Управление денежными потоками предприятия
Потоки денежных средств, в отличие от простой передачи денег – это:
- результат возникающих на предприятии денежных отношений, которые при этом являются результатом движения денег;
- организованные и управляемые процессы;
- процессы, ограниченные определенным периодом времени (начало и конец);
- как показатель поток денежных средств имеет ряд экономич.характеристик (интенсивность, ликвидность, рентабельность, достаточность и др.).
ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ:по направленности их движ. и характеру поступлений. ПО НАПРАВЛЕННОСТИ:1.Денежные потоки(средства,получ.пред-ем).2.Денежные оттоки(ср-ва израсходованные пре-ем).ПО ХАРАКТЕРУ ПОСТУПЛЕНИЙ:1. Поток с неравными поступл.2. Поток с равными поступл.
Совокупность притоков и поступлений – это положительный поток денежных средств;совокупность оттоков и выплат денег – отрицательный поток денежных средств. Чистый поток денежных средств – это разница между суммой притоков и оттоков.
Дефицитный поток денежных средств - поступлений недостаточно для покрытия потребностей.
Целью управления денежными потоками является обеспечение сбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков во времени, их синхронизация еженедельно, ежедекадно или по мере необходимости.
Задачи управления денежными потоками:
1.Анализ формирования ден.потоков. по сферам деятельности(осн.,инвест.,фин.)2.Определение возможн.увеличения притока ДС.3. Опред.возм.сокр.оттока ДС.4.Сотавл.гибкого бюджета движ.ДС.5.Управл.разрывом между притоками и оттоками ДС.6.Разработка системы мер,напр.на поддержание ликвидности
ОСОБЕННОСТИ УПР.ДЕН.ПОТОКАМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА:риск недополуч.заплан.денежных потоков,ужесточ.контроля за ликвидностью пред-я,увеличение ответственности и нагрузок фин.служб пред-я. Потоки ДС по осн.деят.обеспечивают пост.и исп.ДС с целью выполн.пред-ем своих ф-ий. Основная деятельность явл.главным источником прибыли пред-я.
Источники поступления ДС:ден.выручка от реализ.прод.,погашение дебит.зад.,авансы,получ.от покуп-ей. Направления использ. ДС:платежи по счетам пост.и подр.,выплата ЗП,отчисл.в бюджет и т.д. Потоки ДС по инвестиционной деятельности включают приобрет..,продажу и получ.доходов от инвест-ий. Поступление ДС по инвестиц.деят-ти: продажа ОС, немат.акт.; дивиденды,проценты от долгосрочн.фин.влож.
Использование ДС: приобрет. ОС;капит.влож.;долг.фин.влож.
Фин.деят.призвана увеличивать ДС пред-я для фин.обесп.его основн.деят. и нвестиционной.
Поступление ДС по фин.деят.: краткоср. кредиты и займы;пост.от эмиссий акций; целевое финанс.
Расходы ДС по фин.деят.: возврат краткоср.кредитов и займов; возврат долг.кредитов и займов;выплата дивидендов.
Разработка экономически обоснованного платежного календаря – одно из обязательных условий эффективного управления денежными потоками (позволяет обеспечить предприятие необходимыми денежными средствами, выявить возможности увеличения выручки от продаж и прибыли, повысить эффективность структуры используемых средств.)
Планирование денежных потоков более чем на 1 месяц, осуществляется с помощью кассового бюджета (который логичнее называть бюджетом денежных потоков или бюджетом движения денежных средств). В отличие от платежного календаря планирование в кассовом бюджете осуществляется по 3 направлениям: основной, инвестиционной и финансовой. С помощью кассового бюджета предприятие решает проблему дефицита денежных средств в отдельные месяцы в течение года.
41…………………….
Сфера деятельности | Затраты | |
прямые | косвенные | |
Производство | - З/пл основных рабочих; -материальные затраты; - отчисление на социальное страхование | - оплата труда вне сферы производства; -вспомог.материалы; -Электроэнергия; -ремонт; -амортизация; -страхование; -аренда; -прочее |
Административно-управленческий аппарат | - З/пл работников аппарата; - отчисления на социальное страхование | - электроэнергия; -ремонт; -амортизация; -аренда; -страхование; -телефон; -прочие |
Реализация и сбыт | -З/пл работников отделов реализации и сбыта; -материальные затраты; - отчисл.на социальное страхование; -плата транспортным организациям. |
Общепроизводственные расходы – косвенные затраты сферы производства.
Общехозяйственные расходы – прямые и косвенные затраты административно-управленческого аппарата и сферы реализации и сбыта.
Два метода включения затрат в себестоимость:
-«Стандарт-кост», затраты делятся на прямые и косвенные, определяется полная себестоимость каждого вида продукции;
-«Директ-костинг», затраты делятся на переменные и постоянные, постоянные затраты на себестоимость единицы продукции не относятся, а включаются в общей сумме в себестоимость всего объема.
Цели эффективного управления затратами:
- увеличение прибыли за счет снижения затрат без роста объема продаж;
- повышение финанс.устойчивости предприятия;
- повышение конкурентоспособности, снижение цен, увеличение доли рынка.
(Выручка – себестоим. – коммерч.расходы – управл.расходы) + внереализационные доходы – внереализационные расходы = Прибыль до налогообложения х 20% Налог на прибыль ;
Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль = Чистая прибыль
44. Типы финансовых систем и национальные модели финансовых рынков.Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Чистая финансовая экономическая система – это совокупность механизмов, институтов или учреждений формирования, движения и использования так называемых чистых финансовых фондов (или чистых финансов).
Чистая экономическая система, объединяя три сектора – предпринимательский (коммерческий), государственный и фондовый – является элементом национальной денежно-кредитной системы (и банковской системы), без которой она вообще не может существовать и нормально функционировать.
Реальная финансовая система – это такая финансовая система, в которой формирование чистых финансов (денежных фондов, формирующихся вследствие определенной предпринимательской деятельности) дополняется формированием квазичистых финансов (денежных фондов, формирующихся в результате выпуска акций и облигаций) и так называемых фискальных (налоговых) финансов (денежных фондов, которые формируются на налоговой основе).
Реальная финансовая система состоит из трех секторов: чистый финансовый сектор, в котором денежные фонды формируются на эквивалентной основе в соответствии с действием закона стоимости; квазичиский финансовый сектор, в котором формирование денежных фондов происходит на ссудной основе за счет выпуска и реализации ценных бумаг; фискальный (налоговый) сектор, в котором формирование денежных фондов преимущественно происходит за счет налогов.
Другая типология финансовых систем выделяет три их типа – банковский, рыночный и бюджетный.
Банковский тип финансовой системы предполагает, что ключевую роль в перераспределении национального дохода играют коммерческие банки.
При рыночном типе финансовой системы главную роль в перераспределении национального дохода выполняют предприятия, способные к эмиссии ценных бумаг.
Бюджетный же тип финансовой системы предполагает, что наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется через систему бюджетов и внебюджетных фондов.
Национальная модель финансового рынка –система финансово-экономических отношений и институтов, адекватная общей национальной модели рыночной экономики страны и отражающая присущие ей факторы и цели экономического развития.
Характерными признаками англо-американской модели (США, Великобритания) является высокая доля акционерного капитала корпораций, финансирования с помощью коммерческих бумаг при пониженной роли банковского сектора в кредитовании экономики.
В континентальной модели (Германия и другие страны континентальной Европы, отчасти – Япония) присутствуют другие свойства, в целом обратные первой модели. Так, относительно более низкой является доля акционерного финансирования при повышенном значении облигационных заимствований. Малая роль отводится сектору коммерческих бумаг. Вместе с тем традиционно активными действующими лицами инвестиционного процесса являются коммерческие банки. Типично их участие в уставных капиталах промышленных предприятий. В итоге на рынке ценных бумаг преобладает или ощущается влияние банков, а их доля в финансовых активов относительно стабильна.
46. Планирование деятельности компании в кризисной ситуации.
Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса. Роль, содержание и методы планирования в значительной степени зависят от целей, стоящих перед организацией в конкретной ситуации, потому перед планированием деятельности компании в кризисной ситуации необходимо, прежде всего, проанализировать причины возникновения и заморозить ситуацию в текущем виде.
Для финансовой стабилизации предприятия в условиях кризиса необходимо грамотно преодолеть три этапа:
1.Устранить неплатежеспособность.
2.Восстановить финансовую устойчивость.
3.Обеспечить финансовое равновесие в длительный период.
4.Особенностью планирования в условиях нестабильности является прогнозный характер.
План содержит лишь ориентиры, в соответствии, с которыми руководство собирается действовать в условиях неопределенности: изменения цен, движения партнерских связей и пр.
Изменение условий меняет планы. Поэтому планы часто носят многовариантный характер. Самым детализированным уровнем планирования является БЮДЖЕТИРОВАНИЕ. Бюджетное планирование предполагает разработку основного бюджета – главного бюджета на определенный срок – месяц, квартал, год, результатом которого явл.план получения операционной прибыли, и ряда финансовых бюджетов: бюджета денежных поступлений и выплат, планового баланса активов и пассивов. Разработка главного бюджета основана на построении совокупности взаимосвязанных «поддерживающих» бюджетов. Рассмотрим на схеме:
Крупные компании обычно имеют диверсифицированную систему поддерживающих бюджетов, а маленькие фирмы могут опираться на более узкий круг поддерживающих бюджетов. Термин бюджетное планирование используется для корректировки показателей, имеющих отрицательную динамику. Для компаний, находящихся в кризисной ситуации так же используют БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ, т.к.вывод компании из кризиса напоминает во многом рискованный бизнес-проект. Особенностью явл.применение специфических инструментов долгосрочного планирования: учет временной стоимости денег и пр. По причине того, что на практике часто проявляются недостатки планирования, выходом является разработка КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. Концепция стратегического планирования должна реализовываться посредством соответствующей системы бюджетирования (сценарное планирование, скользящие планы, контроль затрат с учетом управленческой гибкости, планирование на базе системы сбалансированных показателей, связывающей стратегию и текущую деятельность, и на этой основе позволяющей осуществлять интегрированное управление).