Тема 3. Основные инструменты финансового менеджмента
Деньги как главный источник формирования первоначального капитала, необходимого для создания и нормального функционирования предприятия. Особые черты и функции денег в условиях рыночной и трансформационной экономики. Цена денег и ее изменение во времени. Факторы, влияющие на цену денег. Простые и сложные проценты определения цены денег и способы их исчисления. Понятие будущей стоимости денег. Дисконтирование как процесс исчисления актуальной стоимости будущих поступлений. Риск и формы его проявления: производственный, коммерческий и финансовый. Политика управления рисками, ее содержание. Оценка степени предельно допустимого риска и возможности его снижения. Методы прогнозирования степени допустимого риска. Предупредительные меры, способствующие снижению величины рисковых потерь: совершенствование системы планирования; создание резервов; маневрирование материальными и денежными ресурсами, страхование рисковых операций.
Тема 4. Капитал организации.
Первоначальный капитал и его роль в создании предприятия. Основные правила формирования первоначального капитала. Методы определения необходимого объема первоначального капитала. Метод прямого и аналитического счета. Источники финансирования первоначального капитала. Классификация собственных и заемных источников. Особенности формирования первоначального капитала на предприятия различных организационно правовых форм. Текущий капитал, как важнейший элемент деятельности предприятия. Факторы, влияющие на величину текущего капитала: инфляционные процессы; изменение цен на сырье, товары; задержки в денежных платежах. Источники финансирования текущего капитала и их мобилизация. Рациональная структура собственных и заемных источников, определение формы заемных средств с учетом затрат, связанных с их приобретением.
Тема 5. Цена капитала и способы ее определения.
Цена капитала и ее значение при определении рациональной структуры капитала, выборе источников финансирования намечаемых мероприятий. Факторы, влияющие на рыночную цену капитала. Виды цен и методы их определения. Определение уровня затрат на формирование собственного капитала. Обоснование затрат на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, как часть собственного капитала. Средневзвешенная цена всего капитала, как затраты предприятия при его формировании и использовании. Элементы средневзвешенной цены капитала: затраты отдельных видов капитала; удельный вес каждого источника в общей сумме. Оптимизация структуры капитала с учетом затрат.
Тема 6. Формы и методы привлечения заемных средств.
Экономическая сущность заемного капитала, условия его приобретения. Формы привлечения заемного капитала. Банковский кредит, его разновидности. Методы исчисления и уплаты процентов за банковский кредит. Коммерческий кредит, как форма привлечения заемных средств. Лизинг как один из методов кредитования предприятия. Достоинства и недостатки данной формы финансирования основных фондов. Альтернативные формы привлечения заемных средств, их виды. Облигации как активный финансовый инструмент, расширяющий возможности увеличения капитала за счет привлечения средств других юридических и физических лиц. Сущность факторинга, как особой формы привлечения на короткий промежуток времени денежных средств. Механизм определения цены факторинговых услуг. Сравнение объема затрат на факторинговые услуги с эффектом их использования. Понятие форфейтинга, его объекты и субъекты. Определение эффекта финансового рычага при проведении политики заимствования. Условия положительного эффекта действия финансового рычага и их учет при выборе политики заимствования.