Модели бюджетного федерализма

Существуют кооперативная (европейская модель ) и децентрализованная модель бюджетного федерализма.

Кооперативная модель бюджетного федерализма ориентирована в большей степени на партнёрство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территорий и характеризуется высокой степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и ограничением самостоятельности региональных и местных органов власти в области налогообложения.

Основные характеристики данной модели:

1. наличие системы общих налогов.

2. доходы бюджетов в основном зависят от нормативов распределения, которые устанавливаются вышестоящими органами.

3. дает возможность дополнительно перераспределения средств между уровнями бюджетной системы.

Децентрализованная модель характеризуется тем, что каждый уровень власти имеет свои непересекающиеся налоги по принципу один налог – один бюджет. Приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально – территориальных образований, конкуренцией между ними и объем перераспределяемых средств между уровнями бюджетной и системы очень не велик.

Основные характеристики данной модели:

1. закрепление определенного вида дохода за определенным уровнем бюджета.

2. взаимоотношение между уровнями бюджета организуется на основе ссуд.

3. модель не дает возможности сбалансировать региональные и местные бюджеты.

Классическим примером децентрализованной модели США.

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели бюджетного федерализма с элементами децентрализованной модели.

Суть Российской модели состоит в том, что она предполагает партнёрские отношения между федеральным центром и субъектами РФ по бюджетно- налоговым вопросам на ряду с тем, что федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов федерации, т.к. оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.

Финансовый рынок.

Финансовый рынок состоит из 3 основных элементов:

1. кредитный рынок: банки

2. рынок инструментов собственности.

3. валютный рынок.

На этих 3 элементов выстраивается ещё один инструмент: рынок ценных бумаг. На рынке ценных бумаг есть ещё один рынок, рынок дивидендов.

Доходы и расходы бюджета.

Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, а так же источников финансирования дефицитов бюджета для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов разного уровня. Иными словами – это группировка бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке путем присвоения определенных кодов. Бюджетная классификация создает условия для объединения смет бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и анализ что создает условия для соблюдения финансовой дисциплины экономному расходованию средств и упрощает контроль за исполнением бюджета. Исполнение бюджета – это обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех предусмотренных расходов. Согласно федеральному закону о применению бюджетной классификации (2007 год) бюджетная классификация включает:

1. классификация доходов.

2. классификация расходов.

3. классификация источников финансирования дефицита бюджета .

4. классификация операций сектора государственного управления.

Доходы бюджетов подразделяются на группы:

1. налоговые доходы

2. не налоговые доходы

3. безвозмездные поступления.

Классификация расходов согласно данному закону едиными для бюджетов бюджетной системы группами расходов являются:

1. общегосударственные расходы

2. национальная безопасность

3. национальная экономика

4. жилищно-коммунальное хозяйство

5. охрана окружающей среды

6. образование

7. здравоохранение

8. социальная политика и т.д.

Источники финансирования дефицитов бюджета, их можно разделить на 2 группы:

1. источники внутреннего финансирования дефицитов бюджета:

- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых выражена в валюте РФ.

- кредиты банков или кредитных организаций в валюте РФ.

- бюджетные кредиты выраженные в валюте РФ.

- иные источники внутреннего финансирования.

2. источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте

- кредиты иностранных государств

- кредиты кредитных организаций, выраженные в иностранной валюте.

Классификация операций сектора государственного управления включает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Различают классификацию операций сектора государственного управления по доходам(уменьшение задолжности по внутреннему и внешнему государственному долгу, доходы от оказания платных услуг и т.д.). Различают классификацию операций сектора государственного управления по расходам (предоставление кредитов, выплаты % и т.д.).

Доходы бюджетов.

Доходы бюджетов – это денежные средства, поступившие в безвозмездном и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих принципах:

1. принцип достаточности – доходы бюджетов должны обеспечивать необходимые общественные потребности, данный принцип реализуется путем законодательного закрепления за каждым уровнем бюджета определенных видов доходов.

2. принцип взаимности доходов бюджета – означает, что нормативные акты определяющие доходы бюджетов должны устанавливаться на длительный срок, что бы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования.

3. принцип относительной автономности доходов бюджетов разного уровня – базируется на четком разграничение полномочий по доходам между уровнями бюджета.

4. принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и не налоговых доходов – реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и не налоговых поступлений, которое с макро экономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.

По способу взимания налоги классифицируются на прямые(не посредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц) и косвенные (это налоги взимаемые с оборота и акцизы).

В зависимости от уровня власти все налоги подразделяются на :

- федеральные, признаются налоги, которые устанавливаются федеральными законами и обязательные к уплате на всей территории РФ, сюда относятся: налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

- региональные, признаются н6алоги с сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории субъектов РФ, сюда относятся : транспортный налог, налог на имущество организации, налог на игорный бизнес.

- местные, являются налоги устанавливаемые федеральными законами и нормативно- правовыми актами, представительных органов местного самоуправления, сюда относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Не налоговые доходы:

1. доходы от использования государственного и муниципального имущества:

- доходы от деятельности государственных и муниципальных предприятий

- доходы от аренды государственных и муниципальных предприятий

- доходы, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества

2. платежи штрафного характера и административные сборы, полученные от реализации конфискованного имущества

3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

4. доходы, получаемые от выпуска государственных ценных бумаг

5. доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины

6. безвозмездные поступления, перечисления:

- поступления в виде финансовой помощи , полученные от бюджетов других уровней.

Расходы бюджетов.

Расходы бюджетов – это денежные средства , предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления, возложенных на них функций и задач.

Многообразие расходов обусловлено рядом факторов:

1. социально- экономическое развитие страны

2. административно- территориальное устройство

3. разветвленность связей бюджета с инородным хозяйством

4. формы предоставления бюджетных средств.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджета, каждый уровень имеет право самостоятельно определять направление расходования бюджетных средств. В соответствии с этим все расходы можно подразделить на следующие группы:

1. расходы, осуществляемые исключительно из федерального бюджета:

- функционирование федеральных органов законодательной и исполнительной власти

- функционирование федеральной и судебной системы

- международная деятельность (реализация межгосударственных договоров)

- национальная оборона(содержание вооруженных сил)

- исследование и использование космического пространства

- государственная поддержка атомной энергетике

- обеспечение миграционной политики

- деятельность учреждений здравоохранения, образование, культуры

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба

- обслуживание государственного долга

- пополнение государственных запасов и резервов и т.д.

Наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета приходится на обеспечение национальной обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, а так же на финансовую поддержку субъектов бюджетов РФ

2. исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие виды расходов:

- деятельность глав администрации субъектов РФ

- содержание судов субъектов РФ

- организация междугороднего автомобильного пассажирского транспорта

- содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ

- деятельность СМИ

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ

- финансирование развития различных отраслей экономики

- финансовая поддержка муниципальных образований.

Приоритетное место в структуре расходов бюджета федерации занимают расходы на поддержку отдельных отраслей экономики и на финансовую поддержку муниципальных образований.

3. исключительно за счет средств местных бюджетов финансируется:

- деятельность органов местного самоуправления,

-функционирование органов общественного порядка

- благоустройство и озеленение территорий

- финансирование жилищно- коммунального хозяйства

- содержание дорог местного значения

- деятельность в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности.

Приоритетной место занимают расходы на жилищно0коммунальной хозяйство.

20.11

Наши рекомендации