и частнопредпринимательскую деятельность, а также коммерческое представительство*(78).
Непродуманная государственная стратегия, выразившаяся в предоставлении неограниченной свободы субъектам предпринимательской деятельности, проявилась в соответствующем правовом регулировании. Принимаются указы Президента РСФСР N 65 от 28 марта 1991 г. "О свободе торговли"*(79); N 232 от 25 ноября 1991 г. "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР"*(80); N 240 от 28 ноября 1991 г. "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания в РСФСР"*(81); от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен"*(82), способствующие бурному развитию некоторых отраслей народного хозяйства, в частности торговли и бытового обслуживания.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, являясь актом переходного периода, были неспособны разрешить проблемы правового регулирования сферы экономики.
В научных кругах в этот период продолжается дискуссия о содержании нового Гражданского кодекса России. Разработка кодекса происходила в условиях окончательного отказа от любых идеологических ограничений, в том числе и применительно к делению права на публичное и частное. Возрождается идея частного права. Образуется Исследовательский центр частного права, возглавивший работу по подготовке Гражданского кодекса. Все это позволило признать в качестве исходного положения третьей кодификации гражданского права то, что "главный аспект соотношения Гражданского кодекса, гражданского законодательства и государства - это вопрос о соотношении публичного и частного права"*(83).
В юридической литературе в этот период появляются понятия "предпринимательское право", "предпринимательский кодекс" как синонимы понятий "хозяйственное право", "хозяйственный кодекс".
Представители хозяйственно-правовой школы обращали внимание на то, что при разработке проекта нового Гражданского кодекса делаются попытки поглотить в нем правовое регулирование предпринимательских отношений. Гражданский кодекс должен содержать общие нормы регулирования имущественных отношений, применяемых во всех сферах деятельности. Предпринимательские (хозяйственные) отношения должны регулироваться специальным актом кодифицированного характера*(84).
Главным недостатком действующего хозяйственного законодательства является отсутствие обобщающего закона, который привел бы многочисленные нормы этого законодательства в единую систему. Только издание такого системообразующего закона может привести к радикальному улучшению правового регулирования хозяйственной деятельности*(85). Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению*(86). При этом дополнительным аргументом в пользу принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса является и тот факт, что в Германии, Франции, США, Японии и других странах предпринимательские отношения регулируются торговыми кодексами.
Противники кодификации предпринимательского права приводили следующие аргументы: исторический опыт России, в которой так и не был принят Торговый кодекс; опыт других государств, в которых при проведении поздних кодификаций гражданского законодательства произошло поглощение торговых кодексов гражданскими (Нидерланды, Италия), трудности разграничения предпринимательского кодекса с гражданским и др.
Научные дискуссии о соотношении гражданского и предпринимательского кодексов закончились тем, что с 1 января 1995 г. вступил в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодатель в очередной раз не воспринял взгляды представителей концепции хозяйственного права о необходимости регулирования предпринимательских отношений в рамках отдельного кодифицированного акта.
ГК РФ, закрепив в составе предмета гражданского права предпринимательские отношения, особо выделил то обстоятельство, что "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием" (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По мнению представителей цивилистической школы, законодательно был решен давний спор о дуализме частного права в нашей стране в пользу права гражданского.
Принятие части первой ГК РФ, несомненно, стало серьезным этапом развития нормативной базы о предпринимательской деятельности. Значимость ГК РФ для регулирования предпринимательских отношений подтверждает и то, что более трехсот статей ГК РФ закрепляют специальный режим только для случаев, когда хотя бы одной из сторон выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В ГК РФ внесены такие предпринимательские институты, как: коммерческая организация; коммерческий представитель; предприятие как имущественный комплекс; обязательства, связанные с осуществлением исключительно предпринимательской деятельности; особая ответственность субъекта предпринимательской деятельности и многие другие. Остальные, за редким исключением, представляют собой общие нормы, применяемые в равной мере к отношениям с участием любых субъектов гражданского права, включая и тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность.
Несомненно, законодатель разрешил ряд проблем, устранил некоторые неточности и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности, существовавшие в ранее действовавшем законодательстве. В то же время предпринимательская деятельность имеет не только социально-экономические, но и юридические признаки самостоятельности, в значительной степени не свойственные имущественным отношениям*(87). Не случайно ГК РФ выделяет в составе своих норм многочисленные отсылки, касающиеся предпринимательской деятельности (о регистрации субъектов предпринимательской деятельности; несостоятельности (банкротстве), лицензировании субъектов предпринимательской деятельности; конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг и многие другие).
Предпринимательская деятельность выходит за рамки гражданско-правового регулирования и не может быть регламентирована только с позиций частноправового регулирования. Нормы Гражданского кодекса относятся не ко всем, а только к горизонтальным отношениям, в которые вступают предприниматели между собой. Отношения же по вертикали, складывающиеся между предпринимателями и государством (в лице государственных органов), этим Законом не охватываются. За пределами гражданского законодательства остаются положения о государственном регулировании предпринимательской деятельности, вносящей в данные отношения не менее значимый публично-правовой аспект.
ГК РФ, выступая правовой основой предпринимательской деятельности, фактически не может охватить своим правовым регулированием всего многообразия предпринимательских отношений, поскольку нормы гражданского права главным образом отражают частноправовой подход субъектов указанных отношений, в то время как предпринимательская деятельность имеет значение для всего общества и государства в целом, поэтому частноправовой аспект предпринимательской деятельности должен в разумных пределах дополняться регулированием нормами публичного права в целях создания условий, которые обеспечивали бы эффективное развитие предпринимательской деятельности, учитывали и защищали интересы общества и государства в целом.