Страхование валютных рисков
В современной экономике важным элементом внешнеэкономических рисков являются валютные риски - потери от изменения валютных курсов. С выходом российских предприятий на внешний рынок вопросы страхования валютных рисков и методы их снижения особенно актуальны. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период. При страховании валютных рисков могут быть возмещены убытки от изменения курса валюты платежа за период от заключения контракта до его исполнения. Экспортеру возмещаются убытки от изменения курсового соотношения.
Валютные риски проявляются при изменении за время осуществления внешнеторговой операции курсового соотношения между валютой платежа и валютой, в которой выражены издержки экспортера.
Валюта платежа - это валюта, в которой производится фактическая оплата товара (услуги) или погашение международного кредита. Валюта цены - это валюта, в которой устанавливается цена товара (услуги) или выражается сумма предоставленного международного кредита. Валюта цены может быть установлена исходя из межгосударственных и торговых соглашений, предусмотренных между странами в зависимости от способов реализации на мировом рынке конкретных товаров.
Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа.
Курсовые потери у экспортера возникают в случае заключения контрактов до падения курса валюты платежа, потому что за вырученные средства экспортер получит меньше национальных денежных средств. Импортер имеет убытки при повышении курса валюты цены, так как для ее приобретения потребуется затратить больше национальных валютных средств. Степень валютных рисков можно снизить правильным выбором валюты цены и регулированием валютной позиции по контрактам.
В международной практике применяются следующие способы страхования валютных рисков: односторонние действия одного из контрагентов; операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии; взаимная договоренность участников сделки. На выбор конкретного метода страхования оказывают влияние такие факторы, как:
· особенности экономических и политических отношений со
· стороны контрагента сделки;
· конкурентоспособность товара;
· платежеспособность контрагента сделки;
· действующие валютные и кредитно-финансовые ограничения в данной стране;
· срок покрытия риска;
· наличие дополнительных условий осуществления сделки. Для российской практики внешнеэкономических отношений наиболее применимы такие методы страхования валютных рисков, как выбор валюты цены внешнеторгового контракта; включение в контракт защитной валютной оговорки; регулирование валютной позиции по заключаемым контрактам.
Сущность правильного выбора валюты цены внешнеэкономического контракта заключается в установлении цены в такой валюте, изменение курса которой наиболее выгодно. Регулирование валютной позиции по контрактам представляет собой обеспечение сбалансированности структуры денежных требований и обязательств по заключенным контрактам. При использовании данного метода страхования необходимы достоверные прогнозы динамики валютных курсов. Однако в связи с тем, что ожидания понижения или повышения валютного курса могут не оправдаться, не всегда имеется возможность выбора правильной валюты цены. Вместе с тем удачно выбранная валюта цены позволяет не только избежать потерь, связанных с изменением валютных курсов, но и получить определенную прибыль.
Включение в контракт валютной оговорки предусматривает корректировку цены контракта в случае изменения соответствующего валютного курса сверх установленных пределов.
Исторически самым первым методом страхования валютных рисков являлись защитные оговорки. При выборе защитных оговорок учитываются особенности законодательства контрагентов, политическая и экономическая ситуация стран, перспективы изменения валютного курса и т.д.
К защитным оговоркам относятся золотая оговорка, которая основана на фиксации золотого содержания валюты платежа пропорционально изменению золотого содержания на дату исполнения. В настоящее время золотая оговорка не применяется в связи с ямайской валютной реформой, отменившей золотые паритеты стран - членов МВФ и официальную цену золота. В современных условиях используют валютные и товарно-ценовые оговорки.
Валютная оговорка - это условие в международном контракте или соглашении, оговаривающее пересмотр суммы платежа пропорционально изменению курса валюты оговорки с целью страхования валютного или кредитного риска экспортера или кредитора от риска обесценивания валюты. Составными элементами механизма валютной оговорки являются начало ее действия, зависящее от установленного в контракте предела колебания курса; ограничение действия валютной оговорки при изменении курса валюты платежа против курса валюты оговорки; период определения условной стоимости валютной корзины на момент платежа; дата базисной стоимости валютной корзины.
Валютные оговорки могут быть косвенные, прямые, мультивалютные. Косвенные оговорки применяются в случаях, когда цена товара зафиксирована в одной из наиболее распространенных в международных расчетах валют, а платеж предусматривается в другой (обычно национальной) валюте.
Прямые валютные оговорки применяются в случае совпадения валюты цены и валюты платежа, но величина суммы платежа, указанная в контракте, ставится в зависимость от изменения курса валюты платежей по отношению к более стабильной валюте.
Мультивалютные оговорки представляют собой оговорки, действия которых основаны на установлении суммы платежа пропорционально изменению курса валюты платежа, не к одной, а к набору валют («валютная корзина»), курс которых рассчитывается как их средняя величина.
С целью страхования экспортеров и кредиторов от инфляционного риска используются товарно-ценовые оговорки, которые выступают одним из основных условий, включаемых в международные экономические соглашения.
К товарно-ценовым оговоркам относятся следующие оговорки: оговорка о скользящей цене, повышающейся в зависимости от ценообразующих факторов; индексная оговорка; комбинированная оговорка. Может применяться компенсационная сделка для страхования валютных рисков в случае, когда сумма кредита согласовывается с ценой в определенной валюте товара, поставляемого в счет погашения кредита с целью избежания изменения этой суммы вследствие колебания цен и курсов валют. Комбинированная валютно-товарная оговорка используется для регулирования суммы платежа с учетом изменения валютных курсов и товарных цен. При использовании индексных оговорок сумма платежа зависит от индексов цен.
Регулирование валютной позиции по заключаемым контрактам во внешнеэкономической деятельности предприятий применяется при заключении большого числа внешнеторговых контрактов. Использование этого метода страхования не требует прогнозирования изменения валютного курса и обеспечивает гарантии от убытков по валютным рискам. Данный метод может использоваться в сочетании с другими методами.
При страховании от потерь, связанных с изменением курса валюты в определенном направлении, могут использоваться валютные опционы. Валютный опцион представляет собой сделку между покупателем опциона и продавцом валюты, которая дает право покупателю опциона покупать или продавать по определенному курсу объем валюты в течение обусловленного времени за вознаграждение, уплачиваемое продавцу.
Существует система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая в будущем вероятные изменения обменных валютных курсов и позволяющая полностью или частично уклониться от риска, связанного с этими изменениями. Эта система называется «хеджирование». Сущность основных методов хеджирования сводится к тому, чтобы осуществить валютно-обменные операции до того, как произойдет неблагоприятное изменение курса, либо компенсировать убытки от подобного изменения за счет параллельных сделок с валютой, курс которой изменяется в противоположном направлении, т.е. хеджирование предполагает создание компенсирующей валютной позиции или компенсацию одного валютного риска другим, соответствующим риском.
Хеджирование - это страхование рисков от неблагоприятных изменений цен по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Наиболее распространенным видом хеджирования являются срочные (форвардные) сделки с иностранной валютой. В случае падения курса валюты платежа убытки по экспортному контракту покрываются за счет курсовой прибыли по срочной валютной сделке.
Защитными формами от обесценения валют являются фьючерсные сделки и валютные опционы. Фьючерсные валютные сделки выступают в качестве элемента страхования от валютных рисков и заключаются уполномоченным банком по просьбе заявителя. Эти сделки сводятся к покупке на валютной бирже банком обязательства по выплате указанной заявителем валюты к сроку предстоящего платежа.
Валютный опцион представляет собой сделку между продавцом валюты и покупателем опциона, при которой покупатель правомочен приобретать валюту по фиксированному в соглашении курсу в течение оговоренного периода за вознаграждение, выплачиваемое продавцу. Тем самым покупатель опциона осуществляет страхование от потерь, которые могут возникнуть вследствие изменения курса валюты.
Следует отметить, что развитие страховых услуг по всем направлениям внешнеэкономической деятельности будет способствовать гарантированной страховой защите имущественных интересов его участников.
Страхование контейнеров.
Как показывает международная практика, наиболее эффективной с точки зрения сохранности грузов является их транспортировка в специальных контейнерах. В связи с этим за последние два десятилетия транспортировка в контейнерах получила самое широкое распространение как во внешнеторговых, так и во внутренних перевозках грузов.
Большое распространение форм и размеров применявшихся контейнеров привело к необходимости их стандартизации, особенно в международных морских перевозках. В практику перевозок внедрены крупномасштабные 10-, 20-, 30- и 40-футовые контейнеры. Их тип и размеры одобрены большинством стран мира, в том числе и бывшим Советским Союзом.
Организация в нашей стране контейнерной транспортной службы (КТС) потребовала создания специализированного подвижного состава: судов-контейнеровозов, удлиненных железнодорожных четырехосных платформ для одновременной перевозки трех 20-футовых контейнеров, автомобильных полуприцепов и тягачей; сооружения специализированных контейнеров, станций и терминалов (причалов), оборудованных высокопроизводительными перегрузочными средствами большой грузоподъемности, специальными автоконтейнеровозами и т. п.
Контейнерные перевозки стали самостоятельным видом перевозки грузов и в настоящее время широко обеспечены возможностью непрерывной последовательной транспортировки морскими, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами.
Для транзита через территорию нашей страны таких крупнотоннажных контейнеров создана международная транссибирская контейнерная пиния.
Страхование контейнеров имеет определенную специфику. Объектом страхования являются сами контейнеры как емкости для помещенных в них грузов, однако они являются частью судна, предназначены для последующего снятия с судна в местах перевалки и перевозки содержащихся в них грузов на других средствах транспорта или для складирования и, следовательно, не могут быть застрахованы на условиях страхования судов. Их страхование осуществляется по специальными договорам страхования, заключенным обычно на стандартных английских условиях. Объем страхового покрытия при этом может быть различным. Страхование контейнеров может быть произведено как на условиях от всех рисков, так и на более узких условиях, покрывающих риск гибели контейнеров, падающую на контейнеры долю в общей аварии, расходы по спасению контейнеров, предотвращению и сокращению убытков.
При сравнительно небольшой стоимости контейнеров - от 2 до 10 тыс. долл. США за штуку в зависимости от размера и материала изготовления - общая их стоимость на борту контейнеровоза средней грузоподъемности составляет 3-4 млн.долл. США, а на крупных судах достигает 10 млн. что уже является значительным риском.
Считается, что наибольшая амортизация контейнера происходит в первые годы эксплуатации и составляет после первого года 30 %, через два следующих года еще 20 % и еще по 10 % через три и через пять лет.
Принимая на страхование риск гибели или повреждения контейнеров, страховщики обычно ограничивают свою ответственность по одной отправке определенными пределами как на время морской перевозки, так и отдельно на время сухопутной. Кроме того, для освобождения страховщика от мелких убытков применяется франшиза 100-500 долл. США. Непременным условием страхования контейнеров является наличие четкого изображения на них порядковых номеров и других опознавательных знаков.
При страховании контейнеров на условиях от всех рисков страховщик принимает на себя ответственность в пределах обусловленных лимитов за риски их полной гибели и повреждения в течение периода страхования, включая перевозку контейнеров на палубе.
Страховщик не несет ответственности за естественный износ или постепенное ухудшение качества контейнеров, а также за их гибель, повреждения и возможные расходы, вызванные задержкой рейса или естественными свойствами объекта страхования.
Ответственность страховщика за утрату механизмов контейнера наступает в случае полной гибели контейнера, однако в ряде случаев может быть предусмотрена ответственность страховщика за их повреждение.
Если контейнер поврежден, но повреждение не привело к его полной гибели, размер страхового вознаграждения не должен превышать разумной стоимости его ремонта. Если произошла последующая полная гибель поврежденного контейнера, ремонт которого не был сделан до его гибели, то страховщик отвечает лишь за полную гибель контейнера и не должен выплачивать какие-либо суммы по несостоявшемуся ремонту, хотя бы эти суммы и были подтверждены ранее.
В случаях, когда стоимость восстановительного ремонта контейнера превышает его страховую сумму, считается, что контейнер потерпел полную конструктивную гибель, и соответственно убыток возмещается как за полную гибель.
Расходы по общей аварии и расходы по спасению подлежат возмещению обычно в соответствии с законодательством страны владельца контейнера или, если это предусмотрено в договоре фрахтования, согласно Йорк-Антверпенским правилам. Причем, если контрибуционная сумма превышает страховую стоимость контейнеров, страховщик обязуется оплатить сумму контрибуции.
Если в договор фрахтования включена оговорка о взаимной вине в столкновении, согласно которой владельцы контейнеров обязаны возместить перевозчику падающую на контейнеры часть убытков, взысканных с перевозчика владельцами другого судна, страховщик, по условиям страхования контейнеров от всех рисков, обязуется компенсировать страхователям (владельцам контейнеров) выплаченные ими суммы, но только в той доле, в которой убыток подлежит возмещению по условиям страхования. Специальная оговорка обусловливает, что данное страхование не должно служить источником извлечения выгоды перевозчиками или депозитариями.
Передача прав или интереса по полису или передача сумм, подлежащих выплате по условиям страхования, не может осуществляться и признаваться страховщиком без датированного и подписанного страхователем или его представителем соответствующего извещения о таких передачах и передаточной надписи на полисе до уплаты убытка или возврата страховой премии.
В случае продажи (отчуждения) контейнера страхование считается аннулированным со дня его продажи. При аннулировании договора страхования со стороны страхователя возврату подлежит премия, согласованная сторонами.
Специальная оговорка условий страхования контейнеров от всех рисков освобождает страховщика от ответственности по убыткам, вызванным конфискацией, захватом, арестом, запрещением или задержанием и их последствиями, а также попытками совершить такие действия. Кроме того, по смыслу этой оговорки страховщик не несет ответственности за последствия неприятельских действий или военных операций, независимо от того, было объявлено о начале военных действий или нет.
Страховщик освобождается также от ответственности по убыткам, причиненным вооруженными выступлениями, мятежами, гражданскими столкновениями и пиратскими действиями.
Страховщик не несет ответственности за гибель или повреждения контейнеров, а также возможные расходы по убыткам, прямо или косвенно вызванным ионизирующей радиацией и загрязнением радиоактивностью от ядерного топлива или отходов сгорания ядерного топлива; воздействием радиоактивных, токсичных, взрывоопасных и других свойств ядерных соединений и их компонентов.
Условиями по страхованию контейнеров от всех рисков предусматривается также, что страховщик не отвечает за гибель или повреждение контейнеров и за возможные расходы по убыткам, вызванным конфискацией и причиненным забастовщиками, участниками локаутов или лицами, принимающими участие в трудовых конфликтах, восстаниях и гражданских волнениях.
Таким образом, как и обычно по другим видам страхования, из страхового покрытия исключается весь комплекс рисков, подпадающих под понятие военных и забастовочных. По соглашению сторон некоторые из них могут быть включены в страховое покрытие за дополнительную премию.
Заключение договора страхования производится на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать основные чанные об объекте: тип контейнера, объемные показатели, стоимость, наименование судна-перевозчика, дату выхода судна в рейс, пункт отправления, пункты назначения и перегрузок и т. п.
Бремя доказательства, что гибель или повреждение застрахованного контейнера произошли в результате воздействия опасностей, покрытых страхованием, лежит на страхователе. Если в договоре страхования не предусмотрено иного, убытки от повреждения контейнеров возмещаются в сумме, не превышающей стоимости восстановления поврежденных или погибших частей, за вычетом процента естественного износа этих частей на момент аварии.
Для разрешения возникших споров в договоре предусматривается место и порядок арбитражного разбирательства.
При страховании контейнеров на других условиях, которые принято сокращенно называть «от полной гибели», возмещаются только убытки гибели контейнеров, а также падающая на контейнеры доля по общей аварии, расходы по спасению контейнеров и предотвращению или уменьшению убытков, подлежащих оплате по условиям страхования. Затраты на ремонт контейнеров (кроме случаев общей аварии) по данному условию страхования возмещению не подлежат. В остальном оба вида условий совпадают.
При страховании контейнеров (приеме на ответственность и установлении ставки премии) следует иметь в виду, что стоимость с каждым годом неизменно возрастает.
Как и при всяких работах с тяжеловесными грузами, работы по обработке, транспортировке, перевалке и складированию контейнеров могут быть связаны с причинением материального или физического ущерба третьим лицам, который по закону должен быть возмещен виновной стороной.
Поэтому, помимо страхования контейнеров от гибели или повреждения, страховщики принимают на страхование риск гражданской ответственности владельцев или арендаторов контейнеров за вред, который может быть причинен личности или имуществу третьих лиц в связи с использованием контейнеров. Покрытие предоставляется на условиях страхования гражданской ответственности с учетом специфики объекта страхования.
Страховщики при этом обычно ограничивают свою ответственность установлением определенных лимитов при приеме риска. Лимиты устанавливаются раздельно: за увечье или смерть одного лица; за уничтожение или повреждение имущества третьих лиц; за причинение увечья или смерти нескольким лицам и/или уничтожение или повреждение имущества нескольких лиц по одному страховому случаю.