Тема 1:понятие и структура бюджета. бюджетная система, принципы её функционирования
Бюджет - это форма образования и использования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач, возложенных на государство.
С помощью гос. бюджета гос. власти получают финансовые ресурсы для содержания гос. аппарата, армии, осуществления соц. мероприятий, реализации экономических задач, т.е.на выполнение функций, возложенных на государство.
Гос. бюджет является основным финансовым планом страны и даёт органам гос. власти реальную возможность реализации своих властных полномочий. Бюджет отражает необходимую государству сумму средств, тем самым влияет на налоговую политику государства. Бюджет формирует и фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение ВВП, что позволяет ему быть эффективным регулятором экономики.
Бюджет является категорией экономической и представляет собой экономические взаимоотношения, которые возникают между государством в лице соответствующих органов гос. власти и населением и юридическими лицами. Как экономическая категория бюджет является частью финансовой системы, представляет собой финансовые отношения, соответствующих ему присуще: денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет 4 основные функции:
- перераспределение ВВП - проявляется через формирование и использовании централизованных фондов денежных средств по уровням гос. и муниципальной власти и управления (территориальное перераспределение, перераспределение между отраслями экономики, перераспределение между слоями населения). С помощью гос. бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь в стране,э кономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку отраслей и территорий, регулируя т.о.экономические отношения государство способно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережний, изменять структуру спроса и предложения.
Процесс перераспределение ВВП происходит в 2 взаимосвязанных стадиях:
1. Формирование доходов
2. Использование средств ( расходы бюджета).
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствующих с действующим законодательством ПМР в распоряжении органов гос. власти и управления, органов местного самоуправления.
Доходы различны по своей структуре, экономическому содержанию и плательщикам, но преследуют единую цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Доходам свойственна обезличенность и денежный характер.
Доходы носят налоговый и неналоговый характер. Основной источник налоговых доходов - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного перераспределения ( прибыль, заработная плата). Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности самого государства или в результате перераспределение ранее полученных доходов между уровнями бюджетной системы.
Расходы бюджета- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов гос. власти и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы. Носят транзитный характер.
В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а сами расходы осуществляют бюджетополучатели. За счет средств бюджетов происходит перераспределение между уровнями бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии, бюджетные кредиты.
Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.
Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном плане и зависит как и структура доходов, от экономической ситуации в стране общественных приоритетов.
-гос. регулирование и стимулирование экономики
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и проведение соц. политики
- контрольная - действуют одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность гос. контроля по 2 направлениям:
Полнота и своевременность поступления доходов в бюджет
Контроль за целевым и эф-м использованием бюджетных средств.
Бюджетная система.
Бюджетное устройство - это организация гос. бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения, возникающие между звеньями бюджетной системы, правовые основы функционирования бюджетной системы, состав и структура бюджетов различных уровней, процедурные стороны рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.
Бюджетная система-которая представляет собой совокупность бюджетов государства, бюджетов административно-территориальных единиц, бюджетов внебюджетных фондов, а также самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, гос. устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система - это главное звено финансовой системы государства.
По степени распределения власти между центром и административно-территориальным образованием все гос. подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное - форма государственного устройства, при которой админ-терр образования не иеют собственной автономии и самост. дейст- ет единая констиуция, системы права, единые органы гос. власти, централизов управление эономич и прлитич процессами в стране.бюджетная система состоит из двух уровней-гос. бюджет и местные бюджеты.
Федертивное-форма гос. устр-ва, при которой гос. образование или админ-террит образования имеют собственную госуд-ть и обладают опред политической и экономич самостоятельностью в пределх распред между ними и цетром поломочий. Бюджтная ситема трех уровнева и состоит з-федералного бюджета,бюджетов субъетв федераций,местные бюджеиы.
Конфедерация-пост являетсяения,союз двкх или неск госуд,объед длч досиж полит,экономич,военных целей. Бюджет таого госкд формир за счет взносов участников,бюджетны и налоговые системы сохраняются в том же виде.
Бюджт систма пмр совокупность бюджетов,сформиров на территориии пмр,согласно законодательству пмр. Состав:
Республик бюджет
Местные бюджены - 8 бюджетов.состоят из городских,районных,поселковых,сельких
Спец бюджетные фонды-дорожный фонд пмр,республик и территор экологический фонды,гос. целевой фонд таможенных органов, фонд гос. резерва,фонд по обеспечению гос. гарантий, по расчеетам с гражданами,имеющих право на земмельную долю-пай,республ фонд развития инноваций и науки,резерный фонд президента,резервный фонд прав-ва. Средства фондов является целевыми и не подлежат изъятию на финансирование иных целей
Внебюджетные фонды-гос. фонд обязательного гос. соц. иального страхования-ранее действовало три фонда-пенсионный фонд, фонд соц. страхования,фонд содействия занятости.
Гос. бюджет является конолидированным бюджетом.
Бюджетная система пмр базируется на след источниках права-конституция,закон о бюджетной системе пмр 1995 г., закон о бюджетной классификации пмр, закон о республиканском бюджете на фин год и среднесрочную перспективу, закон об органах местной власти и местного самоуправления, концепция бюджетной и налоговой политики на очередной фин год и среднесрочную перспективу( утверржд постановлением вс), прогноз соц. иально-экономического развития пмр очередной фин год и среднесрочная перспектива, основные направления денежно-кредитной политики, методические рекомендации по составлению бюджета ( приним постановлением правительства).
Состояние превышения расходов над доходами бюджета опред понятием дефецит бюджета. При его наличии первоочередному финансированию подлежат соц. иально-защищенные статьи - заработная плата с отчислениями ( денежные довольствия военнослужащих), содержние детей-сирот,детских домов,детских домов семейного типа, интернатов,домоа-ветеранов,реабилитационных центров детей-инвалидов, домов ребенка,пособия для детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, приобретение медикаментов, приобретение продуктов питания, приобр молочных смесей, соц. пенсии и компесационные выплаты,стипендии,приобретение гсм для станций скорой помощи и ряда специализированных лечебных учреждений ( туберкулез,вич,спид,психоневрологические учреждения), пенсии и пожизненное содержание, лечение больных за пределами пмр, протезирование длч льготной категории населения, трансыерты местным бюджетпм, трансферты на поэтапную индексацию, восстановление сбережений граждан, расходы на содержание миротворческих сил пмр, расходы на реализацию программ гос. целевых в области здравоохранения и образования, текущий ремонт при аварийных ситуациях.
Перечень этих статей опред ежегодно и принятии закона о республиканском бюджете.
Источники погашения бюджетного дефицита-формирование гос. задолженикак правило за счет гос. займов или соответствующих кредитов, формы и размер которых ежегодно опед законом о республиканском бюджете,покрытие дефицита бюджета за счет эмиссии не допускается.
Вс принятии республ бюджета,а местные бюджеты принятии местных бюджетов устанавливают величину предельного размера дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного дефицита бюджета либо значительное недопоступление доходов,то вводится механизм секвестра расходов.предст собой пропорц сокращение гос. расходов бюджета, проводимое в теч времени, оставш до конца фин года. Решение о сексестировании примнимается вс до 25 числа первого месяца периода на гос. расходы которого распр механизм секвестирование. Ем не подлежат соц. защищенные статьи.