Общенаучные и специфические методы исследований
Критерии классификации методов исследования.
Общенаучные и специфические (частные) методы исследований.
Эмпирические и теоретические методы.
Использование общенаучных методов в исследовании социально-экономических явлений.
Выбор методов исследования в соответствии со спецификой объекта и предмета исследования.
Планирование исследовательской деятельности.
Сущность и значение планирования исследовательской деятельности.
Программа и план исследования.
Разработка плана исследования.
Важнейшие принципы планирования.
Организация исследовательской деятельности.
Понятие и содержание организации исследовательской деятельности.
Выбор формы организации исследований.
Технологическая схема исследований
Научная и практическая эффективность исследовательской деятельности.
Понятие эффективности исследовательской деятельности.
Оценка уровня качества исследования.
Методологические подходы и принципы определения эффективности.
Внешняя среда корпораций
Характерные черты внешней среды корпорации.
Реальные субъекты отношений и прав собственности корпорации.
Деловая среда корпорации (среда прямого воздействия): основные факторы и их воздействие на поведение корпорации.
Факторы среды косвенного воздействия. PEST-анализ.
Литература
1. Волкова, В. Н. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. – СПб.: Изд-во СПбПУ, 2003.
2. Орехов, А. М. Методы экономических исследований: Учебное пособие / А. М. Орехов. – М.: ИНФРА – М, 2006.
3. Туровец, О. Г. Основы экономических исследований: Учебное пособие / О. Г. Туровец, Г. Н. Чернышева, И. Л. Борисенко. – Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2003.
4. Бабаев, Б. Д. Как писать диссертацию. В помощь аспиранту-экономисту / Б.Д. Бабаев. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004.
5. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени /
Ф. А. Кузин. – М.: «Ось-89», 2000.
6. Райзберг, Б. А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2002.
7. Скаржинский, М. И. Методология экономической науки: Учебное пособие для вузов / М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.
8. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов (МО). - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007
9. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: Учеб. пособие/ Кл.авторов: под ред. В.М. Соколинского. – М.: Кнорус, 2010.
10. Киреев А.П. Прикладная макроэкономика. Учебник. – М.: Международные отношения, 2006.
11. Расков Н.В. Макроэкономика для менеджеров: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство С. – Петерб. Ук-та, 2004.
Корпоративное управление
Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Виды корпораций, их классификация. Проблема корпоративного управления. Экономическая среда деятельности российских корпораций. Инвестиционная политика корпораций. Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации.
Порядок формирования стратегии корпорации. Три модели управления акционерными обществами развитых рынков капитала. Виды корпоративных объединений.
Корпорация в международной экономической системе. Прямые иностранные капиталовложения и транснациональные корпорации (ТНК). Основные принципы деятельности ТНК.
Корпоративные объединения и проблемы монополизации. Виды монополий. Необходимость осуществления государственной антимонопольной политики.
Особенности организации управления корпорацией. Функции корпоративного управления. Объекты корпоративного управления. Система органов управления корпорации. Управление корпорацией на основе контрольных пакетов акций. Организация депозитарного обслуживания корпорации. Корпоративное управление процессом интеграции предприятий. Корпорация как инструмент интеграции промышленного и банковского капитала. Механизм функционирования корпорации (объединений предприятий). Контроль за деятельностью корпорации. Реализация системы корпоративного управления посредством использования тактики слияний и поглощений.
Корпоративные отношения. Организация информационного обеспечения управления. Разработка и совершенствование корпоративных норм. Корпоративная культура.
Литература
1. Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
2. Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
3. Гуриев С., Лазарева О., Рачинский А., Цухло С. Корпоративное управление в российской промышленности. М.: Московский общественный научный фонд, Российская экономическая школа. – 2003.
4. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОАО Ростиздат, 2001.
5. Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П.. Стратегическое управление корпорациями (2-е издание). С-П.:Культ-информ-пресс, 2002.
6. Корпоративное управление: учебное пособие /Е.А.Иванова, Л.В.Шишикина;
7. Костиков И. Российский Кодекс корпоративного поведения: инструмент для практической деятельности. – М.: «Экономика», 2003.
8. Лазарева О.В., Рачинский А.А., Ружанская Л.С. Корпоративное управление. Екатеринбург: Уральский университет, 2003.
9. Спивак В.А. Корпоративная культура. Серия "Теория и практика менеджмента). – С-П.: СПб: ПИТЕР, 2001.
10. Пособие по корпоративному управлению: в 6 т. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. Ч.1- VI.