Глава 2. Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений.

2.1 Регулирование бюджетного права органов государственной власти

В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.)8.

Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным явлением.

Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права — государственных и муниципальных образований, их органов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на активную деятельность.

Следует заметить, что бюджетный кодекс РФ 1998 г. применительно к данной области использует термин «компетенция» в отношении органов государственной власти РФ,субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Основное содержание бюджетных правРоссийской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:

— собственный бюджет;

— получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

— использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства или его территориальных подразделений соответственно их задачам и функциям;

— самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;

— распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

— формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;

— объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

— привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.);

— оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

— компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;

— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

— правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);

— судебную защиту бюджетных прав.

Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.

Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенностии различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.

Анализ бюджетных прав государства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и в направлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.

Кроме того, эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.

Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, в частности Бюджетном кодексе РФ 1998г.

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВАРФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. Бюджетные права РФ, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы9: 1) Бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства; 2) Бюджетные права РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов. Первая группа Бюджетные права основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Следовательно, РФ имеет такие бюджетные права, которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления.К бюджетным правам РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства (первая группа) можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения вбюджетной системеРФ; 2) определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в бюджет развития; 3) определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 4) установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системеРФ; 5) установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня; 6) утверждение единыхбюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их виды; 7) установление принципов и основ организациибюджетного процессав РФ независимо от уровня его осуществления; 8) установление основ бюджетных прав субъектов РФ иорганов местного самоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами; 9) осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетногозаконодательствана всей территории РФ; 10) установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней; 11) составление консолидированного бюджета РФ. Осуществление перечисленных бюджетных прав РФ направлено на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей ее территории.
Вторая группа бюджетных прав включает в себя права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. К ним относятся: 1) право на свой бюджет (федеральный); 2) право на получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет; 3) право на определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направлениям; 4) право на организацию иосуществлениебюджетного процесса(планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета); 5) право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения; 6) право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета; 7) право на утверждение оборотнойкассовойналичности в составе федерального бюджета. Оборотнаякассовая наличностьобразуется за счет остатков средств по федеральному бюджету на начало нового финансового года. Она может быть использована в течение года на покрытие временныхкассовыхразрывов (несовпадение по времени должного поступленияденежных средствв бюджет с их плановым использованием). В конце финансового года оборотнаякассовая наличностьдолжна быть восстановлена до утвержденного при ее образовании уровня; 8) право на образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета; 9) право назаконодательноерегулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию федерального бюджета; 10) право на утверждение порядка реализации стадийбюджетного процессана федеральном уровне; 11) право на определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета; 12) право на уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения; 13) право на введение механизма секвестра по федеральному бюджету; 14) право на утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
Бюджетные права РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджеты субъектов РФ; 2) определение размеровдотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; 3) определение размеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использования и иных условий их предоставления; 4) принятие специальногозаконодательства, регулирующего порядок предоставлениядотацийи субвенций из федерального бюджета и их использования; 5) закрепление за бюджетами субъектов РФ на срок не менее чем пять лет любых регулирующих доходов и передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящего территориального уровня; 6) определение расходной части минимального бюджета субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями; 7) осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федеральногозаконодательства; 8) возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетам субъектов РФ в результате своих правомерных и неправомерных действий.

Наши рекомендации