Структура отраслевых социальных инвестиций но направлениям использования, % от общего объема социальных инвестиций
Отрасли экономики | Персонал | Здоровье | Сбережение ресурсов | Развитие местного сообщества | Другое |
Топливный комплекс | 35.5 | ||||
Металлургия | 36,4 | 15,5 | 37,7 | 2,4 | |
Электроэнергетика | 40,7 | 9,1 | 4,9 | 1,5 | |
Машиностроение | 61,8 | 6,8 | 5.5 | 1,2 | |
Торговля | 47.1 | 10,1 | 11,7 | 20,2 | 9,4 |
Финансовый сектор | 75,9 | ||||
Межотраслевые холдинги | 1,7 | 13,8 | 18,6 | 20.9 | |
В среднем | 52,3 | 12,6 | 10,1 |
Источи и к: Оценка влияния программ корпоративной социальной ответственности на имидж компании / Под ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров. 2006.
Согласно результатам количественных измерений «индекса социальных инвестиции»[56] среднегодовая величина социальных инвестиций в России на одного работника за последние пять лет составляет 28,3 руб., отношение объемов социальных инвестиций к валовым продажам — 2%, а к балансовой прибыли — 11%.
Основные формы участия бизнеса в социальных программах представлены в табл. 4.30.
Дискуссии о социальной ответственности бизнеса, начавшиеся на Западе в начале XX столетия, обусловлены выходом в 1899 г. книги Э. Карнеги «Евангелие богатства». Пристальное внимание западной общественности к вопросам социальной ответственности бизнеса вызвало к жизни появление эталонных моделей социально ответственных корпораций. Например, Кристофер Стоун в своей книге
Таблица 4.30
Форма участия крупного бизнеса в решении социальных проблем (допускалось до пяти ответов), %
Развитие материальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта. | 56,6 |
Создание новых рабочих мест | 55,8 |
Денежная и материальная помощь представителям наиболее уязвимых социальных групп — малоимущим, беженцам, переселенцам, беспризорным детям, инвалидам. | 51,1 |
Предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий (лечение, детские учреждения и т. д.) | 36,4 |
Решение социальных проблем регионов (дорога, водо- и энергоснабжение и т. п.) | .35,3 |
Создание центров повышения квалификации и переобучения рабочих | 33,4 |
Борьба с социальными болезнями (наркомания, алкоголизм и т. д.) | 31,3 |
Выплата премий, стипендий талантливым студентам, ученым, деятелям искусства, спортсменам | 30,9 |
Защита окружающей среды | 30,2 |
Создание условий для роста экономической активности населения (кредитование, страхование, банковские услуги и т. д.) | 16,7 |
Реставрация памятников культуры и религии | 15,5 |
Создание условий для развития частного предпринимательства и малого бизнеса | 11,4 |
Улучшение ситуации и области прав человека | 10,1 |
Сокращение дискриминации в сфере труда, ликвидация принудительного и детского труда | 9,1 |
Поддержка бизнесом социальных инициатив граждан и общественных организаций | 6,5 |
Затруднились ответить | 1.4 |
«Культура корпорации» рисует образ социально ответственной корпорации.
Корпорация как гражданское лицо:
· заботится о соблюдении законов (даже если имеется возможность их обойти при высокой прибыльности);
· содействует законотворчеству, добровольно предоставляя имеющуюся информацию о дополнительных мерах, необходимых в данной отрасли;
· соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегает к обману, взяточничеству.
Корпорация как производитель:
· ориентируется на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам.
Корпорация как работодатель:
· заботится о безопасности производства;
· заботится о хорошем эмоциональном состоянии и материальном положении своих работников;
· не допускает дискриминации.
Корпорация как субъект управления ресурсами заботится:
· об эффективном использовании ресурсов;
· об эстетике занимаемого земельного участка.
Корпорация как объект инвестирования:
· защищает интересы инвесторов;
· полностью и правдиво предоставляет информацию о своем экономическом положении.
Корпорация как конкурент:
· не принимает участия в нечестной конкуренции, с одной стороны, и необоснованном ограничении конкуренции — с другой.
Корпорация как участник социального развития:
· стимулирует нововведения и реагирует на внедрение новой продукции и технологии;
· не забывает, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни территории и признает связанную с этим ответственность.
На Западе бизнес испытывает большое давление со стороны общественности, и те, кто беспокоятся о своей репутации, ведут с ней интенсивный диалог, так как он (бизнес) несет ответственность за социальное содержание своей деятельности[57]. Если он не делает этого добровольно, то общественность и государство заставят его сделать это, но в этом случае компания «теряет лицо». Таким образом, современный подход к проблеме социальной ответственности бизнеса связан с изменением приоритетов предпринимательской деятельности. Функционирование бизнеса своим существованием обязано обществу и должно нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом, обеспечивая социальное развитие прилегающей территории.
Социальная ответственность как явление может трактоваться как система обязанностей (или обязательств) граждан, принадлежащих к конкретной социальной группе, по отношению к другим группам граждан либо к обществу в целом. Очевидно, что комплекс названных обязанностей или обязательств будет определяться ролью и местом конкретных социальных групп в системе экономических отношений в обществе.
Одна из главных тенденций современного социально-экономического развития — социализация бизнеса, отчетливо прослеживаемая с начала 1990-х гг. Международная конференция по устойчивому развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, стала поворотным пунктом, зафиксировавшим новые требования со стороны мирового сообщества к корпорациям по повышению их социальной ответственности; явилась мощным импульсом активизации изучения роли крупных компаний в решении социальных проблем, а также разработки программных политических документов на корпоративном, национальном и международном уровнях, определяющих сферы социальной ответственности и социальные функции бизнеса.
Рост внимания к развитию социальных функций предпринимательского сообщества привел к пересмотру традиционных взглядов на управление социально-трудовой сферой и на роль субъектов рынка труда в ее рамках. Сегодня в политической и научной среде сформировалось мнение, что крупный бизнес должен стать равноправным партнером социального развития. От того, насколько успешно фирмы сумеют объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будут зависеть конкурентоспособность и продуктивность бизнеса. Если он не возьмет на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально-трудовой сфере, то станет первой их жертвой. Для предотвращения дальнейшей социальной поляризации и дестабилизации потребуются крупные финансовые средства, и именно коммерческие структуры в первую очередь будут обложены высокими налогами. Это приведет к снижению конкурентоспособности, ухудшению экономической конъюнктуры и дальнейшему обострению социальных проблем.
С недавних пор в Российской Федерации стали уделять больше внимания проблемам, связанным с принудительным трудом, нелегальной миграцией и торговлей людьми. Россия стоит перед особенно тяжелыми проблемами не только как страна, из которой происходит эмиграция женщин и мужчин в страны Западной Европы, но также как страна, в которую в поисках работы прибывает много людей из республик бывшего СССР.
В России включение проблемы социальной ответственности бизнеса в число приоритетных обусловлено схожими причинами. Главные из них — нехватка ресурсов бюджета для проведения полноценной социальной политики и объективно высокая роль крупных корпораций в развитии регионов. Существует также политическая причина — вступление отношений государства и крупных бизнес- структур в новый этап[58].
Сегодня в России формируются условия и предпосылки, чтобы бизнес стал социально ответственным[59]. Начало этому процессу было положено финансовым кризисом 1998 г., который фактически подвел черту под эпохой первоначального перераспределения государственной собственности, ее перехода в частные руки. Одновременно завершился этап первоначального накопления капитала в ее современной российской интерпретации, на котором вопрос о социальной ответственности кого-либо перед кем-либо вообще не стоял.
Достаточно долгое время в общественном сознании предпринимателей и населения России социальная ответственность бизнеса ассоциировалась исключительно с благотворительностью.
Философия благотворительной деятельности организации соотносится со стремлением повысить уровень образования и общей культуры граждан России, раскрыть их таланты, формирующие благоприятную основу успешного предпринимательства. Например, компания «Интеррос» в течение многих лет поддерживает программы в области образования и проекты, направленные на сохранение и поддержку российской культуры. За активную благотворительную деятельность в области культуры и искусства холдинговая компания «Интеррос» награждена Почетным дипломом Президента РФ.
Примером современной благотворительной деятельности может выступать Альфа-Банк, являющийся крупнейшей в России частной банковской группой. Моральные основы ведения бизнеса Альфа Банка и философия благотворительности связаны с поддержкой национального искусства и культуры. Банк:
· инициатор и организатор крупных проектов, направленных на поддержку лучших образцов российской культуры, сохранение художественных, исторических ценностей и памятников;
· финансирует программы, направленные на оказание помощи талантливой молодежи и детям, оставшимся без родителей;
· активно участвует в сохранении дикой природы России и является членом Всемирного фонда дикой природы.
В январе 2002 г. Альфа-Банк занял первое место в пресс-рейтин- ге, осуществленном Национальным институтом исследования репутаций для газеты «Известия», по степени упоминаемости в связи с благотворительными и спонсорскими акциями в центральной и региональной прессе.
Лучшие отечественные традиции деловой этики поддерживаются и в ОАО «Горнометаллургическая компания «Норильский никель» («Норникель»).
Приоритетом благотворительных программ «Норникеля» является поддержка территорий хозяйствования и образовательных учреждений, содействие их устойчивому социальному развитию.
На рис. 4.29 отражены основные направления благотворительной деятельности компании «Норникель».
Приведенные примеры еще раз подчеркивают, что серьезный, успешный бизнес всегда подразумевает глубокие нравственные основы. Их теоретическое осмысление возникло в результате попытки обобщения наиболее эффективного делового опыта и производственной практики ведущих мировых организаций.
Однако формирование этического кодекса отдельного предпринимателя или организации - это сложный процесс. Чтобы благотворительность способствовала формированию соответствующего имиджа организации, целесообразно использовать международный опыт.
Современные международные базовые принципы этики ведения бизнеса приняты в 1986 г. лидерами японских, европейских и американских предприятий. В табл. 4.31 приведены основные этические правила бизнеса, определяющие моральный облик организации.
Таблица 4.31