Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
В соответствии со ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа; начисление пени; иные меры.
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются (ст. 283 БК РФ): неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; иные основания.
Действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.
К нарушениям бюджетного законодательства относятся: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата; неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств; иные нарушения предусмотренные главой 28 БК РФ.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством в виде наложения пени и штрафов; в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях в виде штрафов и изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению; при наличии состава преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие виды финансового контроля предусмотрены бюджетным законодательством?
2. Назовите органы, обеспечивающие бюджетный контроль по линии законодательной власти?
3. Какие органы осуществляют финансовый контроль по линии исполнительной власти?
4. Каковы функции и полномочия государственных органов финансового контроля?
5. Какие меры применяются к нарушителям бюджетного законодательства.
6. Что является основанием для применения мер принуждения?
7. Какие нарушения бюджетного законодательства предусмотрены БК РФ?
8. Какие санкции и какими нормативными актами предусмотрены за нарушения бюджетного законодательства?