Финансовые институты развития

Международный финансовый институт развития – важный ресурс для подготовки и финансирования проектов ГЧП в странах с развивающейся экономикой. Финансовые институты развития являются специализированными организациями с государственным участием, на которые возлагаются особые функции по поддержке долгосрочного финансирования общественно значимых проектов, способствующих экономическому росту, диверсификации и модернизации экономики, и решению социальных задач. Основываясь на рыночных принципах работы, институты развития несут ответственность за прибыли и убытки, однако не составляют конкуренции коммерческим организациям, отличаясь от последних принципами, целями и задачами своей деятельности. Их задачей не является подмена или вытеснение коммерческих структур из подобных проектов. Напротив, на банки развития зачастую лежит часть ответственности за эффективную организацию проекта, включая привлечение частного финансирования, когда это возможно.

Международные (глобальные) финансовые институтыразвитияработают во всех регионах мира. Они составляют одно из важнейших звеньев мировой финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для модернизации экономики, прежде всего для стран с развивающейся и переходной экономикой.

ü Всемирный банк: Всемирный банк считает задачу, стоящую перед всем миром, - сокращение бедности в глобальном масштабе – главной задачей своей деятельности

ü Международный банк реконструкции и развития IBRD, группа Всемирного банка

ü Международная Финансовая Корпорация IFC, группа Всемирного банка: цель заключается в содействии устойчивому притоку частных инвестиций в развивающиеся страны, сокращению бедности и улучшению условий жизни населения

Региональные финансовые институты развития, подобно международным, обеспечивают доступность значительных объемов долгосрочного финансирования на льготных условиях, что не может быть обеспечено коммерческими банками из-за высокой концентрации рисков и ориентирования в первую очередь на получение прибыли. Европейский банк реконструкции и развития EBRD содействует развитию предпринимательства и переходу к открытой и демократической рыночной экономике

ü Евразийский банк развития ЕАБР: призван содействовать устойчивому экономическому росту и региональной интеграции своих стран-участниц

ü Азиатский банк реконструкции и развития ADB

ü Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» - также еще есть в России:

ü Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

ü ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»

ü ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»

ü ОАО «Российская венчурная компания – государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации

Региональный центр ГЧП - специальный орган в составе органов государственной и муниципальной власти по подготовке и реализации проектов ГЧП:

ü Планирование использования ГЧП для реализации стратегий регионального или городского развития

ü Отбор проектных предложений для реализации на условиях ГЧП

ü Оценка эффективности проектов с точки зрения потребностей регионального развития

ü Подготовка конкурсов и документации

ü Создание условий для финансового закрытия сделок в рамках проектов, мониторинга реализации проектов и регулировании условий контрактов

Развитие региональных центров ГЧП

ü Разработаны методические рекомендации по созданию региональных центров ГЧП

ü По инициативе партии «Единая Россия» НП «Центр развития ГЧП» запущен процесс создания региональных некоммерческих организаций по поддержке развития ГЧП в субъектах Российской Федерации.

3.Нормативно-правовое регулирование ГЧП в Российской Федерации: федеральное и региональное законодательство. Релевантные нормы отраслевых законов, бюджетного и земельного законодательства, законодательства о конкуренции.

Целью 115-фз являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

Нормативно-правовое регулирование ГЧП в РФ на федеральном уровне определяется ФЗ 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и 224-ФЗ « О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты в РФ». Целью 224-фз является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления. 224-фз определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта ГЧП, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о ГЧП.

Чем отличается от 115-фз:

· возникновение частной собственности на объект соглашения о ГЧП

· не предусматривает платы концедента (т.е. государство не может платить за все, доход частного инвестора должен быть коммерческим)

· публичный партнер может вносить финансовые ресурсы в рамках строительства (кап.гранты) и в стадии эксплуатации.

· Частный партнер только российское юридическое лицо, либо консорциум иностранных компаний и российских, либо через создание иностранной компанией российского юрлица.

· Объектом соглашения может быть только имущество, в отношении которого не установлены принадлежность исключительно к государственной, муниципальной собственности или запрет на отчуждение в частную собственность либо нахождение в частной собственности. Новые объекты: специальные порты, объеты их инфраструктуры; воздушные суда, стационарные плавучие платформы, искусственные острова, подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и иные линейные объекты связи и коммуникаций, мелиоративные системы.

· Возможность залога объект соглашения

· Определяется минимальный срок соглашения= 3 года

· Невозможна передача частному партнеру объекта, находящегося на правах хозяйственного ведения у ГУП (МУП) или оперативного управления у бюджетного учреждения

Региональное законодательство о ГЧП до 1 июля 2016 года должно быть приведено в соответствие с федеральным законом 224-фз. Региональные законы будут носить декларативный характер.

В отраслевых законах, бюджетном и земельном законодательстве есть поддерживающие нормы. В рамках земельного законодательства, например, что для земельного участка, предназначенного для реализации проекта, не нужен дополнительный конкурс именно на этот участок, достаточно конкурса на концессию или соглашения о ГЧП, нормы по подготовке земельного участка и прочие.

Бюджетное законодательство регулирует бюджетные платежи публичного партнера. Например, плата концедента= бюджетные субсидии, капитальные грант (создание гос имущества) = бюджетные инвестиции. Кодекс определяет понятие государственных (муниципальных) гарантий, виды обеспечиваемых обязательств, условия и порядок их предоставления.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Закон не содержит специального порядка проведения торгов, но устанавливает случаи обязательного проведения торгов и требования к ним. В соответствии со ст. 17.1 Закона конкурентные процедуры обязательны в случаях заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества.

Отраслевые законы:

Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Документ устанавливает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны здоровья граждан, определяет организацию и структуру государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Закон определяет общие требования к обращению с отходами производства и потребления, определяет классы опасности отходов, а также правовые основы вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, принципы экономического регулирования обращения с отходами, также основы осуществления государственного, производственного и общественного контроля в этой области.

«Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ. Кодекс определяет порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, особенности государственного регулирования использования воздушного пространства и деятельности в сфере авиации, виды авиации и воздушных перевозок, основные требования к воздушным судам, объектам аэродромов и аэропортов, основные положения о тарифах и сборах в области гражданской авиации. Кодексом установлены отдельные особенности строительства и реконструкции аэродромов, аэропортов и объектов организации воздушного движения, правила, относящиеся к строительству объектов в пределах приаэродромной территории и др.

Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» Закон определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере авиации, основы государственной поддержки развития авиации, основы финансирования, приватизации и национализации, сертификации и лицензирования.

4. Жизненный цикл проекта ГЧП. Процесс организации подготовки проекта ГЧП. Состав конкурсной документации. Подходы к определению критериев конкурсной процедуры. Структура концессионного соглашения и соглашения о ГЧП. Основные разделы инвестиционного меморандума. Источники и формы финансирования проекта ГЧП на разных стадиях жизненного цикла проекта, особенности их использования. Меры государственной поддержки проектов ГЧП.

Жизненный цикл проект ГЧП

Определение проекта и обоснование выбора • выбор проекта • предварительные тех. и эконом. исследования • обоснование необходимости реализации проекта, оценка соц. эффектов от реализации проекта; • анализ и определение организационно-правовых условий; • принятие решения о реализации проекта, создание проектной команды • разработка Концепции проекта.
Подготовка проекта • разработка ТЭО: юр., эк. и тех. оценка, оценка ключевых рисков • определение мер государственной поддержки • определение ключевых участников проекта • привлечение консультантов (финансовый, юридический, технический) • подготовка земельных участков
Тендерный процесс (конкурс) • определение критериев для предквалификации, а также оценки конкурсных предложений • Подготовка конкурсной документации • Организация и проведение конкурса - 1 этап: предквалификация (подаются конкурсные заявки), - 2 этап: основной конкурс (подаются конкурсные предложения) • Определение победителя конкурса
Организация финансирования • определение источников финансирования • комплексная оценка проекта кредиторами, заключение кредитных договоров; • коммерческое и финансовое закрытие (период между этими этапами может составлять от 6 до 18 мес.)
Реализация и завершение • проектирование строительство и ввод эксплуатацию; • управление объектом; содержание, текущие и капитальные ремонты; • погашение долга; • распределение прибыли на собственный капитал; • завершение проекта; • передача актива или проведение повторного тендера

Процесс организации подготовки проекта ГЧП+ см. таблицу выше (этап 2)

1.юридические исследования (цель - выбор оптимальной юридической модели/орг-правовой формы с приемлемым разделение рисков)

- анализ существующей нормативно-правовой базы в области ГЧП

-предложения по разработке и корректировке нормативных правовых актов

-предложение нескольких возможных моделей ГЧП для реализации проекта

выбор модели реализации проекта

-предварительный анализ рисков выбранной модели, а также рекомендации по их устранению или минимизации

2. финансово-экономические исследования (цель – расчет показателей бюджетной, эк и фин. устойчивости)

- определение денежных потоков проекта (доходы и затраты)

- определение показателей эффективности проекта

· макроэк показатели – прирост ВРП, создание раб мест, налоговые поступления;

· финансовые показатели: 1. эффективность проекта IRR, NPV, PBP, DPBP, показатели бюджетной эффективности для региона 2. Эффективность для инвестора (IRR, NPV, PBP, DPBP)

3. технические исследования

- анализ технических рисков

- анализ и выбор оптимальных технических решений

- определение объема капитальных (CAPEX) и эксплуатационных затрат (OPEX)

- оптимизация технических аспектов реализации проекта с учетом применимых технологий

- определение сроков реализации проекта

- определение ключевых параметров осуществления технического надзора

4. маркетинг - определяет возможность привлечения инвесторов на ранее выбранных условиях

5. выявление и анализ риск (качественный и количественный методы)

Состав конкурсной документации(+ Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных соглашениях" Статья 23. Конкурсная документация)

Конкурсная документация (КД) состоит из 3ех томов

Том 1 Общие положения; · регламент проведения конкурса, положение о конкурсной комиссии, официальное сообщение о проведении конкурса, · общие требования к оформлению заявки на участие в конкурсе и конкурсного предложения (размер задатка, требование к банковской гарантии, а в остальном ссылка на том 2 и 3) · информация об объекте и предмете концессионного соглашения · основные условия концессионного соглашения · словарь терминов, используемых в КД
Том 2 Предварительный Отбор; · требования к заявителю и заявке на участие в конкурсе, на основании которых проводится предварительный отбор (требования: общие (не банкрот, не должник) и квалификационные (фин. состоятельность, опыт)) · порядок проведения предварительного отбора и принятия решения о допуске заявителей к участию в конкурсе.
Том 3 Конкурс. порядок и условия ознакомления участниками конкурса с материалами и информацией по конкурсу, проведения открытых консультаций, подготовки и подачи участниками конкурса конкурсных предложений, критерии конкурса и порядок оценки конкурсных предложений, а также порядок и условия проведения конкурсного отбора, порядок и условия заключения концессионного соглашения по результатам указанных выше конкурсных процедур.

Наши рекомендации