Исламские финансовые институты
Исламские финансовые институты основаны на исламской финансовой доктрине. В своей деятельности они следуют, с одной стороны, шариату, а с другой, понимая, что без современной финансовой системы и ее институтов исламские страны не только не достигнут высокого уровня развития экономики, но и могут в перспективе потерять влияние ислама в самих исламских странах, пытаются согласовать преобла
дание рационалистичности над ценностью, которое характерно для западной финансовой системы. Иными словами, в исламской модели экономики и в ее финансовой системе преобладает специфический ценностный подход, поскольку поведение хозяйствующего субъекта диктуется в равной степени как рационально-утилитарными, так и религиозно-этическими соображениями [Исламские финансы, с. 33].
В исламской модели банки, например, выполняют ту же функцию, что и в традиционной западной. Банки необходимы обеим моделям по одним и тем же причинам — для компенсации изъянов финансовых рынков: пространственной и временной неравномерности спроса на финансовые ресурсы и их предложения; неадекватности информации; трансакционных издержек, связанных с выявлением и приобретением желаемых активов; необходимости профессиональных навыков и наличия экономии от масштаба.
Исходя из этого банки обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. И если в части проведения платежей между хозяйствующими субъектами исламские банки по принципам своей работы не отличаются от обычных коммерческих банков, то в том, что касается функции финансового посредника, имеется фундаментальное расхождение. Выполняя эту роль, исламские банки точно так же аккумулируют те денежные ресурсы общества, которые в данный момент непосредственно не используются их распорядителями (в исламской терминологии), трансформируя созданные за их счет пассивы в источник финансов для экономических единиц, испытывающих дефицит ресурсов. За исполнение такой роли в рамках общественного разделения труда финансов банк должен иметь возможность возместить свои фактические затраты и заработать определенную прибыль как вознаграждение за проделанную работу. В рамках западной модели возмещение происходит в виде процента. Однако в Коране взимание процента как формы прибыли приравнивается к наиболее злостным грехам1.
В исламской модели, исключающей процент, этот запрет обходится с помощью особой формы контракта — мударабы, где одна сторона, в сущности, выступает как агент, а другая — как принципал. Такая форма контракта представляет собой партнерство в прибыли. В Мекке она практиковалась еще в доисламский период, ею пользовался Мухаммад во время своей купеческой деятельности. Впоследствии Пророк утвердил мударабу в качестве разрешенной формы контракта [Исламские финансы, с. 50]. Ее суть состоит в том, что получаемая прибыль делится между сторонами контракта (финансовым предпринимателем, организатором (раб уль-малем) использования той или иной формы активов, и агентом (мударибом), благодаря труду которого предприятие, собст-
1 Ссужение денег ради прибыли осуждалось Аристотелем, Платоном, а в христианстве — Фомой Аквинским. Первым в христианстве отказался от осуждения Кальвин. Иудаизм разрешает взимание процента с неиудеев.
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 725
венно, и реализуется) в той пропорции, которую они заблаговременно установили формальным соглашением. В то же время, если предприятие терпит неудачу и оборачивается не прибылью, а убытками, финансовые потери ложатся только на раб уль-маля. Таким образом, потери понесенные второй стороной и выражающиеся соответственно в безрезультатной затрате физической и нервной энергии и времени, не менее весомы, чем потерянные деньги. Иными словами, вероятные риски и убытки исходя из исламской концепции справедливости, так сказать, не смешиваются и остаются функцией конкретного ресурса: денег для финансиста и человеческой энергии — для предпринимателя.
Распределение прибыли происходит не на календарной основе, а только по окончании действия контракта. На практике, впрочем, этот принцип не является препятствием для заключения договора на срок, досрочного прекращения контракта по инициативе любой из сторон, подведения промежуточных финансовых итогов как бухгалтерской процедуры. Если по ходу осуществления предприятия мудариб получает некий доход, то он вычитается из его доли прибыли, возникающей по итогам трансакции, или удерживается для покрытия убытков, когда таковые образуются. Наконец, и это важно в практическом отношении, мударабе, как никакой иной форме контракта, свойствен моральный риск (moral hazard).
Реализуя стандартную функцию финансового посредника, исламские банки широко пользуются операционной моделью, разработанной на основе описанного контракта. Эту модель принято называть двусторонней мударабой (two-tier-mudharaba — буквально «двухслойная»). В этом случае банк, аккумулируя средства вкладчиков, выступает в роли мудариба, заключая с ними соответствующий договор, обязуясь разместить эти средства в активы, способные принести доход, но не гарантируя получение дохода. Одновременно исламский банк действует как раб уль-маль, направляя клиентские деньги в различные операции, разрешенные шариатом. Естественно, эти операции вовсе не обязательно должны сами иметь форму мударабы.
Таким образом, исламский банк в операционном отношении напоминает западную инвестиционную компанию, а именно — рисковый открытый совместный фонд. Он финансирует свои активы, эмитируя контракты на депозиты, которые продает как «паи» инвесторам-вкладчикам. Созданный таким образом портфель активов находится в собственности клиентов (западные банки сохраняют право собственности на портфели, ими формируемые). Однако имеются и различия.
Согласно дефиниции, принятой, например, в США, инвестиционная компания есть финансовая организация, продающая свой капитал, вкладывающая поступления от продажи с целью достижения сформУ лированных ею инвестиционных целей и распределяющая среди своих акционеров или пайщиков чистый доход и сумму чистого прироста капитала. Одним из видов инвестиционной компании является открЫ'
тый, или совместный, фонд. Такой фонд эмитирует свободно обращающиеся на рынке ценные бумаги, подлежащие погашению по предъявлении. Право собственности в фонде оформлено в виде его акций или паев, с которыми прямо соотносится пропорциональная часть чистых активов. В отношениях с инвестиционной компанией покупатели паев выступают в качестве акционеров, т. е. владельцев некоторой части ее капитала, и как таковые имеют право на регулярное получение подробной информации о бизнесе и право голоса по существенным вопросам, например, связанным с изменением инвестиционной политики. Следовательно, они в силах влиять на стратегию компании.
Исламский банк, как и любой банк, принимает депозиты. Однако в обычном банке вклад при прочих равных условиях защищен от потери номинальной стоимости и обеспечивает владельцу ее прирост за счет процентных выплат вне зависимости от текущих результатов работы самого финансового института. Для вкладчиков исламского банка снижение прибыльности его операций означает непосредственное принятие на себя части балансовых убытков, и, таким образом, они мало отличаются от клиентов-акционеров совместного фонда с точки зрения ассоциированного риска. Однако капиталом они не владеют, права голоса в делах не имеют и, если речь не идет об ограниченной мударабе, принуждены пассивно подстраиваться под инвестиционную политику банка. Данное обстоятельство на фоне практики западных совместных фондов время от времени активизирует дискуссию о том, справедливо ли обходится исламский банк со своим вкладчиком, хотя, очевидно, что действия последнего точно соответствуют принципу мударабы.
В настоящее время в примерно 40 странах (не только исламских, в том числе в России) функционирует около 250 исламских финансовых институтов, прежде всего банков с общей капитализацией около 200 млрд долл. Важнейшие из них: Арабский банк экономического развития Африки, Исламский банк развития, Фонд исламской солидарности, Генеральный совет исламских финансовых институтов [Павлов, с 212].
Арабский банк экономического развития Африки(Arab bank for economic development in Africa, АБЭРА) учрежден в 1973 г. Штаб-квартира находится в Хартуме (Судан). Банк предоставляет кредиты и займы странам субсахарской зоны Африки с целью финансирования местных проектов развития. Так, в течение 1998 г. банк утвердил предоставление кредитов и займов в размере 104,95 млн долл. Одновременно он Предоставил помощь технического характера и содействие в области Рыночных исследований в странах-участницах в размере 4,99 млн долл. Совокупный объем всех видов осуществленных им инвестиционных операций за весь период деловой активности банка к началу 2000 г. достиг 1840,40 млн долл.
Акционерный капитал АБЭРА составляет 6000 млн исламских динаров. Этот капитал подразделен на 600 000 частей, каждая из которых
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты
имеет установленную (заявленную) стоимость в 10 000 исламских динаров. Исламский динар является специальной банковской арабской расчетной валютной единицей. По своей цене (курсовой стоимости) исламский динар приравнен (эквивалентен) к SDR по курсовому соотношению 1:1. Соответственно валютный курс исламского динара по отношению к ведущим валютам мира, в том числе к доллару США, изменяется в полном соответствии 1:1, и всегда прямо пропорционально изменению курса SDR по отношению к этим валютам, зафиксированного в МВФ и на торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже. Выпущенный по подписке (размещенный) акционерный капитал (subscribed capital) АБЭРА достиг 4000 млн исламских динаров по состоянию на конец 1999 г. [Павлов, с. 212].
Банк в своей операционной деятельности полностью придерживается исламских традиций и обычаев, запрещающих ростовщичество, а также начисление и взимание процентов по любым банковским финансовым и инвестиционным операциям. АБЭРА вообще не предоставляет ссуд под проценты. В банке применяются специальные методы финансирования, прежде всего обеспечение заемщиков беспроцентными займами и кредитами, в первую очередь, на цели реализации проектов по созданию современной диверсифицированной инфраструктуры в странах-дебиторах. Подобного рода целевое финансирование оказывает заметное воздействие на долгосрочное социально-экономическое развитие этих стран. Банк обеспечивает заемщикам также дополнительную техническую помощь (например, при проведении финансового анализа и обосновании технико-экономической целесообразности реализации инвестиционного проекта). Банк принимает ныне относительно равное долевое участие в финансировании местных промышленных и сельскохозяйственных проектов в странах-заемщиках; финансирует лизинговые операции, включая долгосрочную аренду странами-участницами такого дорогостоящего оборудования, как морские суда, а также их последующую продажу в рассрочку.
АБЭРА реализует операции на основе солидарного раздела с рабочими и служащими предприятий и компаний совокупных прибылей, которые были получены клиентами-заемщиками (инвесторами) на базе реализации инвестиционных проектов посредством использования финансовых ресурсов, предоставленных им АБЭРА. Банк внедрил и постоянно применяет систему финансирования импортных внешнеторговых операций (СФИВО), согласно которой финансовые средства, выделенные АБЭРА, идут на оплату импорта строго определенных товаров, необходимых для устойчивого развития стран-заемщиков-Например, промышленное сырье и промышленные полуфабрикаты в структуре совокупного импорта страны всегда, по оценкам АБЭг А> более предпочтительны, чем потребительские товары, поэтому пр°" мышленный импорт финансируется АБЭРА в первую очередь. Пр*1
этом, однако, зачастую приоритет отдается финансированию импорта из других стран — участниц АБЭРА.
Долгосрочная система финансирования внешней торговли, в первую очередь целевая схема долгосрочного финансирования экспорта, впервые была введена в действие в 1997—1998 гг. с целью обеспечить устойчивое долгосрочное финансирование экспорта нетрадиционных товаров стран Африки на внешние рынки, в частности ряда их промышленных и первично обработанных товаров. В 1419 мусульманском году (в 1999 г. по григорианскому календарю) эта схема была трансформирована и переименована в Систему финансирования экспорта АБЭРА (Export Financing Scheme — EFS).
Кроме того, в 1997 г. создан Специальный фонд помощи Вакф (Special Assistance Waqf Fund), предназначенный для обеспечения странам-участницам АБЭРА специальной финансовой помощи в экстренных случаях, а также целевой помощи (прежде всего на цели образования). Приоритетной целью деятельности фонда Вакф в наименее развитых странах-участницах стало целевое содействие развитию экономики и внешнеэкономической деятельности этих стран посредством предоставления им финансовых средств на максимально льготных условиях. За использование средств, полученных из этого фонда, начисляются и взимаются с заемщиков сборы за банковское обслуживание по ставке 0,75% годовых (по обычным кредитам АБЭРА ставка равна 2,5% годовых). Срок погашения предоставленного кредита из этого фонда составляет 25—30 лет по сравнению со средним сроком 15—25 лет для обычных (ординарных) финансовых ресурсов, выделяемых заемщикам АБЭРА (подробнее см. [Павлов, с. 213-219]).
Исламский банк развития(Islamic Development Bank, ИБР) является международным финансовым институтом, который был образован на конференции министров финансов стран — участниц Организации Исламская конференция (the Organization of Islamic Conference) в декабре 1973 г. с целью содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин. Штаб-квартира банка расположена в г. Джидда (Саудовская Аравия). Банк призван разрабатывать рекомендации в сфере банковских технологий в соответствии с принципами шариата. Основными направлениями деятельности банка являются: а) финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проектов, обеспечивающих быструю отдачу путем долевого участия в прибылях, лизинга, продаж в рассрочку; б) управление специальными фондами, создаваемыми Для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общинам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их социально-экономического положения; в) инвестирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов и т. д. Финансовые ресурсы банка состоят из уставного Капитала и дополнительных финансовых средств. Банк разработал сие-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 729
темы краткосрочного и среднесрочного финансирования импорта для проектов развития в странах-членах, а также системы долгосрочного финансирования в целях содействия развитию их экспорта. Банк официально начал операции в 1975 г.
В ИБР входят 54 страны-участницы; интересы каждой страны представляет обычно министр финансов или его заместитель. Верховным руководящим органом банка является Совет глав правительств. Совет ежегодно проводит официальные встречи. Исполнительный орган ИБР — Совет директоров, состоящий из 11 членов, 5 из которых избираются пятью крупнейшими акционерами банка, остальные шесть избираются главами правительств, представляющих в ИБР другие страны-акционеры. Члены Совета директоров избираются на срок три года. Функции Совета: обоснование основных операций банка и контроль за их реализацией.
Фонд исламской солидарности(Islamic Solidarity Fund, ФИС) учрежден в 1974 г., штаб-квартира находится в г. Джидда (Саудовская Аравия). Предназначен для оказания необходимой финансовой помощи исламским районам в различных странах и финансирования строительства мечетей, исламских просветительских центров, больниц, банков, школ и университетов, в том числе вне мусульманских стран.
Генеральный совет исламских финансовых институтов(General Council for Islamic financial institutions, ГСИФИ) учрежден в 2000 г., регулярную деятельность начал в конце 2001 г. Штаб-квартира находится в Бахрейне. ГСИФИ стал полным правопреемником Международной ассоциации исламских банков (International Association of Islamic Banks, МАИБ). МАИБ была создана в Джидде (Саудовская Аравия) в 1977 г. В МАИБ входили 192 официально зарегистрированных исламских банка и другие исламские валютно-кредитные институты 34 мусульманских стран. Функции: установление связей между кредитно-финансовыми институтами, осуществляющими банковские операции в соответствии с правилами и принципами шариата и требованиями современной исламской экономической доктрины. В сферу ее деятельности входили также подготовка банковских кадров и проведение исследований по проблемам распространения исламских банков и исламского банковского дела, в том числе вне арабских стран. МАИБ разрабатывала систему стандартных требований к операционной и инвестиционной деятельности исламского банка, исследовала механизмы и методы (схемы) исламского финансирования в целях их рационализации и совершенствования, а также адаптации к конкретным валют-но-финансовым условиям принимающей страны. В 2000 г. произошел фактически полный самороспуск МАИБ, поскольку она не смогла эффективно выполнять возложенные на нее мусульманским сообществом базисные функции и во многом не справилась с решением большинства поставленных перед ней конкретных задач, в частности она не обеспечила всесторонней финансовой и технической поддержки долговремей-
ной экспансии исламских банков как в рамках мусульманских государств, так и за пределами «мусульманского мира».
При спонсорстве высшего звена арабского финансового капитала, в частности при прямой поддержке руководства Саудовской Аравии, и был учрежден ГСИФИ, который обладает несравненно более значительными, чем МАИБ, валютно-финансовыми активами и соответственно наделен более широкими полномочиями и функциями в целях поддержания и стимулирования долговременной инвестиционной деятельности исламских банков и поощрения «исламского банковского движения» в максимально большом числе принимающих стран мира. Предполагается, что ГСИФИ сможет намного более эффективно решать те задачи, которые не смогла выполнить МАИБ и обеспечить устойчивую долговременную внешнюю экспансию исламских банков в различных странах и регионах, в том числе вне границ арабского мира.
Характеристику других исламских торговых и финансовых институтов — Исламской торгово-промышленной палаты, Исламского центра развития торговли, Исламской корпорации страхования инвестиций и экспортных кредитов, Центра экономических, статистических и социальных исследований и подготовки кадров для исламских стран — можно найти в работе [Павлов].