Анализ деловой активности
Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.
Качественные критерии — широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в отрасли или сфере бизнеса.
Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот), прибыль, величину авансированного капитала(активов).
Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет).
Показатели этой группы характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализованными) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражается, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия, и другое.
Количественная оценка делается по двум направлениям:
- степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным направлениям, обеспечение заданных темпов роста;
- уровень эффективности использования ресурсов предприятия.
Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную диагностику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:
Тп б > Тр > Так > 100% , где:
Тп б – темп изменения прибыли
Тр – темп изменения реализации
Та к – темп изменения авансированного капитала.
Эта зависимость обозначает, что:
1. Экономический потенциал предприятия возрастает.
2. По сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно.
3. Прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.
Приведенное соотношение можно условно назвать «золотым правилом экономики предприятия» (по аналогии с «золотым правилом механики»). Однако возможны отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные. В частности весьма распространенными причинами являются: освоение новых перспективных направлений приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Такая деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают сиюминутной выгоды, но в перспективе могут окупиться с лихвой.
Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них – выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансируемого капитала.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, которые являются относительными показателями: финансовых результатов деятельности предприятия.
1. Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации) = нетто-выручка от реализации / средняя величина активов
Коэффициент характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, он показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения приносящий соответствующий эффект в виде прибыли или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла денежная единица активов.